Банда Бирюкова-Орлова
В декабре 1941 года в Усть-Майском районе появилась хорошо организованная и вооруженная преступная группировка. В криминальную историю Якутии она вошла как «Общество спасения России от коммунизма». Дело в том, что ее главарь, бывший колчаковский прапорщик Василий Бирюков, мечтал создать на территории республики несколько крупных повстанческих отрядов, активно боровшихся с советской властью.
Банда, в состав которой в основном входили дезертиры, уголовники и уклонисты, держала в страхе местное население, грабила стойбища, охотничьи зимовья, мануфактурные и производственные склады, совершала налеты на прииски, расположенные в окрестностях Аллах-Юня, похищая продукты, оружие и золото. На ее счету — не одна человеческая жизнь. Во время налетов жертвами стали боец приисковой охраны и двое рабочих, в устроенной бандитами засаде погибла опергруппа из десяти человек во главе с младшим лейтенантом госбезопасности Александром Коробовым. Кровавый шлейф тянулся за беспредельщиками в течение нескольких месяцев. Летом 1942 года вожак банды погиб в перестрелке, а ближе к осени отряд был полностью ликвидирован.
Эта история началась за несколько месяцев до Великой Отечественной войны. Весной 1941 года в республику приехал сын ростовщика Василий Бирюков, бывший прапорщик, в 1919–1920 годах служивший в контрразведке Колчака. При себе у мужчины был поддельный паспорт на имя Василия Орлова. В архивах местного Управления ФСБ сохранилась информация о богатом прошлом гостя Якутии, который, как оказалось, не раз менял фамилии. В 1939 году он был арестован как участник массовых казней мирного населения в годы Гражданской войны. Получив большой срок, в 1941 году сбежал из Иркутской тюрьмы, тяжело ранив охранника. Чтобы не попасться на глаза бдительным сотрудникам правопорядка и госбезопасности, Орлов-Бирюков с помощью поддельных документов решил затеряться в якутской глуши, там, где люди лишний раз не интересуются чужим прошлым и редко задают какие-то вопросы. Так он и оказался на территории Аллах-Юньского (ныне Усть-Майского) района, являвшегося в те годы одним из ключевых мест якутской золотодобычи.
Устроился на прииск, но долго работать старателем Орлов, конечно же, не собирался. Он мечтал сколотить свою банду и заниматься отъемом ценностей у народа и государства. Судя по документам ФСБ, его мечта сбылась уже в декабре 1941 года. Банду преступник громко назвал «Обществом спасения России от коммунизма». Надо отметить, что она начала действовать в тот период, когда в некоторых районах республики стал наблюдаться рост антисоветских настроений. В преступную группировку, действующую на приисках «Евканджа» и «Сунча», вошли, как мы уже говорили, в основном дезертиры, беглые зеки и местные криминальные элементы, в том числе 21 старатель, четверо чернорабочих, двое представителей вооружённой охраны приисков, конюх, учитель физкультуры и даже парикмахер. Среди них были восемь бывших членов партии и комсомола, четверо считались кулаками, у тринадцати имелась судимость за бытовые преступления и хищения.
Главными помощниками Орлова стали начальник охраны прииска «Евканджа» Михайлов и некий Пунтус, член ВКП(б), ранее работавший в торговле. В 1940 году его осудили и приговорили к лишению свободы за вредительство, однако мужчине удалось скрыться. Пунтус находился во всесоюзном розыске и возглавлял банду из пяти человек, которая вскоре вошла в состав орловского отряда. К лету 1942 года группировка Орлова-Бирюкова уже состояла из тридцати человек, имела много оружия, патронов и самодельных гранат. Хорошенько обогатившись в Якутии, злоумышленники собирались перейти границу СССР на одном из ее южных участков.
14 июня 1942 года бандиты напали на прииск «Евканджинский», где убили рабочего и охранника и полностью разграбили все местные склады, унеся с собой оружие, боеприпасы, продовольствие и добытое старателями золото. Это преступление стало одним из ключевых эпизодов в серии нападений орловского отряда.
Спустя пять суток, в полдень 19 июня, преступники, застав охрану врасплох, захватили прииск «Светлый», где устроили импровизированный митинг, на котором призывали старателей вступить в их банду, но смогли привлечь на свою сторону только нескольких уголовников. Один из бандитов по фамилии Калашников выстрелил из револьвера в лицо старателю Иващенко, не выполнившему приказы злодеев. Раненный в голову рабочий лишь чудом остался жив. В тот же день бандиты убили комсомольца Михаила Хасанова. Юноша отказался сообщить им место нахождения приисковых лошадей. После чего бандиты ушли из поселка, нагрузив на своих лошадей мешки с продовольствием, товарами и золотом.
Учитывая, что все золото, добываемое в стране в те годы, шло на оплату поставок по ленд-лизу, якутским чекистам была поставлена задача как можно быстрее ликвидировать банду Орлова-Бирюкова. К тому же в этом районе уже действовали две криминальные группировки, которыми руководили Александр Шумилов и Дий Коркин — о них «ЯВ» уже рассказывал. Надо отметить, что ликвидация орловской шайки потребовала больших усилий со стороны сотрудников госбезопасности. К июню 1942 года бандформирование уже совершило четыре крупных налета на склады золотых приисков и зимовки охотников, захватив десять карабинов, четыре револьвера и пистолета, десять кило взрывчатки, патроны, золото, продукты и шесть лошадей. Надо отметить, что все эти действующие в Якутии группировки пользовались партизанской тактикой и ликвидировать их в таежных условиях было крайне сложно.
Летом 1942 года по следу преступников отправилась оперативная группа НКВД, которой командовал 31-летний Александр Коробов. Младший лейтенант родился в Ярославле, в 1939 году окончил в Новосибирске межкраевую школу НКВД, после чего был направлен на работу в Якутию, возглавив Усть-Майский районный отдел НКВД. 25 июня Александр и десять сотрудников госбезопасности попали в засаду и были убиты. А через два месяца после гибели Коробова в Усть-Мае родилась его дочь Альбина.
В июле 1942 года Бирюков-Орлов был убит в перестрелке. Избушка, где после налетов отдыхали преступники, была окружена. Члены группы, которой предстояло задержать банду, стали бить камнями по окнам. Главарь банды успел выскочить из дома и даже дважды шмальнуть из ружья, но почти сразу был сражен точным выстрелом, сделанным одним из комсомольцев. Чуть позже такая же участь постигла бандита Калашникова. А мертвецки пьяного Пунтуса нашли в одной из соседних изб. При задержании он не оказал ни малейшего сопротивления.
После гибели своего вожака остальные бандиты разбились на мелкие группы и какое-то время продолжали грабить людей и старательные артели. Но и их удалось задержать. Ближе к осени 18 участников шайки арестовали. Все они оказались на скамье подсудимых, пять членов группы были приговорены к высшей мере наказания, а остальные получили большие лагерные сроки. У преступников изъяли оружие, огромную по тем временам сумму в 200 тысяч рублей, а также 11 килограммов украденного с приисков промышленного золота.
Вместо эпилога
В 1942 году в Сибири и на Дальнем Востоке были ликвидированы 254 банды общей численностью 1298 человек. При этом убиты 119 преступников, а 1179 были арестованы. Ликвидация в 1942–1943 годах банд Орлова, Коркина и Шумилова, действующих в Аллах-Юньском районе, а также отряда Павлова, кошмарящего Алданский район, обеспечила безопасность таких стратегических объектов, как склады и прииски. Кроме того, это поспособствовало бесперебойной добыче золота, так необходимого для экономики СССР в годы Великой Отечественной войны.
Татьяна КРОТОВА
При подготовке статьи использовались материалы Управления ФСБ РФ по Якутии, сайта «Материалы о ГУЛАГе», а также книги Сергея Раца «Холодный Аян. Очерки о чекистах Якутии» и Александра Севера «Лаврентий Берия. О чем молчало Совинформбюро»
