Афанасий Максимов: "За слова надо отвечать"
В мае 2020 года в интернете было опубликовано интервью бывшего президента Якутии Вячеслава Штырова под названием «Как „Якутгазпром“ стал ЯТЭКом». На обвинительные фразы крепко обиделся бывший президент «Саханефтегаза» Афанасий Максимов. И обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Три года назад Вячеслав Штыров в YouTube поведал о том, что, когда он руководил Якутией, республика упустила из-под своего контроля компанию «Саханефтегаз» именно по вине Афанасия Максимова. Он, мол, вошел в преступный сговор с братьями Зиявудином и Магомедом Магомедовыми (ныне оба в тюрьме) и придумал изящный способ продать им активы. Афанасий Максимов от такого заявления впал в ярость и подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в Якутский городской суд. На процесс Штыров прислал представителя, который в суде ходатайствовал, чтобы дело рассматривалось в Москве, в Черемушкинском суде, по месту жительства экс-президента. Судья Александра Кочкина передала дело в Москву, несмотря на возражения Максимова, что нужно судить там, где и происходили события.
ИЗ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
— Спорные фразы, высказанные в форме утверждения и содержащие негативную информацию, утверждают о неправильном, неэтичном поведении Максимова А. Н. по отношению к обществу, нарушению закона, совершению преступления, в котором он не осуждался... Поскольку информация, распространяемая посредством сети Интернет, размещается на сайтах, объективно доступных неопределенному кругу лиц, данная информация получила широкую огласку и под воздействием оспариваемых сведений у неопределенного круга лиц могло сформироваться негативное мнение о Максимове А. Н.
«РАЗ ПОШЛА ТАКАЯ ПЬЯНКА!»
Афанасий МАКСИМОВ:
— Штыров совершает ошибку за ошибкой. С чем это связано, не знаю. Сказать, что это последствия возраста, тоже нельзя, так как он еще молод. Для мужчины 70 лет — это не возраст. Для политического деятеля тем более, самый расцвет. Первая его ошибка — это его комментарии на своем ютубканале. Зачем вдруг он поднял эту тему публично, ради чего? Чтоб отвести от себя вину? Но теперь в опровержение его слов в суд поступит достаточно документов, которые будут закреплены в деле и получат оценку. Вторая ошибка — это ходатайство о передаче дела в Москву. В Якутии есть кое-какой политический вес. А для Москвы он кто?
— Три года прошло с тех высказываний Штырова. Почему только сейчас подали иск?
— На самом деле не три года, это видео 2018 года. Но не суть. Я ведь не слежу круглосуточно за Штыровым. Однажды приятель прислал ссылку и говорит: «Оказывается, ты в одиночку всё это провернул? Силен! Продал Магомедовым. Сам всё сделал!». Он подшучивал, а мне как-то стало не до смеха. Я посмотрел видео. И понял, что на такие вещи надо отвечать. Ты смотрел это видео?
— Имел удовольствие.
— Сильно же, скажи? Мне предлагал его адвокат: «Не хотите на мировую?». Я категорически отказался. Если он признается публично, что наговорил галиматью, то тогда пойду на мировую. Вот зачем это все ему надо было говорить? Мы же его не трогали.
— Вы когда в последний раз со Штыровым виделись?
— В 2013 году, когда я освободился из колонии. Он мне сказал: «Молодец! Хорошо сидел!». Я тогда еще подумал: «Ни хрена себе, хорошо отсидел». Вроде как спасибо сказал. Ну он знает, что у меня в портфеле много есть. У меня нет намерений его унизить сильно. Его давно же отправили на почетную пенсию. Но за свои слова надо отвечать. Тем более за такие громкие.
— А почему он обвинил? Зачем? Смысл?
— Официально напиши так мою фразу: «Загадка для меня». А неофициально я тебе без диктофона скажу.
— Вы в среду ходили в суд?
— Да. И пришли со мной мои друзья, три Игоря: Игорь Корнев, Игорь Чикачев, Игорь Пахомов. И обсуждали в коридоре суда, зачем он столько на меня наговорил. Делать такие заявления антилогично! Это же все доказывается на раз-два. Я один никак не мог продать компанию, тем более это открытое акционерное общество. Там было много акционеров, акций — на миллиарды. Генеральный директор не мог даже ручку продать. Это как понимать? Захотел — продал? Существует же целая процедура, в которой участвуют десятки организаций вроде Федеральной службы по финансовому рынку, Центрального банка. Есть же совет директоров. Это же стратегическое предприятие, на котором замыкалось буквально всё: и энергетика, и добыча, и котельные. Да вся жизнь! Штыров в записи откровенно бравировал! Еще возмущает: Штыров сказал, что мы украли деньги на нефтепровод. А на нефтепровод никто деньги вообще не выделял.
— А почему 100 тысяч-то требуете? Тут либо миллионы, либо рубль...
— У тебя информация 1905 года. Мы давно увеличили сумму в разы. Это Москва.
— Насколько?
— Намного. Раз уж пошла такая пьянка.
ЧТО СКАЗАЛ ШТЫРОВ?
«КТО В ТЮРЬМЕ, КТО ЗА ГРАНИЦЕЙ» Вот выдержки из интервью Вячеслава Штырова, которые очень сильно не понравились Афанасию Максимову:
— «А кто принимал это решение о том, что надо продать акции и кто принимал решение, что здесь должны быть Магомедовы?! Афанасий Николаевич Максимов». Он к этому времени был единственным легитимным человеком в Саханефтегазе» (3:30);
— «Совет директоров Саханефтегаза перестал существовать, потому что все они оказались кто в тюрьме, кто за границей (3:50);
— «Кроме него, никто не мог никаких документов по Саханефтегазу, никаких решений принять. Вот он там работал, в Саханефтегазе. Он пришел с таким предложением, мы его согласовали, это предложение. Он [Афанасий Максимов] и проводил аукцион. Он [Афанасий Максимов] привлек «Сумму Капитал», сам [Афанасий Максимов] познакомился с этими Магомедовыми, подсчитал, что они действительно достойные люди, и, значит, привлек их сюда (3:59).
— «Что у них дальше там произошло?! Когда Магомедовы приступили к владению этим вот, назовем ее ЯТЭКом, они выяснили, что значительная часть имущества оттуда выведена на предприятие ЯКОЛ, которое принадлежало лично, и между ними начался конфликт. Но не за это был осужден, значит, Афанасий Николаевич. Он был осужден за то, что были выделены деньги на строительство (нефте)газопровода от Талакана — Витим — Пеледуй. Эти деньги таинственным образом исчезли. Я не следователь и не прокурор и не буду говорить, куда они там делись. Но за это [Афанасий Максимов] был наказан (4:23).
— «Он их привлек [Магомедовых], потом с ними начал бороться» (5:30).
— «Очень простое дело. Продал акции сам по своей инициативе. Сам нашел Магомедовых. Сам, значит, сам вступил в конфликт. Потом возбуждено уголовное дело. Вот он [Афанасий Максимов] из себя начал делать национального героя (7:44)». ***
Представитель Вячеслава Штырова Маргарита Нифонтова предупредила «ЯВ», что никаких комментариев по поводу суда не последует, во всяком случае, пока не закончится процесс.
ВДОГОНКУ
Суд должен был состояться в эту среду, мужчины в поисках справедливости просидели в коридоре здания на Кржижановского, затем вошли в зал для разбирательств. Однако процесс отложили по ходатайству адвоката Вячеслава Штырова до 18 декабря 2023 года.
Михаил РОМАНОВ.