Быстрая наморозка льда. Новое решение для строительства зимников
В эти дни в СВФУ проводится VI Северный форум по устойчивому развитию. Одной из тем на форуме будет обсуждение северного завоза в отдаленные районы республики. Не нужно разглагольствовать, насколько это важное мероприятие. Все и так все знают. В числе приглашенных гостей Вячеслав Круглов, ветеран пожарной охраны из Архангельска. Он привез на форум для проведения испытаний свое изобретение — устройство для быстрого забора воды из-подо льда НВУ-80. Где и кому может пригодиться данное устройство, как оно устроено, он рассказал во время проведения испытаний под сопками.
— Этим изобретением занимаюсь с 2012 года. Тогда провел первое испытание.
— Как вообще идея пришла в голову?
— Идея в голову приходит через руки. Когда ты долбишь лёд, в голове рождаются бредовые идеи, как это сделать быстро и легко. В принципе, с 1992 года работал в пожарной охране. И вот в отряде уже у меня появилась возможность заниматься экспериментами. Основной задачей было сделать так, чтобы можно было очень быстро производить забор воды из-подо льда. Когда лед метровой толщины, добраться до воды достаточно проблематично.
— Почему вы приехали именно в Якутск для проведения эксперимента?
— Для проведения эксперимента нужен лед. У нас в Архангельске его еще нет. На форуме «Безопасная Арктика — 2025» я познакомился с профессором СВФУ Надеждой Архиповой, и она пригласила меня в Якутск на форум, чтобы провести здесь эксперимент. Давно хотел сюда попасть, и удалось. Эксперимент не совсем гладко прошел, но сама задумка была доведена до логического завершения.
— В чем была проблема?
— Пожарный автомобиль не доехал до водоема. Лед тонкий для такого транспорта. Мы бы просто утопили машину.
— Расскажите принцип действия.
— Для испытаний устройства нужны мотопомпа, напорно-всасывающие рукава с условным проходом 80, пожарные рукава и шнековый ледобур диаметром 100 мм в спортивном исполнении. Диаметр шнекового ледобура выбран неслучайно, потому что многие сейчас делают упор на ледобуры большого диаметра, но чем больше диаметр, тем сверлить сложнее. Если процесс механизировать, использовать мотобур, электроинструмент, он может не выдержать на морозе или просто-напросто не завестись. При сильных морозах воздух разряжен, топливо поступает, но смесь не та, какая нужна, и он просто не заведётся, будешь дёргать, и все. Ледобур берешь в руки и выполняешь задачу при любых условиях. Вынул из машины, сделал лунку, вставил трубу, закачал воду, и можно работать. В Холмогорском районе в Архангельске мы с этим устройством работаем порядка 13 лет.
Они есть в каждом пожарном автомобиле, но есть один нюанс: эта продукция не сертифицирована. Мы работаем, можно сказать, нелегально, но используем вынужденно, когда не можем поставить на штатное вооружение.
— Почему именно для пожарных машин?
— Штатное вооружение габаритное и тяжелое. Оно работает, но почему бы не применить что-то новое? Положить в дополнение к уже имеющемуся. Места много не занимает. Подходит под штатные шланги. Этот наконечник универсален для всех, не только для пожарной охраны, но и для народного хозяйства, дорожных служб для намыва ледовых переправ на зимниках.
— Это очень актуально для нас.
— Да. С помощью моего изобретения можно формировать транспортные пути намного раньше, когда на тяжелой технике нельзя выехать на лед. Как при проведении нашего эксперимента. Берёшь лёгонькую мотопомпу, один человек выходит, начинает намораживать с края и идет дальше. Когда морозы ударят, оно само будет намораживаться, и плюс ещё таким образом. Причем вдоль рабочего участка можно поставить не одну мотопомпу, а две, три, пять, десять, и они одновременно могут работать. Самое главное, что для забора не нужен специализированный водоёма, можно воду забирать из лужи, где есть запас воды, из болота можно забрать, потому что болота насыщены водой, реки, озёра, неважно. Все работает с минимальной глубины. 15 сантиметров достаточно для того, чтобы обеспечить насос пожарного автомобиля, уже не говорю про мотопомпы.
При изобретении этого наконечника использованы элементарные законы физики. Изделие выполнено в виде конуса с пропилами. Угол наклона конусов близок к 45 градусам, чтобы происходило закручивание воды. Это оптимальный угол для работы. Можно сделать углы разные, но это не будет работать. При такой конструкции шуга выталкивается наверх, не залипает и не забивает наконечник. Пропилы рассчитаны с запасом того, что, мало ли, какой-нибудь проплывающий полиэтиленовый пакет в реке налипнет, чтобы конструкция не засорилась. Также рекомендую для лучшей работы взять обыкновенное ведро и затопить его, чтобы вода чище была, чтобы не угробить насос моментально. Такое тоже может быть.
— Вы обсуждали применение вашего наконечника с местными компаниями?
— Да, с «Дорогами Арктики» — именно о практическом применении.
— И как? Будут применять?
— Об этом лучше у них спросить.
Что мы, собственно, и сделали. Спросили.
Ньюргун СЛЕПЦОВ, начальник отдела эксплуатации артельных дорог и искусственных сооружений «Дорог Арктики»:
— Сегодня мы провели испытание всасывающего агрегата. Посмотрели, как работает, при каких условиях. Коллеги все показали на практике.
— Насколько его применение возможно на практике?
— У нас порядка 8800 километров автономных дорог, из них автозимники по арктическим северным районам республики — 8300 километров. Местность пересеченная, и много ледовых переправ и участков. Данное оборудование могло применяться у нас.
— Оно сможет облегчить создание автозимников?
— Да, конечно, оно может посодействовать и раннему открытию автозимников. Вообще, думаем, на практике оно себя покажет. Метод намораживания водой мы используем на многих участках. Набор толщины льда компенсируем именно такими мероприятиями в виде наморозки льда.
— Сегодня во время эксперимента машина не смогла заехать на лед, потому что он просто не выдержал бы такую махину. Как быть с этим?
— В подготовительных работах мы используем снегоболтовую и легковесную технику. То есть, например, машина коллег из МЧС весит порядка 20 тонн. Наша подготовительная легковесная техника весит, например, максимум 4 тонны. «УАЗ-Фермер» — максимум 2,5–3 тонны со снаряжением. Снегоболотоходы на шинах низкого давления, они проходимы. То есть при толщине льда 20–25 сантиметров они уже могут проехать. На втором этапе эксперимента нам сегодня показали, как могут быть использованы бензиновые переносные мотопомпы. То есть можно с берега кинуть шланги на середину реки и начать работу.
Вообще, есть много методов наморозки льда. У нас совместно с автодорожным факультетом СВФУ в прошлом году была научно-исследовательская работа. Мы выявляли, при каких видах работ скорость наморозки льда быстрее и эффективнее. Изучали температурную зависимость, через какой промежуток времени, при каких видах работ наморозка льда будет самой эффективной. Это устройство будет у нас работать.
ЭКСПЕРИМЕНТ
В эксперименте принимали участие сотрудники научного центра СВФУ, представители автодорожного факультета, участники Северного форума, целая команда МЧС и т. д.
Изначально забор воды с помощью наконечника НВУ-80 не получился. Насос техники МЧС не хотел забирать и «выплевывать» воду, как было задумано. Однако во второй части эксперимента, когда была применена мотопомпа на бензиновом генераторе, система заработала, и пожарный шланг выдал мощную струю воды, с помощью которой, собственно, можно осуществлять строительство зимника, намораживание льда. Все присутствующие замерзли, но, тем не менее, были довольны результатом, что эксперимент состоялся.
Виктория БУШУЕВА




