Главная » 2023 » Апрель » 1 » СВО: последствия для участников

СВО: последствия для участников

 

В Якутии продолжается работа по организации медицинской помощи и реабилитации военнослужащих и их семей. Для этого необходимо обратиться в прикрепленную поликлинику либо позвонить в единый центр сопровождения пациентов по номеру 31-92-85 или в единый call-центр 122. Помощь, как обещают организаторы, предоставляется в приоритетном порядке.

ПРАВО НА ОТДЫХ

О необходимости такой работы говорит глава Якутии Айсен НИКОЛАЕВ:

— Надо понимать, что с таким масштабным возвращением с зоны боевых действий у нас в стране, к счастью, ещё не сталкивались. Мы должны заниматься медицинской, социальной и психологической реабилитацией. В этом направлении должна быть проведена большая работа. Всего на сегодня медицинскую реабилитацию прошли около 200 якутян, вернувшихся с зоны СВО. Центр психологической помощи оказал сотни консультаций.

«ЯВ» попытался узнать, сколько военнослужащих из Якутии — участников специальной военной операции получили на сегодня отпуск, но эта информация военкоматами засекречена. Если вы не знали, то военнослужащие, призванные по мобилизации, приравниваются к военнослужащим по контракту, даже если такового не подписывали. Соответственно, на них распространяется статья 11 ФЗ-76 «О статусе военнослужащих», которая регламентирует служебное время и право на отдых. Так, проходящим службу по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого составляет 30 суток, но на самом деле продолжительность отпуска устанавливается командирами частей, которые и являются непосредственными руководителями военнослужащих. Другими словами, военные комиссариаты осуществляют набор, оформление, отправку граждан на службу, но заниматься отпусками уже не в их компетенции, а взаимосвязь между военкоматами и войсковыми частями либо слабая, либо отсутствует вовсе. Что касается добровольцев, то они тоже разделяются: кто-то пишет заявление, на основании которого военкомат добровольца призывает и вот он уже мобилизованный, а есть добровольцы, которые идут через учебные центры — у нас, например, «Боотур».

ВЫ УЖЕ НЕ БУДЕТЕ ПРЕЖНИМИ

О том, какие последствия для военнослужащего и его родных может иметь участие в специальной военной операции, мы беседуем с клиническим психологом, действительным членом ОППЛ, специалистом при поддержке Альянса помогающих практик «ПроБоно» Ольгой СКРЫБЫКИНОЙ https://vk.com/ psihologeeya.

— Ольга Валерьевна, у вас уже есть клиенты, вернувшиеся из зоны СВО, которым требуется психологическая помощь?

— Да, уже есть такие ребята. В период военных действий, когда человек вынужден включаться в борьбу за интересы Родины, он попадает в ситуацию, где переживает широчайший спектр разнообразных эмоций.

— Это и так понятно.

— Но в таких условиях они имеют огромную амплитуду. Простым языком: все эмоции сразу и очень сильно. В обычной жизни такие эмоции бывают либо в травмирующих условиях проживания, либо за ними специально ездят в горы, с гор, нырять, прыгать с парашютом, на сплавы по горным рекам, лезут на американские горки, смотрят фильмы ужасов, боевики, принимают изменяющие сознание вещества.

— Про риски тоже относительно понятно.

— Когда вы находитесь в ситуации риска для жизни и здоровья и когда от вас требуется делать то, чего вы не делали никогда, — понятно, да, о чем речь? — спектр переживаемых эмоций совершенно разнообразный: от сильнейшей радости, что вот прямо сейчас остался в живых, глубокого горя, что потерял друга, сильнейшей вины, если не спас его, от азарта, когда нужно обойти врага, до огромного страха и злости — ненависти к врагу, без которой просто не сделаешь свое дело. И дружба там другая, такой глубины, что он может и не встретить никогда в обычной жизни.

— Адреналин, норадреналин, кортизол…

— Да, весь этот спектр эмоций обеспечивается химическим подкреплением в головном мозге, то есть выделяются специфические вещества, при радости — дофамины и эндорфины, при стрессе — адреналин, норадреналин, кортизол и много других. И смесь этих веществ, коктейль из этих гормонов является для головного мозга сильнейшим наркотиком.

— Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Во-первых, это состояние вызывает привыкание, из-за чего, кстати, может сильно тянуть назад или во всякого рода разборки и приключения. Часто ребята переживают под его воздействием настоящее «расширение» сознания, когда меняются параметры времени, оно замедляется, а на самом деле ты на стрессе сверхбыстро мыслишь, и это огромное впечатление. Даже если не хочется возвращаться, а хочется убегать от повторения, то само напряжение по поводу возможного повторения ситуации и есть стресс, дающий своеобразную «дозу». Во-вторых, кардинально меняет содержание вашего опыта, вы такими, как прежде, уже не будете никогда, вы познали такой опыт, которого нет у обычных людей, и это приводит к тому, что обыденная жизнь долгое время будет казаться безвкусной, а люди, которые там, на СВО, не были, будут казаться ничего не понимающими и даже, простите, тупыми. В-третьих, всё это расшатывает нервную систему, потому что амплитуда эмоций большая, ведь, даже когда вы выходите с аттракциона, какое-то время ещё штормит и качает. А здесь эмоционально штормить и качать может ещё долго, могут быть флешбэки — навязчивые воспоминания, беспокойный сон с кошмарами, могут быть вздрагивания при прикосновении, резком шуме, приступы ярости, слез, страха. У некоторых будет, что называется, срывать планку. Могут, кстати, обостряться обычные заболевания, так как регуляторная система раскачана и сбита. Могут начаться когнитивные нарушения, например, ухудшение внимания и памяти, особенно если к этому были хоть малейшие предпосылки до участия в СВО, ведь легкие, незаметные и не мешающие нарушения в работе мозга есть почти у всех — вспомните ту же постковидную энцефалопатию, к примеру.

— Что предпринимать, чтобы максимально всего этого избежать?

— Может быть огромное количество разных последствий. И поскольку вы приходите психологически изменёнными, то вам придётся научиться жить с собой новым, у которого теперь есть такой опыт, такие воспоминания, эмоции, переживания. Вам придётся бороться с «депрессией», а точнее, с эмоциональным спадом, потому что на фоне остроты пережитых эмоций всё вокруг будет долго казаться безвкусным и серым, еда вас не будет радовать так, как раньше, точнее, эта радость будет казаться очень-очень слабой, первое время вы ее даже ощутить не сможете. Те эмоции, которые будет вызывать обыденная жизнь, будут казаться скудными, и будет ощущение, как будто чего-то не хватает.

— Когда аппетита нет, это в принципе сигнал.

— Если нет вкуса еды, попробуйте немножко поголодать и съесть что-то яркое, чтобы прочувствовать вкус. Зафиксируйте себя на вкусе и так восстанавливайте по чуть-чуть.

— Как вести себя родным?

— Вашим родным тоже может быть очень трудно, ведь вы пришли другим человеком. Они могут сопротивляться, нервничать из-за этого, просто потому, что они вас не узнают, вы пришли другим, и им придётся заново знакомиться с вами, заново узнавать и привыкать. В свою очередь, вам придется заново познать себя, ведь до СВО большинство из вас, наверное, даже не подозревали, что способны уничтожать, и узнать это о себе бывает достаточно травматично. Из-за этого может быть злость на государство, на людей, которые кидаются словами и совершают «странные» поступки, не зная, что там происходит.

— Злость — это проявление агрессии.

 — В обыденной жизни мы этими навыками не пользуемся, но в каждом из нас есть эта животная, скажем так, хищническая часть, которую заставили пробудиться и которой теперь тоже нужно научиться управлять, причём просто подавить это не получится. С этим нужно подружиться, перенаправлять энергию злости в созидательное русло. Со злости можно разнести дом, а ведь можно и построить. На первых порах можно хоть носки вязать, но нужно чем-то себя «заземлять», успокаивать, уравновешивать.

— Иначе всё это чревато….

— Вы теперь все как профессиональные боксеры, а им нельзя драться на улицах, потому что это опасно.

— Опасно для окружающих?

 — Не только. Для некоторых очень добрых в мирной жизни людей так и останется невозможным уничтожить кого-то, находясь в обычном состоянии сознания, и придется это делать, уходя в своеобразное сумасшествие или, другими словами, в аффект. Когда, как это описывают ребята, срывает ту самую планку. Таким образом психика защищает себя от «невозможного» действия. Но этот же механизм может потом срабатывать и в мирное время, по незначительным поводам и портить жизнь. Здесь необходима работа с переживанием агрессии в сознательном состоянии. Тогда механизм расщепления, срыва не понадобится, и можно будет перенаправить энергию эмоций в другое русло.

— Но вышибать может не только в гнев.

 — Вообще, существуют три природные реакции, нормальные для человеческого вида в ситуации большого стресса: «бей», «беги», «замри». Все они заложены в нас и могут включаться автоматически, без нашего желания, ведь нужны они для выживания вида в целом. В ситуации катаклизмов кто-то испытает шок и замрет, кто-то испытает панику и побежит, а кто-то будет агрессивен. И благодаря именно такой реакции, возможно, останется жив. Репертуар разный, потому что непонятно, что и в какой момент сработает. Чтобы они не включались автоматически, нужно развивать способность сознательно злиться, бежать и замирать в зависимости от ситуации. Это дело тренировки.

— Но и автоматические реакции нормальны для любого человека.

— При правильной реабилитации и при понимании механизма нормальная работа головного мозга постепенно восстанавливается, сон станет лучше, уйдут напряжение и вздрагивания, агрессивные и другие эмоциональные вспышки. Ваш мозг постепенно научится получать удовольствие от простых вещей, вернется к мирной жизни. Сбалансируются системы управления организмом. Разве что эмоциональная амплитудность, умение действовать в экстренных ситуациях останутся с вами как опыт. Но на это нужно время, это процесс, который идет медленно. И реабилитация, психотерапия — это то, что может помочь этому процессу развернуться и ускориться.

— А если военнослужащий только в отпуск приехал, нужно обратиться к психологу?

— Пожалуйста, не игнорируйте возможность получить помощь. И не переживайте, что рано «расслабляться», ведь, если вам придется туда вернуться, нужный навык и опыт уже есть, у вас его никто не отнимет!

 Яна НИКУЛИНА.

Фото:https://vmo24.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb