"Детектор" якутского режиссера Костаса Марсаана
2 марта на экраны российских кинотеатров выходит мистический детектив якутского режиссера Костаса Марсаана «Детектор». Фильм снят с московской командой на киностудии им. Горького при поддержке Минкультуры России. Всё серьёзно: больше никаких дошираков на площадке, унизительных бюджетов и съёмок с монтажом «на коленке».
Костаса Марсаана (Костю Данилова) в Якутии знают давно — как телеведущего (вел прямые эфиры «Доброго утра» на «НВК»), режиссера, постановщика. Однажды он даже поставил онлайн-премьеру спектакля «Черная лиса»... в Театре танца.
В России успех к нему пришел после детектива «Мой убийца», международный успех — после хоррора «Иччи» (куча международных премий», в том числе весьма и весьма престижных). Логично, что после «Иччи» времени терять было нельзя, и амбициозный парень отправился покорять Первопрестольную, как только его пригласили аж из киностудии им. М. Горького.
«Детектор» — это его первый фильм с абсолютно московской командой, иными подходами, другими актерами и бюджетами. В главных ролях — Екатерина Вилкова, Кирилл Кяро, Гела Месхи. А также юная и пугающая (в кино) актриса Катя Темнова, которая прыгнула в хоррор прямиком из детской комедии «Манюня». Генеральные продюсеры — Юлиана Слащева, Лика Бланк и Асмик Мовсисян, креативный продюсер — Наталия Харыбина. Кстати, Слащева — бывший пиарщик, в том числе и политический (в другой жизни занималась пиар-консалтингом Михаила Прохорова на президентских выборах), сейчас она председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор киностудии имени М. Горького. Именно за ней было последнее слово, именно она поставила на Костаса.
Топ-менеджмент киностудии так прямо и говорит: «Решили проверить на прочность якутского режиссера». Сами «горьковцы» тоже ждут цифр: как пройдет прокат по стране? Жанр мистического детектива для киностудии абсолютно новый.
«СЪёМОЧНЫЕ ДНИ ДОЛЬШЕ»
Сам Костас Марсаан, актеры Кирилл Кяро и Катя Темнова вышли в понедельник на прямую связь с Якутией из медиацентра «Якутия».
Костас Марсаан:
— В 2020 году мне прислали сценарий, в конце 2021-го начались съёмки. Кастинг отнял много времени, выбирали тщательно. Маленькую Катю вообще утвердили из сотен девочек за две недели до начала съемок. Фильм снят в жанре детектива и триллера, это общее с моими картинами. Но градус хоррора будет ниже. В целом проект продюсерский, но оказалось, что можно по каким-то вопросам договориться, сохранить свой взгляд и делать фильм таким, чтобы в атмосфере и в форме это чувствовалось.
Кирилл КЯРО:
— Мне прислали сценарий, я заинтересовался, психологические триллеры люблю. Честно, я не знал про работы Костаса. Посмотрел «Мой убийца» и «Иччи», мне очень понравились. Очень уж хотелось сняться у якутского режиссера. Стал ждать проб. После первого кастинга позвонили только через две недели и позвали на второй. Получилось. Сценарий очень интересный, много неожиданных поворотов и страхов. Это мой любимый жанр, и мне очень интересно поработать с Костасом: то, что он делает, — я такого раньше не видел в России. У меня прекрасная партнерша Екатерина Вилкова, которая играет главную героиню. Ожидания грандиозные.
Катя ТЕМНОВА:
— На кастинге мне было велено смотреть на костёр и видеть там монстра. Ну я и представила. Хотела сняться в ужастике, и мечта сбылась. Сыграть Дашу для меня было несложно.
Костас МАРСААН:
— Да! Девочка может очень быстро и неожиданно меняться. Я же вообще никого не знал! Дети потоками шли! В глазах троилось! Выбор огромный! И тут пришла Катя с короткими волосами. Она была пластичной, выражение глаз отличное. Начались съёмки. О том, что она снимается где-то ещё, не знал.
Однажды еду в машине и вижу огромный билборд с Катей, фильм «Манюня». И я такой: «Вау! У нас звезда на съемочной площадке». Так я узнал, что наша актриса снимается сразу в двух проектах.
— Бюджет картины большой?
— Не могу знать, отвечаю за творческую продукцию. И за свой гонорар.
— Но это большие деньги, чем в «Иччи»?
— На порядок!
— Есть разница, где снимать — в Якутии или Москве?
— Разница в количестве съемочных дней. Там, где в Якутске справится один человек, в Москве, условно говоря, работают трое. Плюс в Москве очень много того, чего не хватает в якутском производстве. В якутском кино, даже на стадии написания сценария, я примерно представляю, для кого снять. У нас пять театров, всех актеров знаю. А тут, когда меня познакомили с кастинг-директором, она принесла толстенный талмуд с лицами совершенно незнакомых актеров. И нужно было из них выбирать.
Сначала мы хотели снять фильм в духе скандинавского кино где-нибудь в маленьком депрессивно-умирающем городке. Но мне потом показалось, что это должно быть не в глубинке, а в большом регионе. Условно для себя мы установили Урал, Челябинск. С интересными пейзажами, пластом староверов, индустриальным образом жизни. Мы показываем несколько пластов современного российского общества, играем с теми иллюзиями, которые с ними связаны. И мне, как режиссеру, важно, чтобы зритель не просто смотрел фильм, но и внутренне работал. Чтобы включалось его воображение и он сам достраивал ситуации. С помощью особой атмосферы фильм будет постепенно затягивать зрителя в мистический круг. Тот, в котором большинство из нас живет, — круг тревог, страхов и обид. Ведь самое страшное скрыто в человеческой психике. Актеры в проекте многогранные, они пластичны в своих образах. И финал будет по-настоящему неожиданным.
Кирилл КЯРО:
— Да и в маленьком депрессивном городе ты бы не нашел героя, которого я играю. Практикующего психолога с кучей таких же друзей.
АКТЁРЫ
Главную роль бывшей оперативницы Виктории, которая не может остановиться в поисках преступника, исполнила Екатерина Вилкова, известная по картинам «Стиляги»», «Вертинский», «Последний богатырь: Корень зла». Её мужа сыграл Кирилл Кяро, запомнившийся зрителям по работам в фильмах «Пассажиры», «Эпидемия» и «Лучше, чем люди». Роль бывшего напарника Вики исполнил Гела Месхи, снявшийся в картинах «1941. Крылья над Берлином», «Летчик», «Сын отца народов», а загадочную замкнутую девочку из детского дома сыграла юная Екатерина Темнова, уже успевшая поработать в фильмах «Манюня», «Манюня в кино» и «Огонь».
СИНОПСИС. ИЛИ СПОЙЛЕР
Дальше — предупреждаем сразу — могут не читать те, кто твердо намерен посмотреть в марте фильм и боится спойлеров.
Виктория, бывший опер, привыкает к нормальной жизни с любимым мужем, психологом. Но после нападения преступника на службе она не может иметь детей. Супруги решают взять к себе на выходные шестилетнюю Дашу, родители которой погибли в пожаре. И тогда в их загородном доме начинают происходить странные события. Девочка ведет себя скрытно и порой агрессивно, рисует страшные картинки и портит игрушки. В её рисунках Вика угадывает жертв того самого преступника, теперь она абсолютно уверена: злодей жив, и он где-то рядом. Фильм наполнен многочисленными таинственными знаками: фрески на месте преступления в заброшенной усадьбе, символы неизвестного культа на стенах, деревянные маски, каменные столбы, загадочные ритуалы у костра.
Съемки проходили в ноябре–декабре 2021 года в Москве и Московской области. Основной площадкой стал уникальный четырехуровневый дом, в котором в прошлом жил летчик-космонавт Алексей Леонов. В Москве съёмки прошли в парке «Покровское-Стрешнево» и усадьбе «Михайловское», а также на территории киностудии им. М. Горького в широкоформатном зале.
Михаил РОМАНОВ.