Главная » 2024 » Апрель » 13 » Что будет с "Сахабултом"?

Что будет с "Сахабултом"?

Недавно мы рассказывали вам об уголовном деле, в котором оказалось замешано бывшее руководство «Сахабулта». По подсчетам следствия, материальный ущерб предприятию составил 187 миллионов рублей. По статье «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» под подозрением — бывший генеральный директор акционерного общества Михаил Павлов и его заместитель по экономике и финансам Аксинья Шишигина.

По информации МВД, предварительно установлено, что экс-руководители акционерного общества с марта 2015-го по июль 2022 года незаконно выводили продукцию вопреки требованиям устава и без согласования с советом директоров. Для этого было создано общество с ограниченной ответственностью «Пушная Якутия», одним из учредителей которого являлось акционерное общество. В 2018 году акционерное общество вышло из состава учредителей, но продолжало фактическое управление в лице подозреваемых. В этот период, а именно в 2015-м и 2020 годах, между акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью заключались договоры купли-продажи, по которым обществу с ограниченной ответственностью под видом реализации передавалась продукция акционерного общества, состоящая из изделий из меха, кожи, кожаной и меховой обуви, сувениров и так далее. Шишигиной наложен запрет на определенные действия в виде меры пресечения. Павлов находится под подпиской о невыезде. В Следственном комитете, кстати, параллельно расследуется уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», в котором фигурирует Михаил Павлов.

ДОЛГИ, ДОЛГИ

Каково сегодня положение дел в государственной компании и грозит ли ей банкротство, мы узнали в беседе с замминистра промышленности. Напомним, в прошлом году министерству передали «Сахабулт». И теперь у них стоит сверхзадача реанимировать одно из старейших предприятий республики. Тем более после таких-то потрясений. Антон АНДРОСОВ, заместитель министра промышленности и геологии республики:

— Я бы не сказал, что компании грозит банкротство. Да, на сегодня имеется определенная сумма задолженности по налогам. К сожалению, бывшее руководство «Сахабулта» уклонялось от уплаты налогов. Но считаю, что эта налоговая задолженность не такая большая.

— О какой сумме идёт речь?

— 60 миллионов рублей. Но при тех возможностях компании и финансовых средствах, которыми она располагает, сумма подъемная. Только по кадастровой стоимости имущество «Сахабулта» оценивается сегодня в 350 миллионов рублей. Поэтому в данном случае задолженность полностью управляема. По нашей инициативе мы уже встречались с коллегами из Федеральной налоговой службы с целью реструктуризации долга.

— Поэтому налоговая отозвала иск о банкротстве в Арбитражном суде?

— На сегодняшний день рассматривается мировое соглашение по реструктуризации задолженности. Сейчас оно находится на стадии согласования. Если нам удастся реструктуризировать долг, тогда предприятие сможет выплачивать ежемесячно по полтора миллиона и постепенно погасить долг перед налоговой. Вообще, Министерство промышленности и геологии начало курировать «Сахабулт» начиная с августа 2023 года.

— Кстати, почему именно вам передали предприятие, которое всю жизнь было в ведении Минсельхоза?

— В июле прошлого года решением председателя правительства Андрея Тарасенко было принято решение о том, что предприятие будет заниматься легкой промышленностью и полностью отойдет от сельского хозяйства. Необходимо закупить новое оборудование, переформатировать процессы на предприятии. Как Максим Викторович Терещенко стал председателем совета директоров, в обязательном порядке организовали аудит. Нам передали предприятие, у которого многомиллионные задолженности, непонятная структура и схема реализации. Начали проводить проверку по всем направлениям, в том числе и по финансам. Практически залезли в операционную деятельность. Осматривали склады, изучали деятельность изнутри. Сотрудники нашего министерства проводили инвентаризацию.

— То есть все эти годы должного контроля не было?

— Не могу сказать этого. Просто, когда нам передали предприятие, мы решили начать «с чистого листа» и понять, с чем вообще столкнулись. Это нормальный управленческий подход — провести анализ, изучить мощности предприятия, отметить плюсы и минусы. По итогам всех проверочных мероприятий было принято решение полностью обновить состав менеджмента. Поэтому в конце декабря 2023 года советом директоров было принято решение об увольнении директора Максима Эдуардовича Васильева по итогам той хозяйственной деятельности, которую он осуществлял на протяжении двух лет. В целом, если говорить о проверочных мероприятиях, анализ по финансам был проведен за последние десять лет. Были плачевные итоги, поэтому нам пришлось попрощаться с прежним руководством. В том числе с первым заместителем генерального директора, которая сейчас фигурирует в уголовном деле.

— Николай Степанов, который сейчас стал врио гендиректора, до этого работал заместителем Васильева. Почему его оставили?

— Он был заместителем директора по развитию. К финансам никакого отношения не имел. Мы же полностью проанализировали структуру и выяснили, кто чем раньше занимался. По итогам поняли, что Степанова к этим вещам не подпускали. Он занимался продвижением продукции, предлагал различные идеи, например, как стать резидентом ТОР «Кангалассы».

— Все идеи удалось ему реализовать?

— Потихоньку реализовывались. Сейчас до назначения генерального директора он временно исполняет обязанности. Посмотрим, как дальше будет. Но у Николая Вячеславовича есть все шансы заявить себя руководителем. Думаю, в ближайшее время совет директоров рассмотрит вопрос о назначении.

— Будет конкурс?

— Думаю, что да. «Сахабулту» нужен антикризисный менеджер. Еще раз говорю, у предприятия не такие большие задолженности и они полностью управляемы.

— Ну, смотрите, еще ведь по судебным решениям должны многомиллионные субсидии Минсельхозу вернуть?

— Общая сумма — 276 миллионов рублей. Это ранее выданные Министерством сельского хозяйства субсидии. По иску прокуратуры республики они были признаны недействительными, и поэтому обязали вернуть ранее перечисленную сумму. Но это не означает, что деньги были использованы не по целевому назначению. Тут чисто юридические тонкости в предоставлении субсидии. По формальным признакам не соответствовали, но им выдали субсидию.

— Но, тем не менее, по решению суда «Сахабулт» должен вернуть деньги.

— На сегодняшний день данный вопрос решается на уровне заместителя председателя правительства Джулустана Борисова. Даны соответствующие поручения. Это регулируемая задолженность. Как вы знаете, «Сахабулт» стопроцентно принадлежит республике. Задолженность у них перед государственным бюджетом республики. То есть сейчас нам надо просто узаконить процесс и провести деньги. А именно предусмотреть средства для «Сахабулта», которые он затем обратно вернет в государственный бюджет. Просто надо соблюсти необходимую бюрократическую процедуру, чтобы у коллег из прокуратуры не возникло вопросов. Буквально на прошлой неделе мы проводили совещание по этому поводу на уровне специалистов Министерства имущественных и земельных отношений, Минфина.

ТРИ ЗВЕРОФЕРМЫ

— В состав «Сахабулта» входит Покровская звероферма. В 2016 году мы писали об удручающем состоянии зверофермы. Были перебои по заработной плате, не хватало денег на корма. Наладилась ли сегодня ситуация?

— Там ситуация неоднозначная. У «Сахабулта» есть одно предприятие — Покровская звероферма. Но на сегодня есть еще три такие одноименные компании. Не знаю, как они осуществляют деятельность и как работают. Учредителями являются разные физические лица, не имеющие отношения к «Сахабулту». «Сахабулт», как учредитель, сдал звероферме в аренду помещения, а те, в свою очередь, сдали в субаренду одноименной фирме. Не знаю, была ли какая-то личная заинтересованность прежнего руководства или нет. В этом направлении сейчас проводится проверка правоохранительными органами. Мы всю информацию по итогам нашей проверки передали следствию.

— Так, подождите, не поняла... На территории Покровской зверофермы работают три компании?

— Да, три компании: Покровское зверохозяйство, Покровская звероферма и Зверохозяйство «Покровское». Как видите, все названия созвучны. Всё имущество при этом принадлежит «Сахабулту». Они сдали в субаренду. Еще раз отмечу, что по данному факту проводится проверка.

 — Значит, еще одно дело маячит.

— Возможно. На сегодняшний день там работает компания, которая принадлежит «Сахабулту». Выезжали туда, полностью провели инвентаризацию. Посмотрели, какое есть имущество. Часть сохранилась, часть находится в плачевном состоянии. Будем всё это восстанавливать.

— А зверьки?

— Они есть. Но всё было сдано в субаренду.

— Но «Сахабулт» получал продукцию от зверофермы?

— Да. У них там очень запутанные схемы. Честно, сам не разобрался толком.

— А страдали, наверное, всё это время бедные сотрудники зверофермы, которым задерживали заработную плату?

— Они не были сотрудниками зверофермы «Сахабулта». Они числились за другим предприятием. Соответственно, зарплату им платила другая организация, которая к «Сахабулту» никакого отношения не имела. Думаю, правоохранительные органы во всём разберутся.

 — На самом деле, вы молодцы! Вам удалось разгрести «авгиевы конюшни» и хотя бы привести дела в какой-то порядок. Дальше что у вас в планах?

— Сейчас проводим инвентаризацию имущества, которое находится за пределами города. У нас есть охотничьи угодья в районах. Посмотрим, что там есть. На северах, например, здания совсем обветшали. Сейчас общаемся с муниципальными образованиями, может, у них будет интерес на нашей земле что-то сделать или восстановить то, что есть. Возрождать предприятие в любом случае надо. Охотугодья, которые числятся на праве аренды за «Сахабултом», весьма востребованы.

— Тяжело будет восстанавливать то, что за годы пришло в упадок.

— Перед нами стоит сложная задача сохранить наш национальный бренд. «Сахабулт» был создан первым президентом нашей республики Михаилом Ефимовичем Николаевым. Кроме того, на северах у охотников сдача шкур — единственный источник заработка. Так что это и своего рода поддержка коренных малочисленных народов Севера. Еще раз хочу отметить, что имущество, которое на сегодняшний день закреплено за акционерным обществом, кратно выше и полностью перекрывает всю задолженность предприятия. В том числе перед бюджетом республики. Поэтому сейчас активно ищем эффективного антикризисного менеджера, который будет управлять имуществом.

СПЕЦОДЕЖДА И ОБУВЬ

— Как мне кажется, начинать надо с малого. Вот смотрите, те же спилки. Самая бюджетная и популярная обувь в Якутии. Извините, унты за 50 тысяч не каждый может себе позволить. Но у «Сахабулта» эта обувь почему-то не пользуется спросом. Многие идут закупаться на Столичку. Почему «Сахабулт» не может предложить интересную по дизайну обувь, а главное, по приемлемой цене?

— Как раз разработкой дизайна сейчас занимается исполняющий директор. Будем привлекать к этой работе студентов колледжа дизайна. Так что мероприятия по разработке новых моделей у нас запланированы. Те же спилки можно немного модернизировать. Да, я сам их ношу и ребенку покупаю. Реально это самая удобная и практичная обувь. И со мной, наверное, согласится большая часть населения республики. Будем над этим работать. Сейчас мы приступили к оптимизации рабочих процессов с целью удешевления производства товара. Когда у тебя сидят 20 человек в цеху и производят, грубо говоря, пять пар обуви, то себестоимость товара, конечно, будет в разы дороже. Надо учесть зарплату сотрудникам, соответственно посчитать затраты, посмотреть, из чего складывается цена на эти же спилки. У нас основные продажи приходятся на зимние месяцы, октябрь — январь. Сейчас в летний период будем готовиться к новому сезону, думать над ценообразованием и разработкой новых моделей. Предприятие нам передали меньше года назад, как говорится, не всё сразу. Планируем также расширять ассортимент продукции с учётом мнения населения. Будем проводить опросы. В общем, будем держать обратную связь с нашими покупателями.

— Компания «МилаМакс Плюс» разработала уникальный утеплитель для зимней одежды с оленьей шерстью. Можно ведь и новые технологии какие-то внедрить в вашей новой продукции.

— Отличное, кстати, решение. Перед Новым годом как раз встречался с Людмилой Расторгуевой. Она тоже должна нам помочь. В рамках нашей стратегии легкой промышленности мы готовы предоставить им помещение. Планируем высвободить у себя площади. Раньше ведь предприятие как работало? Каждый год получали субсидию и фактически жили на широкую ногу. Никто деньги не считал. Сейчас рассматриваем работу предприятия уже с точки зрения бизнеса. На 1000 квадратных метров посадить 20–30 сотрудников — такое точно не можем себе позволить. Будем максимально сокращать занимаемые помещения и делать их комфортными без ущерба производству. Освобождаемые площади будем сдавать в аренду по льготной ставке, чтобы это могло перекрывать коммунальные платежи. Тем самым мы реально поможем людям, а также значительно сократим наши расходы.

— А это не означает, что грозит массовое сокращение работников?

— Нет. Но сегодняшний день, кроме прежнего руководства, мы никого не увольняли. В целом высвобождаемые штатные единицы будут задействованы уже в другом направлении. Одно из них — это производство спецобуви и спецодежды для наших промышленных предприятий. Думаю, это хорошее направление. Вот вы упоминали теплый олений ворс. С данной компанией как раз задумываем заключить сотрудничество. Но сразу говорю, мы не будем охватывать все промышленные предприятия республики. Я считаю такой подход неправильным. Для начала отработаем с одной компанией. Хотя бы по себестоимости реализуем продукцию. Пусть даже в убыток себе. Нам сейчас надо запустить этот процесс, посмотреть, как будет востребован товар, выработаем хорошую модель. И вот уже тогда можно подумать о массовом производстве. Планов по возрождению компании у нас много, но главное — разобраться с задолженностями в течение года.

— Вернемся к уголовному делу. Следствие изъяло товар в количестве 22 тысяч единиц. Сейчас они находятся у вас на хранении. Не испортится ли их товарный вид? А то, когда завершится следствие, еще неизвестно.

— Об этих сделках стало известно, когда мы проводили инвентаризацию на предприятии. По Закону об акционерных обществах все крупные сделки должны быть согласованы с советом директоров. Но коллеги, которые находились на тот момент в руководстве компании, создали «резиновый» договор. В документе не были прописаны ни стоимость товара, ни количество, ни наименование. Просто лишь было указано, что передают товар по «заявке» на сумму около ста миллионов рублей. Сейчас арестованный товар на общую сумму 110 миллионов лежит на хранении в «Сахабулте». Опечатан следственными органами. Мы просим наших коллег из следствия хотя бы часть товара вернуть, так как установили, что часть продукции не оспаривается в данной сделке. Вопросов по их происхождению нет, следовательно, они не могут быть предметом спора. Эту продукцию мы планируем, в том числе, реализовать в сезоне осень-зима 2024 года. А там же меха, и если они будут лежать на складах летом, то потеряют свой товарный вид. Поэтому надеемся, что к тому времени следственные органы чуть продвинутся по этому делу. Ждём также решения по нашему гражданскому иску по признанию сделки ничтожной. Когда руководство создаёт предприятие, где сами же являются учредителями, возникает очень много вопросов.

— А меня удивляет, что совет директоров прекрасно знал о создании ООО «Пушная Якутия». Почему тогда не задавали вопросы? Зачем нужна была лишняя «прокладка» для реализации товара?

— Не могу сказать, для чего и зачем создавалась эта компания. В этом году республика полностью обновила состав совета директоров «Сахабулта». Максим Викторович является председателем, я — член совета директоров. Ряд коллег из министерств также входят в состав. Поэтому впереди, думаю, нас ждёт светлое будущее, к которому будем стараться идти для нашего предприятия. Еще раз подчеркну, у нас нет задачи его закрывать. Руководством республики поставлена цель сохранить производство. Поэтому одним из решений было направление искового заявления в Арбитражный суд, чтобы признать договор недействительным.

— А почему только один договор? Есть же еще за 2015 год?

— Там сроки исковой давности вышли. Вторая сторона заявляет также, что и по договору за 2020 год сроки вышли, но мы сейчас это оспариваем. Нам стало известно о договоре лишь после инвентаризации. Так что судебные разбирательства продолжаются.

— Какой ущерб в целом нанесен бывшим руководством?

 — Не могу комментировать. Во всем разберется следствие. Если не ошибаюсь, уже предъявили обвинение. Раньше ведь уголовное дело было в отношении неустановленных лиц, а сейчас появились подозреваемые.

— «Сахабулт» уже стал резидентом ТОР «Кангалассы»?

— Пока еще нет. Но в планах стратегии развития предприятия это стоит на первом месте. Тем более что были внесены кое-какие изменения в федеральное законодательство, и теперь резидентам необязательно размещаться в Кангалассах. Они расширяют территорию ТОРа. Так что у нас есть все возможности. Что это даст? Налоговые преференции конкретно для нового производства. Как я уже говорил, это производство спецобуви и спецодежды. В первые три года, считаю, это хорошие условия для старта. Почему бы и не воспользоваться теми преференциями, которые существуют сегодня в стране. Вообще, все наши региональные предприятия должны пользоваться мерами поддержками от государства. Тот же Фонд развития промышленности, который выдаёт предприятиям займы под 3% на пять лет. К примеру, для предприятий обрабатывающей промышленности для приобретения многомиллионного оборудования это ощутимая поддержка. Нигде нет таких условий. Сегодня коммерческие банки выдают кредиты под 20% годовых.

— Что ж, желаю удачи новому руководству предприятия, а вам сил и терпения, чтобы разобраться со всеми долгами.

— Спасибо. Думаю, у нас всё получится.

Надежда СИВЦЕВА

Фото: ЯСИА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb