Байбал Золотые руки
В любом деле я люблю профессионалов. Неважно, какой у человека характер и под какой звездой он родился, если он профи, то на все странности попросту закрываешь глаза, в конце концов, имеет право. Он уверен в себе, знает себе цену, расскажет обо всех нюансах своей работы. Потому что. Знакомьтесь: Павел Тимофеев. Массажист.
ВОТ И ВЕСЬ ФОКУС
Когда ты ищешь настоящего мастера, то и народная молва к нему приведет. Испокон веков так было, так есть и так будет. Когда мне его рекомендовали как массажиста золотые руки, который за один раз на ноги поставит, я даже имени его не знала. Контакт был записан так: «Слепой массажист». — Не знаю, как он это делает, но я от него как новенькая вышла. Полный, можно сказать, капитальный ремонт! — уверила меня подруга. Он немного припаздывал. Я списала на то, что незрячим людям дороги переходить сложнее, и в целом большой скоростью передвижения они не отличаются. Наконец, минут через пятнадцать, явился. Большой, грузный, палочкой дорогу себе прокладывает: «Заждались? Уверяю вас, что не зря. Управимся». Жалуется на такси: не заказать. Погоды-то ненастные стоят.
— А какой массаж вы делаете?
— Авторский.
— Хм. Поговорим об этом? У нас ведь час, как я понимаю.
— А может, и два. Я работаю на результат, — он слегка придавливает на триггерные точки.
— Это артроз, — вякаю.
— Я вижу.
— Простите, но у вас же слепота.
— А я руками все вижу, как, собственно, должен уметь видеть любой доктор.
— А вы доктор?
— Доктор — это не тот, кто зубрил десять лет предмет. У меня есть медицинское образование. Сначала в Жатае медицинский колледж закончил, потом в Кисловодске учился. Главное ведь мозги включать, когда работаешь.
— О, это умение — в любой сфере вещь незаменимая!
— И строго следовать главному принципу, сформулированному отцом медицины Гиппократом, — Primum non nocere.
— Не навреди.
— Именно!
— Я извиняюсь, а вы абсолютно слепой?
— Можете не извиняться. Абсолютно. Врожденная катаракта. Множество операций. Отслоение сетчатки. Атрофия зрительного нерва. Но я имею представление о мире. Совершенно ослеп я к 16-ти годам, а до этого успел прочитать все медицинские энциклопедии и словари моей тети-врача. Она была влюблена в свою профессию до мозга костей и меня медициной увлекла. После я читал по Брайлю, а сегодня выручают различные программы для слепых, очень продвинутые, удобные.
— Откуда вы родом?
— Из Вилюйска.
— Погодите, слепой массажист из Вилюйска. А зовут вас Байбал.
— Да, все верно.
— А я, оказывается, слышала о вас, и уже, кстати, давно.
— А я вот — раз — и прямо сейчас убил остеофит в вашей коленке.
— Я не заметила особой боли.
— В том весь и фокус! — улыбается. - Сделать это незаметно — высший пилотаж! Мениск сейчас вправим, вот это может быть ощутимо.
— Бли-и-ин! А я на своих ногах уйду от вас?
— Летать будете! Гарантирую!
— Вы бы знали, сколько я уже в эти колени денег вколола! Это ж бриллиантовые ноги!
— В итоге помогли эти уколы?
— Честно говоря, ненадолго. Но и к массажисту я шла без всякой надежды на чудесное исцеление.
— А это вы зря. Хороший массаж дорогого стоит. Это искусство пришло к нам из древнего мира: в индийских храмах его делали жрецы — брамины, а в Египте и Китае только лучшие врачеватели. Я, как и все, начинал с классического массажа. Лечил пациентов с заболеваниями нервной системы с помощью соединительнотканного массажа. Да много каких симбиозов перепробовал. Но однажды наступил тупик: мне словно ничего из кучи существующих способов массажа не подходило, казалось недостаточным, как будто вот немного чего-то не достает.
— И? — напрягаюсь.
— Вы совершенно не умеете расслабить мышцы шеи!
ИЗ ДРЕВНЕГО МИРА — В СЕГОДНЯ
— Павел, а вы женатый человек?
— Все незрячие разобраны в добрые руки, — радуется своей шутке, аж запрокидывая голову назад.
— Потому что…
— …пенсия высокая! — хохочет. — За это я на государство совсем не в обиде.
— То есть вы могли не работать, но это ваше хобби, общение, социализация?
— Я не склонен критиковать коллег по цеху, но высококвалифицированных массажистов у нас наперечет. Должен же кто-то делать эту работу хорошо, правда? Ну ладно, расспрашивай дальше.
— Вот вы в первый раз зашли в тупик — и…
— …стал усиленно обучаться. На биоэнерготерапевта, что было очень модным тогда направлением. Мануальную терапию освоил. Собирал информацию, всю, до чего смог дотянуться, перелопатил. Все виды массажа усовершенствовал, ПИР.
— ПИР?
— Это методика постизометрической релаксации, основанная на поочередном расслаблении и растягивании мышц. Мне нравится двухфазная. Сейчас вам на грушевидной мышце продемонстрирую, — демонстрирует на мне же. — Десять секунд длится изометрическая фаза, далее отпускаем — это изотоническая фаза. Но в то время я исчерпал потенциал классического массажа и второго метода ПИР. Потолок. Патовая ситуация. Про механизм действия мануальной терапии теории не было. Например, как преодолевать сопротивляемость позвоночника? Зато словоблудия сколько хочешь много. Мешанина. Шелуха. Вот задание — разблокировать тот или иной заблокировавшийся позвоночно-двигательный сегмент. Но в ответе говорится только о блокировании (здесь я прослушиваю краткий ликбез о дегенеративно-дистрофических изменениях опорно-двигательного аппарата. — Я. Н.). Еще и авторы плагиатом занимаются — целыми главами друг у друга воруют. Вообще-то проще писать нужно. И свой путь искать. Разве не в этом смысл профессиональной деятельности заключается?
— Свой путь — это всегда привлекательно звучит. Миссия еще. Ценности.
— А я не пиарюсь, если вы об этом. Как раз нечасто записываю на прием. И денег с людей не деру.
— Это правда. Соотношение «цена — качество» лучше и не пожелаешь. Так на чем мы остановились?
— Я пересмотрел механизм действия именно классического массажа, точнее, его нервно-рефлекторный путь воздействия. Это и был выход из тупика. — Выход действительно располагается примерно там же, где и вход. Древний мир. Сегодня. Путь…
— С истории возникновения массажа существует всего три механизма: гуморальный, механический и нервно-рефлекторный. Вот я вам делаю массаж, а по центростремительным нервам идет прямой сигнал, проходит рефлекторные дуги, доходит до центра, и вот ответная реакция центра примерно наполовину отрубает мою работу, пытаясь вернуть себе то самое состояние, что было до массажа.
— У меня, пожалуй, сила сопротивления еще больше.
— Глюк у всех получается разный, но в пределах пятидесяти процентов. Я назвал его усовершенствованным механизмом, когда вместо одного потока идут два. Сгибайте бицепс! В два потока. Тогда нервная система и перегружается, а одновременно защитная реакция включается. Чувствуешь? И вот тут-то я закрываю потоки массажем, чтобы окончательно запутать центр!
— Хитро!
— Еще проще: вот я вас щипнул — пошла информация. Я вас погладил — и эта информация удалилась.
— Чувствую себя компом: два вектора — два потока.
— А с прерывистой информацией комп зависает.
— И, кажется, уже нехило подтупливает (хохочем).
— Здесь еще важно время. Я секунды отсчитывал, чтобы эти механизмы отточить. Вся эта работа происходит на коротких отрезках времени.
— А раньше как было?
— Раньше шло наложение друг на друга двух неэффективных методик в больших периодах времени с располовиненной ответной реакцией центра.
— На курсах массажа этого точно не дают.
— Я вам больше скажу: на кафедрах этого не дают. Ни в коем случае не критикую всё сделанное до меня. И массажи, и ПИР, и суставной массаж мобилизации, которые я использую, несомненно, дают свои эффекты. Просто в какой-то период времени они перестали устраивать лично меня, и я стал искать свой путь. Свой массаж называю восстановительным.
— Что он в себя включает?
— Во время массажа ведь остаются без особого внимания колени, плечевые, локтевые, лучезапястные суставы — здесь я провожу активную мобилизацию.
— Это то, что вы называете, «убить остеофиты»?
— Да, рывком. Это и есть активная разблокирующая мобилизация. Есть также пассивная разблокирующая мобилизация.
— Чем они отличаются?
— Они отличаются кардинально. В активной я работаю с тканями во время вашего сопротивления. В пассивной создаю две активные зоны, отвлекая нервную систему от места воздействия. Отдельно выделил воздействие на сухожилия, на места их прикрепления. Отсюда вышло репаративное (возвращающее) лечение позвоночника, и многое другое объединилось в эту методику.
— А кто же массажирует вас?
— У меня есть ученики. Ну что же, встань и иди. Встаю. И иду. — Ну вот ты и идешь без нарушенного двигательного стереотипа. Не на согнутых ногах. Без опоры на остеофиты.
— Почти забытое ощущение. Опять же остеофиты эти никому не нужные убиты, и это радует. Благодарю.
— Большую работу провели, — остается очень довольным.
— Какой у вас стаж работы?
— Почитай, более тридцати лет. Работал в профилакториях «Алаас», «Строитель», «Родник», в поликлиниках — 4-й, Жатайской, водников. А еще в Центральной бане, в «Мыльне», в Японском доме. Словом, всегда хватало работы. Ходите иногда к массажистам. Это полезно.
— В завершение пару слов о планах и прожектах.
— Мой потенциал далеко не исчерпан. Буду и далее повышать квалификацию, обучать учеников, мечтаю открыть кафедру массажа. До воображаемого потолка еще высоко!
Яна НИКУЛИНА.
Фото предоставлено героем материала.