Человек, влюблённый в мир!
32-летний Алексей Трофимов пишет электронную музыку. Уроженец Хандыги, окончил школу в Якутске и отправился в самостоятельный путь уже в 16 лет — сначала в Новороссийск, затем в Индию, а сейчас живет в Москве.
Более всего его увлекает лаунж-музыка в сочетании с древними мантрами и игрой на этнических музыкальных инструментах. Недавно он посетил родные края и дал единственный концерт, где демонстрировал создание аранжировки с нуля и исполнял интересные вещи вместе с Василеной Шариной, Дарией Лавровой и харизматичной певицей Kakitoka, а мы пообщались с Алексеем в баре Icon.
КРИШНАИТ 2.0
— Алексей, как вы провели детство в Хандыге?
— Весело! Я там не был уже лет пятнадцать, но иногда она мне снится. Очень хочу в Хандыгу съездить, потому что, несмотря на то, что это суровые места, у меня остается к ней искренняя внутренняя привязанность и любовь. В этот раз я в Якутии всего на три дня, поэтому не успею туда сгонять.
— В каком возрасте вы переехали в Якутск?
— Когда я учился в третьем классе. Как бы Хандыга совсем из детства, я бы сказал, раннего. А Якутск — мой основной город, если можно так выразиться (улыбается). Здесь я жил до 16 лет. Здесь живут мои родные. В этот раз много гуляли по городу, и я нахожу его изменившимся, похорошевшим, но иногда в местах боевой славы вижу те же доски-тропинки. Идем с мамой, и я ей показываю, где мы убегали от хулиганов, и рассказываю кучу историй. Но когда ты приезжаешь в 22 года, то все это, казалось, происходило еще вчера, а когда приехал в 32, то понимаешь, что абсолютно отделился от детства, все это уже из прошлого, и ты просто немного ностальгируешь по тому времени.
— Что случилось в 16, что вы так рано уехали от родителей?
— Я сам принял это решение, попросив у родителей благословения пожить в храме Ашама в Новороссийске.
— Там есть такой храм?
— Даже монастырь, только ведический. И там есть киртан — это такое духовно-музыкальное действие, когда люди вместе поют мантры. В 15 лет я ездил туда вместе с родителями, и мне они настолько понравились, что меня буквально выключило! Я целый год просил родителей отпустить меня в самостоятельный путь. Получается, что навсегда.
— В Новороссийске вы живете постоянно?
— Я жил в Новороссийске, Москве, Сочи, Киеве. Затем отправился в Индию. Сейчас живу в Москве.
— Москва — финансовый Вавилон.
— Но Москва слезам не верит. Она сколько дает, столько и забирает. В общем-то, я не сильно привязан к конкретным местам. Часто летом я в Москве, а зимой в Сочи.
— Чем вы зарабатываете?
— Преподаю, пишу музыку. У нас музыкальная студия в Москве, пишем для артистов, для выставок, спектаклей, брендов и так далее. Словом, плотно связала меня музыка.
— Мантра — особенная ваша сфера?
— Я даже скажу, что основная моя специализация.
— Вы кришнаит?
— Скорее, моя практика в вайшнавизме, но можно назвать и кришнаитом. Последний хоть и носит навязанный чьим-то мнением сектантский налет, но это совсем не так. В любом случае это не человек, который живет какими-то догмами, а человек, у которого мягкое сердце и он ищет свой духовный путь.
— Мягкое сердце — обязательное условие?
— Совсем необязательное. Это моя интерпретация. Человек, влюбленный в мир, — вот четкое, но исключительно личное определение.
— А что значит духовный путь?
— Развитие тебя как личности. Твоего ощущения себя — более тонкого: как ты к себе относишься, как себя чувствуешь. Ощущение других людей и мира.
— И к чему этот путь ведет?
— К тому, что ты становишься более чувствительным, тонким и мудрым, что и можно объединить в термин «мягкое сердце».
— В вайшнавизме ведь нет четкой иерархии?
— Нет. Там все мягко. Я, кстати, кришнаит 2.0. Так что я в этой культуре с детства, и она мне знакома и близка с рождения. За эти дни я встретился со всеми друзьями и в общении с ними все больше понимал, насколько сильно их люблю. И ценю. Заметил, кстати, когда человек чем-то занимается с большой отдачей, а то и с фанатизмом, это отталкивает и в какой-то степени даже пугает людей.
— То есть вам даже не оставили выбора, раз вы родились у кришнаитов?
— Еще раз о мягкости: право выбора мне оставили, конечно. Бабушка водила меня в православную церковь, где мне очень нравилось. Я выбрал ведический путь и очень люблю такое соединение, когда люди из разных культур вместе что-то делают.
— Бог един, хотите вы сказать?
— Да, именно так! Просто пути к нему у всех разные.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ — ПУТЬ КАЖДОГО
— В музыкалке учились?
— На концерт придет мой педагог по фортепиано, что меня очень волнует. Мне кажется, ее не удовлетворят мои партии на фортепиано (смеется).
— На каком языке вы поете?
— Короткие мантры исполняются на санскрите, длинные — на хинди. В любой религии есть песни, прославляющие бога. Я не так сильно в это погружаюсь, важнее внутренний духовный путь и отношения с богом.
— Какой он, ваш бог?
— В какой-то степени бог всегда современный.
— Он тоже развивается и растет?
— Да, как любой живой организм. Иначе если жизни не будет, а жизнь — это развитие, то он умрет.
— Окей, бог живой. А как вы его чувствуете?
— У меня было много столь же искренних вопросов. Ты находишься в состоянии тотального принятия: бог есть, и я его люблю. Но нахожу правильным много вопросов задавать, иначе это не духовный путь, а просто идея, помогающая решать какие-то проблемы.
— Идеология.
— Да-да. Для меня главным аргументом во многих вопросах стал мой личный опыт — опыт, который я испытываю, а также опыт, которым делились со мной люди.
— А если это самообман?
— Или самовнушение, о чем я тоже задумывался, но мой опыт был долгим по промежутку времени, так что прошел проверку временем. Соприкасаясь с духовными людьми, памятуя о боге, начинаешь его чувствовать. Перенастроив свой внутренний радиоприемник на что-то духовное, а ты можешь настроиться на ту или иную волну своего сознания, и когда у тебя начинается поиск бога, ты вдруг его обнаруживаешь. И это вдруг становится столь реальным для тебя, что даже вопроса не возникает, а не причудилось ли это мне.
— А если человек в этом плане «аутист», не способный настроить радиоприемник на подобные частоты?
— Это же на самом деле желание. Хочет человек, чтобы его не было, или хочет, чтобы он был? У меня мама очень классная, и вот когда я начал свой поиск, она спросила: а зачем тебе нужно, чтобы был бог? И я очень крепко задумался: а зачем я его ищу? Зачем-то он мне нужен. И зачем-то каким-то другим людям он не нужен. Вот такая штука. А давайте перейдем к голосу разума: есть он или нет?
— Объективно об этом судить невозможно.
— Но, размышляя об этом, понимаешь, что объективность в этом вопросе очень субъективна, потому что мы не воспринимаем мир вокруг нас отражением света.
— ?
— Может быть, мир серый. Может, все бесцветное.
— А может, этого мира и вовсе нет.
— И мы находимся в матрице.
— Ну.
— Стараясь выстроить логические цепочки, ты все оцениваешь узко — через призму своего взгляда, но когда возвращаешься к вопросу опыта, то понимаешь, что это и есть твоя реальность.
— Управлять собственной реальностью — это круто.
— А это путь каждого.
— Тут точно все совершенно индивидуально.
— Никто не должен быть кришнаитом. Никто не должен верить в бога. Каждый двигается туда, куда он хочет. Это главная моя пацифистская мысль, и с этой точки зрения легко общаться с людьми. Это как когда близкий тебе человек творит какую-то, по твоему мнению, ересь, то в отношении с ним ты, скорее всего, будешь очень навязчиво пытаться «спасти» от этого. Куда проще помогать людям, как в психологии, немного отстраненно: он не пытается причинить тебе добро, а может просто что-то подсказать, но без какого-то насилия.
— И никаких «да гореть тебе в аду»?
— Надо понимать, что это путь человека и у него есть право выбора. В нашей философии говорится, что этот мир очень круто сконструирован и здесь можно находиться столько, сколько ты захочешь.
— Секрет бессмертия?
— Ты перерождаешься вновь и вновь.
— Ваш псевдоним Ананта как-то переводится?
— С санскрита переводится как «бесконечный».
— В тему! Как вы можете охарактеризовать свою музыку?
— Это моя попытка интерпретировать мантры и сделать их интересными для людей, которые никак с ними не связаны. Текст не важен, а важна музыка, важно настроение.
— Неправда. Слово — мощное оружие.
— Это тоже выбор — танцевать под музыку, где поется про «пей, кури, веселись, детка», или под те же мантры. А инструменты ведь те же самые, только будет меняться какая-то внутренняя история. Например, послушайте «Хиллсонг», если не ошибаюсь, это протестанты, они круто делают духовную музыку — современно, в духе времени.
— Музыка — часть вашего духовного пути?
— Путь не содержится и не состоит во внешних делах: любое действие этим телом — это не духовная практика. Любовь бога можно чувствовать в любой момент, и для этого необязательно петь мантры. Правда, музыка в этом все же помогает, ведь музыка и есть то, что объединяет независимо от веры, пола и расы.
— Когда-то вы станете совершенством и перестанете нуждаться в этом мире.
— Нет задачи стать совершенством, нет задачи уйти из этого мира или спрятаться от него. Мы несовершенны, но в этом все наше совершенство. Есть задача просто быть с богом, любить бога и любить себя.
— Последнее — непростая штука.
— Но с нее и нужно начинать. Единственная преграда — это я сам.
— Есть какие-то проекты? Имею в виду материальные.
— В 32 года задумываешься: а может и так дожить? Мы развиваем музыкальную группу. Надеюсь, хватит вдохновения и сил продолжать это делать. Большая радость и удовольствие — растить замечательных деток, у меня их двое. Главный же проект — научиться быть счастливым.
Яна НИКУЛИНА
Фото автора