Недетская наука
«ЯВ» уже давно интересуется находками и жизнью ребят — участников экспедиции «Эллэйада», подопечными наша давнего друга и автора Прокопия Ноговицына. Сам Прокопий — учитель, краевед, режиссер, сценарист, наш проводник по реке Лене — готов рассказывать о детях и их находках часами. Тем более что и повод есть. Наши школьники радуются тому, что вышло сразу несколько научных статей якутских ученых, в которых есть и детский вклад в большую науку.
Прокопий НОГОВИЦЫН:
— Уже давно мы, эллэйадовцы, как себя называем, изучаем древних сайгаков, которые водились на территории Якутии еще в плейстоценовский период. В 2023-м и в 2024 годах юный, но очень опытный искатель Семен Новгородов обнаружил на Средней Лене в песках фрагменты черепов древнего сайгака с роговыми стержнями. И вот в прошлом году вышла статья наших друзей-палеонтологов Г. Г. Боескорова, М. В. Щелчковой и археолога А. Д. Степанова про древних сайгаков и их распространение на нашей территории. Мы рады, что тоже внесли свою лепту в это изучение.
— А когда сайгаки перестали тут обитать?
— Ученые считают, что в конце плейстоцена. С изменением климата на севере Восточной Сибири увеличилась глубина снежного покрова зимой. И это стало непреодолимом фактором для сайгаков. Так они и вымерли на нашей территории.
— А лошади, значит, не вымерли?
— И этой проблемой мы тоже плотно интересовались. Ленские лошади и палеосайгаки ушли отсюда в степи. А якутские лошади сюда пришли. Да-да. Чуть позже поясню. Дело в том, что как раз недавно нам переслали статью «Происхождение якутских лошадей — генетическая основа их быстрой адаптации к субарктическим условиям. Привет нашим друзьям-археологам из международной команды А. Н. Алексеева и Эрика Крюбези. Мы вместе с ними работали с 2006 по 2019 годы. Тогда к нам приезжали японские ученые, исследующие дикие масти современных якутских лошадей. И мы вместе с ними провели огромную работу, вытаскивая лошадей с дикими мастями и сравнивая все это с плейстоценовским периодом.
— И какие это дикие масти?
— «Дьаҕыллах» — крыланы с пятнами на плечах и шеях; «хаҥалас былчыҥнаах» с полосами на ногах, как у древних лошадей (маскировочные масти, чтобы прятаться среди рыжих и серых трав мамонтовых степей); черноголовые лошади, как на писаницах в пещерах Европы. Эта маскировочная масть осталась только у нас в долине Эркээни.
— А возвращаясь к статье, что все-таки за происхождение у якутских лошадей?
— Ученые полагают, что современные якутские лошади не происходят от местных лошадей, которые населяли регион до середины голоцена. Они были завезены уже после миграции якутского народа.
— Недавно мы писали о ваших других находках — новых видах сухопутных улиток в Якутии. А о них статья уже вышла?
— Да! Совсем недавно — 2 января этого года. Исследование сухопутных улиток в Якутии в основном проводится учеными из зарубежья. Мы сами-то о них узнали только в 2010 году из статьи польских малакологов. А встретились с ними, в смысле, с улитками, в 2016 году на слиянии речек Чара и Токко. Якутия мало изучена, и по улиткам широко известны только описания ученого Ричарда Мака, который руководил Вилюйской экспедицией Сибирского отдела Русского Географического общества в Якутии в 1853–1855 годах. Так что наша экспедиция школьников в 2016 году и открыла два вида сухопутных улиток в Якутии — трансбайкальскую улитку и валлонию якутскую. А сейчас вот 2 января вышла наша статья в соавторстве с Евгением Шиковым об их популяции.
— Что еще мечтаете найти?
— Мечтаем с детьми найти ископаемые кости овцебыков. Надеюсь, все получится.
— Только что прошла школьная научная конференция «Шаг в будущее». Что там представляли ваши дети?
— Много всего. Проня Ноговицын — редкие растения долины Эркээни». Дархан Григорьев — виваксии кембрия (виваксии — род ископаемых мягкотелых чешуйчатых животных), Айсен Ноговицын — работа про погрызы на ископаемых костях, Айсен Борисов наблюдал за соколами чеглоками, Мичил Ноговицын представил работу о сапсанах на территории Ленских столбов. Все получили награды и собираются продолжать свои поиски и работы.
— Удачи вам и детям!








