Главная » 2023 » Декабрь » 1 » "Вечерка" объявила акцию: "Не верь, не бойся"

"Вечерка" объявила акцию: "Не верь, не бойся"

Вы доверчивы? Эмпатичны? Всегда готовы протянуть руку помощи даже в ущерб своим интересам? Вас легко испугать и в целом вывести на эмоции? При дистанционном мошенничестве потерпевший не всегда понимает, что стал жертвой злоумышленников, и, даже обратившись в полицию, способен этих самых злодеев всячески выгораживать.

А многие, поняв, что их обманули, попросту не обращаются в правоохранительные органы. В связи с этим специалисты отмечают высокий уровень латентности данного вида преступлений. «ЯВ» совместно с городской полицией дал старт акции по борьбе с дистанционным мошенничеством.

****

Немного предыстории. Две недели назад в редакцию газеты «Якутск вечерний» обратились сотрудники городской полиции с просьбой оказать им информационную поддержку в борьбе с мобильными аферистами. Мы и ранее писали материалы о дистанционных мошенниках, но их все больше и больше. Так что, когда полицейские на примерах и с приведением статистики рассказали нам, какой невиданный размах в Якутии обрел этот вид преступлений, мы не остались в стороне. Вот с этого момента родилась идея — провести полномасштабную акцию по всему городу для борьбы с дистанционными мошенниками. Ведь самое главное — довести до людей, что телефонные разговоры с незнакомыми людьми часто оборачиваются обманом и многомиллионными долгами. Чтобы якутяне наконец-то поняли: нельзя верить всему, что говорят незнакомцы, кем бы они ни представлялись. Для того чтобы организовать столь масштабное мероприятие, нужна поддержка со стороны городских властей, банков, медиа. Только сообща, в тесной связке можно хоть как-то переломить ситуацию. Мы сели за телефонные трубки, обзванивая партнеров, рассылая письма в пресс-службы банков с просьбой поддержать акцию «ЯВ». И на наш призыв откликнулись: стали приходить ответы из банков о согласии помочь в проведении акции, откликнулись из «СТВ-радио», телеканала «Якутия 24», дал свое согласие муниципалитет.

В рамках акции мы регулярно на страницах «ЯВ» будем рассказывать вам настоящие истории обмана, давать советы, как уберечься от аферистов. В планах — баннеры, растяжки, буклеты, телефоны доверия. В общем, вместе с вами мы будем финансово просвещаться и узнаем, как действовать, если атакуют мошенники.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Для начала мы организовали круглый стол, где попытались найти пути решения проблемы. По информации управляющего Отделением банка РФ по РС(Я) Антона Коноплева, средний портрет жертвы аферистов, вопреки сложившемуся мнению, таков: это молодой работающий человек 25– 45 лет. Несколько другой портрет описывает полицейский Егор Чемезов: это одинокая неработающая женщина средних лет. С расчетом на эту целевую аудиторию предварительно решили создать, скажем так, изобретательный дизайн, который привлечет внимание, останавливая потенциальных потерпевших от необдуманных действий. Свое мнение о том, что это может быть даже несколько агрессивная социальная реклама, высказал гендиректор ООО «СТВ-радио» Сергей Яныгин, что называется, клин клином вышибают, а банкиры и мэрия демонстрировали свою готовность все новые идеи и начинания в этом деле горячо поддерживать, за что отдельная им наша благодарность. Также «Якутия 24» выразила свою готовность к созданию социальных роликов. О том, как проводится акция, мы проинформируем наших читателей, которые вполне могут поделиться с нами своими идеями по борьбе со злодейством.

Отдельно наш корреспондент отправляется в полицию, на Якутскую, 2, где Егор Чемезов возглавляет отделение по раскрытию хищений, совершенных с использованием средств связи и интернет-ресурсов, отдела уголовного розыска межмуниципального управления МВД России «Якутское».

УЖ СКОЛЬКО ИХ УПАЛО В ЭТУ БЕЗДНУ

Я прихожу чуть раньше назначенного времени и в ожидании становлюсь свидетелем опроса потерпевшей молодым сотрудником отдела.

Вот что рассказала Надежда П. (имя изменено):

 — 21 ноября мне по мессенджеру «Телеграм» позвонил мой бывший руководитель, что-то долго говорил о проверках на предприятии, о счетах, сказал, что у предприятия есть куратор от ФСБ, что тот мне сейчас позвонит и все объяснит. На заставке было фото руководителя с женой, да и голос был очень похож, так что никаких подозрений у меня не возникло. Я ничего толком не поняла, но звонок от куратора не заставил долго ждать — это был видеозвонок. За большим столом сидел человек в форме, за спиной портрет Владимира Путина, в общем, все как положено. Он представился, сказал, что моим счетам угрожает опасность, что мошенники сильно активизировались и нужно перевести деньги на безопасный счет. Я поначалу даже начала возмущаться, почему звонят по мессенджеру и почему таким тоном со мной разговаривают, словно я в чем-то провинилась. Тогда звонивший перешел к прямым угрозам, и больше всего меня поразило, что он называл точные суммы вкладов на моих счетах, которые, конечно же, я боялась потерять. Он потребовал, чтобы я никому ничего не рассказывала, а прежде, чем идти в банк, перезвонила ему. И я послушалась! До сих пор не могу в себя прийти! Как будто меня запрограммировали. Дальше меня вела по телефону девушка с хорошо поставленным приятным голосом, судя по всему, очень грамотная, и успокаивала меня, что все будет хорошо: они спасут мои вклады. По ее командам я скачала приложение, где они отправили мне код, который надо было лишь приложить к банкомату. Как им пользоваться, она тоже давала подробные инструкции. Когда деньги были переведены, она продолжила давать команды, и я оформила кредит. Не спрашивайте меня, почему и зачем я это сделала. Не знаю, как это произошло, и теперь не понимаю, как я всё это сделала, тогда как никогда в жизни ни одного кредита не брала! Через некоторое время мне вновь позвонил «бывший руководитель» и опять начал рассказывать о счетах и кураторе из ФСБ, и вот тут-то у меня мозги включились, я словно очнулась ото сна.

Женщина плачет. Она лишилась двух с половиной миллионов рублей личных сбережений и взяла порядка трехсот тысяч рублей кредита, так как сумму больше этой ей, как пенсионерке, и не одобрили.

«СВОЯ ВОЙНА»

Наконец я дожидаюсь Егора Васильевича.

— Скажите, Егор Васильевич, а реально изловить дистанционных мошенников?

— Вы знаете, это уже ни для кого не секрет, что большинство так называемых колл-центров, а попросту баз мошенников, расположены на территории Украины.

— Конечно же, во всем враги виноваты.

— Да, у нас тут, на других слоях, своя «война» ведется. Поэтому единственно верное решение для населения — не доверяться мошенникам и не дарить им деньги.

— Что заставляет вас думать, что это украинцы семи пядей во лбу грабят россиян?

— Мы ведем учет, анализ и статистику данных. Все эти способы, когда представляются сотрудниками банков или силовых ведомств — МВД, ФСБ, — кураторами предприятий и организаций, свойственны схемам мошенников, расположенных на Украине. А уж тем более, когда переговоры с потерпевшими ведутся через мессенджеры, как в случае с этой женщиной — через телеграм, это, бесспорно, зарубежные схемы.

— Потому что...

— Потому что у нас уже на законодательном уровне сотовых операторов обязали блокировать звонки, приходящие в нашу страну с Украины и других регионов, при определенных условиях. Бывает у вас, когда поступает звонок и вдруг резко отключается? Это и есть подобная блокировка.

— То есть, когда звонят через мессенджеры, лучше насторожиться?

— Да. Сейчас большинство мошенников в мессенджерах и сидят. Да и по сотовой связи, когда выходят на вас, тоже не мешает насторожиться: полиция и ФСБ точно не будут вам звонить, да и банки не обзванивают клиентов, чтобы проводить какие-либо операции.

 — Аферисты всех мастей любят постебаться, сообщая потенциальным жертвам, что мошенники активизировались и пытаются их ограбить. Это издевка или такой психологический прием?

— Они подводят человека к единственной мысли: мы хотим вам помочь.

— Ну поэтому и смешно, когда звонят мошенники: мне спасать-то нечего. Кстати, можно же испортить кредитную историю, чтобы мошенники в черный список внесли и больше не звонили.

— Вы в приложении банка, услугами которого пользуетесь, можете поставить ограничения на получение кредита или лимитировать его сумму. Также можно установить запрет отправки сообщений на короткие номера. Данная услуга доступна у всех операторов. Раньше на банкиров давили, а теперь на все слои населения наседают, перейдя к угрожающим методам.

— Заставляют взять огромный кредит, скажем для примера, обычную санитарку, а та потом и не справится с выплатами банку.

— Санитарка подаст на банкротство и обанкротится, а банк останется ни с чем. Именно поэтому и банки сейчас плотно работают с населением. Для них тоже настали тревожные времена: уровень невозвратов вырастет, что приведет к повышению ставок, так как риски высоки.

— Ну а санитарку-то чем так можно запугать, чтобы она пошла и оформила на себя неподъемный кредит?

— У нас недавно был случай, когда женщина два дня не выходила на работу. Слушая только мошенников, она ходила по банкам, выполняя их указания, оформляла кредиты и отправляла деньги им. С работы, потеряв ее, звонили, приходили к ней домой, но она не отвечала и двери не открывала. До того ее запугали, что везде предатели и госизмена, что она даже с коллегами разговаривать боялась.

— Вы говорили на круглом столе, портрет жертвы — это женщина средних лет и, как правило, одинокая.

— И неработающая. Вот у сегодняшней потерпевшей спрашивал, сколько времени она говорила с мошенниками по телефону. В среднем по три-четыре часа. Потому что в реальной жизни им и поговорить-то не с кем. В целом женщины более уязвимы, послушны и доверчивы, поэтому они чаще и попадаются.

— Скорее, женщины чаще обращаются в полицию с заявлением. Вот Надежда сейчас говорила следователю: «Да, я дура, сама дура». Мужчинам в подобных ситуациях гораздо сложнее признать свои ошибки.

— Возможно и так. По нашим наблюдениям, в основном мужские проблемы заключаются в авто и запчастях к ним. Ну как можно отправить два с половиной миллиона звонившему по телефону человеку, а потом сидеть и ждать свое авто? А еще мужиков подводят интим-услуги по интернету. Заказал тут один такую услугу, оплатил ее, а через некоторое время звонит ему человек с характерным кавказским акцентом и начинает угрожать, мол, ты тут мне все карты заблокировал, я смотрящий и прочее, сейчас приеду, будем разбираться, либо ты отправь мне деньги и так всё порешаем. И почти в ста процентах случаев мужчины попадаются на всяческие уловки в ходе распития горячительных напитков.

— Что мешает быстро расследовать дела по дистанционному мошенничеству?

— Как правило, хозяева мессенджеров, по которым идут звонки, находятся за пределами страны. Скажем так, в Штатах. Также мошенники используют виртуальные сим-карты, на которых есть определенное количество минут. Но сами сим-карты при этом не существуют.

— Но мошенники разговаривают с жертвами по нескольку часов кряду.

— Это делается для того, чтобы не выпускать жертву из своих лап. Она же по телефону с ними говорит, а значит, не может в это же время с кем-то посоветоваться, позвонить родне, друзьям, коллегам. Именно поэтому, я подчеркиваю, самое главное — положить трубку, прервать разговор и как раз, если есть сомнения, посоветоваться с родней, друзьями, коллегами. А сим-карты мошенники блоками выкупают — вся связь идет через интернет, так что вычислить их невозможно.

— И все это — виртуальные сим-карты и прочая — в свободном доступе?

— В абсолютно свободном. Пора запрещать все это на законодательном уровне. Технологии рванули вперед семимильными шагами, а Уголовный кодекс остался таким же, как и в прошлом веке.

— Система неповоротливая.

— В скорости каждое второе преступление будет из разряда дистанционного мошенничества.

— А какой из регионов страны рулит в этом разряде?

— Татарстан уверенно лидирует. За последние десять месяцев у них зарегистрировано более 19 тысяч преступлений.

— А у нас? Для сравнения.

— По Якутии — 2800 преступлений.

— У нас и жителей всего миллион.

— У них четыре миллиона. Вторыми по статистике идут башкиры: у них 14 тысяч преступлений.

— А на последнем месте в этом списке какой регион?

— Чечня.

— Егор Васильевич, а можно работать на опережение?

— Мы выпускаем календари, баннеры, листовки с предупреждениями, делаем обходы, разговариваем с жителями, но рост подобных преступлений только идет вверх. К Новому году вообще сильно активизируются мошенники: все ведь покупают подарки, заказывают, торопятся, спешат, и этим пользуются злоумышленники, которые к тому же постоянно совершенствуют инструменты и схемы своих уловок.

— Что на сегодня в самом ходу?

— А вот этот загадочный куратор из ФСБ — хит сезона. Мы подсчитали, что под удар стали чаще попадать учителя и врачи. Пошли в мэрию и попросили в управлении образования довести информацию, в том числе и в детские сады, которые еще не охватили мошенники, что у этих организаций нет никаких кураторов. Даже мой номер телефона оставили в качестве горячей линии. И оказались правы. Только за первую неделю мне из детских садов поступило 25 звонков. Детсадовские работники рассказывали, как наступают на них «кураторы в погонах», большей частью «из ФСБ». Две недели оборону держали!

— Так если этот метод работает, нужно применять!

— Боюсь, меня одного на весь город не хватит. А если более масштабно телефоны доверия внедрять, то рано или поздно мошенники «закосят» и под эти телефоны. Вдруг появится у всех один куратор — Егор Чемезов. И даже, несмотря на то, что мы выходили на управление образования, всех информировали, вчера одна женщина все же на удочку попалась — отправила мошенникам миллион рублей. Схема была та же: позвонил ей «куратор из ФСБ». Я поинтересовался в мэрии: всех ли информировали? Ответили, что информировали всех, но не до всех доходит.

— А можно ведь банкам сказать: давайте кредиты по старинке — в личном присутствии, со справками, которые нужно подтвердить — это была бы конкретная препона. И человек, глядишь, уже бы и остыл и задумался: а зачем я вообще кредит оформляю?

— Двадцать первый век, а вы нас в двадцатый откатываете, говорят в банках на такие предложения.

— Ок, двадцать первый век. Биометрию пусть вводят, на тех же банкоматах.

— Так сколько похожих людей?! Мошенники и здесь вас обойдут, потому что главный их конек —скорость реагирования на любые запросы. К примеру, обналичивание средств идет через так называемых «дропов», которые даже не знают, куда уходят деньги. В случае с Надеждой П. мошенники использовали Mir Pay. Женщину заставили скачать это приложение, на которое отправили код. Путем приложения телефона к банкомату был осуществлен перевод денежных средств, и даже банки не видят, куда этот перевод ушел. И таких инструментов у мошенников множество. Есть еще одна сложная история — микрофинансовые кредитные организации, кстати, ничем не регламентированные и никем не контролируемые. Зачастую человек даже не знает, что на него оформлен кредит. Это выясняется только тогда, когда он идет за кредитом, и тут выясняется, что у него есть просрочки. На распечатке кредитной истории их и находят.

— Слив информации идет бешеный.

— А это современный бич. Вы однажды обратились в микрозаем, закрыли его, а паспортные данные в организации остались. Кто-то нечестный этим воспользовался. Персональные данные где угодно можно нарыть. Есть масса приложений, которые по номеру телефона выдадут все ваши данные. Старайтесь своим пожилым родственникам почаще менять сим-карты, хотя бы раз в два года. Лишним не будет, ведь их «бомбят» чаще всего.

— А вам мошенники звонили?

— Лишь однажды. Я, говорит, из Следственного комитета, ну и что-то пургу несет. А я говорю: дура, посмотри, кому звонишь. По «глазу бога». И трубку бросил.

— По «глазу бога»?

— Есть такое приложение. В принципе, много приложений, словно специально созданных для мошенников. И мне — раз! —смс-ка приходит: вас пытались пробить. По «глазу бога».

 

Яна НИКУЛИНА.

Екатерина ЧЕМЕЗОВА.

 Фото Майи МАКСИМОВОЙ.

 Рисунки Александра МАКАРОВА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb