Виновную в смерти четверых подростков отпустили
13 июня 2021 года в Якутске произошла ужасная трагедия, всколыхнувшая Якутию. В частном доме на улице Луговой, 70/1 сгорели четыре человека. Все они были официантами ресторана «Барашек». Среди погибших — 17-летняя школьница Катя А. из школы № 20, которая устроилась на работу на летнее время, Эрнест Головенков (19 лет), Олег Абрамов (19 лет) и Марина Раимбаева (18 лет). Эти дети строили планы на жизнь, девочки учились, один из парней отслужил, второй после Речного училища только собирался отдать долг родине. Страшная, нелепая смерть.
Было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Пожар случился в шесть утра. Девятерым удалось спастись, четверо погибли. До этого подростки танцевали, жарили шашлыки, судя по видео в сети. Поэтому люди сначала немедленно сделали вывод: молодежь занесла мангал в дом, поэтому вспыхнул пожар. Но мангальная зона с бетонным основанием располагалась у озера, вдалеке от дома, и на видео, и на фото можно заметить металлическую цепь над мангалом. Сомнений нет: ребята жарили шашлыки в специально отведенном для этого месте. Но как случился пожар? Из-за чего? Этот трехэтажный коттедж площадью в 270 кв. метров был выставлен на продажу за 16 млн рублей. На территории несколько построек, в том числе баня, гараж на две машины. Однако покупателя всё не было, поэтому время от времени его сдавали в аренду. Владелец — ныне проживающий в Крыму бизнесмен Андрей Гамянин, когда-то возглавлявший Якутское отделение компании ПАО «Мегафон». Его дочь Юлия Антуфьева, сдавшая ребятам дом, в итоге стала обвиняемой. Выяснили и причину пожара — короткое замыкание.
32-летней Антуфьевой предъявили обвинение в совершении преступления по ч. 3 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть четырех лиц».
По версии следствия, трагедия в коттедже на ул. Луговой в Якутске произошла из-за короткого замыкания электропроводки. Как рассказала «ЯВ» сестра погибшего Эрнеста Головенкова Луиза, женщина была очень удивлена, когда узнала, что ее рассматривают в качестве главной обвиняемой. Она не признавала вину. И не выходила на связь ни с одним из родственников погибших.
Следствием и судом установлено, что в период с декабря 2019 по июнь 2021 года подсудимая, не зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, с целью извлечения прибыли регулярно сдавала в аренду дом на улице Луговой в Якутске для проведения праздничных и иных мероприятий. В нарушение требований законодательства женщина не прошла установленную процедуру регистрации и не представила уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и надзорные органы о начале осуществления своей деятельности, что исключило с их стороны проверку соблюдения требований противопожарной безопасности. Тем самым указанную обязанность подсудимая фактически возложила на себя. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации объекты с массовым пребыванием людей должны строго соответствовать требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к общественным помещениям. К указанным объектам предъявляются дополнительные требования в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Следствием проведен значительный объем процессуальных и иных действий, направленных на установление причин и обстоятельств произошедшего.
По делу допрошено более 70 свидетелей, проведено 13 судебных экспертиз. Установлено, что на третьем этаже дома произошло короткое замыкание электропроводки, смонтированной с нарушениями требований пожарной безопасности. Это повлекло возгорание изоляционных и горючих материалов, задымление помещений третьего этажа дома, последующее отравление потерпевших угарным газом и распространение пожара во всем здании.
Приговором суда 22 апреля 2022 года Юлия Антуфьева была признана виновной. Ей назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, судом удовлетворены иски потерпевших о возмещении морального вреда на общую сумму 5 миллионов рублей. Под стражу ее взяли прямо в зале суда. Позже этот приговор устоялся в Верховном суде республики.
Но как же так? По УДО обычно выходят, когда человек отсидел, по крайней мере, две трети от назначенного срока. В прокуратуре Якутии «ЯВ» пояснили, что это уже не их дело. Потому что в республике нет женской колонии общего режима, значит, она отбывала наказание в другом субъекте. Соответственно, участвовала в рассмотрении ходатайства об УДО прокуратура другого региона.
Врио начальника УФСИН по Якутии Сергей Калиновский ответил «ЯВ» то же самое: «В Якутии не имеется колоний общего режима для отбывания наказания женщинами». То есть из региона вон — и с глаз долой.
«НАШИ ЗАКОНЫ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ НЕ ДЕЙСТВУЮТ!»
Евгения, мама Олега Абрамова:
— Нас, родителей, родных, даже не потрудились оповестить! Где такое вообще видано? Посадили на шесть лет, а выпустили через год! Мы все очень возмущены! Знакомая подошла на улице и говорит: «Вы в курсе, что виновницу в смерти ваших детей отпустили?». Я чуть не упала. И потом мы выяснили, что она уже отдыхает на море, выставляет свои фотографии в соцсетях со словами «Наконец-то я дома!». И где у нее горе-то? Она веселится, на солнышке лежит. Ни в какие рамки эта ситуация не лезет. У нас в России законы и приговоры суда не работают! Почему в другом регионе не работают якутские приговоры суда? У нас что, другая, отдельная страна? И выпустили как-то секретно, за нашими спинами. Это беспредел!
— А почему ее отпустили?
— Она писала у себя в инстаграме (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена), что ее выпустили, потому что ее муж ушел на Украину на СВО. А как могли его туда взять, если он один воспитывал троих детей?
— Что вы намерены делать?
— Мы, родственники погибших детей, сидим в одной группе в WhаtsApp. Мы поедем жаловаться в прокуратуру, будем писать заявление. Мы хотим знать, почему, основываясь на каких законах, ее отпустили? Может показаться, что мы на эмоциях. Но прошло много времени. Мы своих детей, конечно, не забудем никогда, их уже не вернуть. Но по вине Антуфьевой погибли наши дети! Это определили горсуд и Верховный, было очень много исследований, допросов. Судьи четко вынесли свое решение: 6 лет. И причем даже Верховный суд не посмотрел на то, что у нее несовершеннолетние дети. Статья-то тяжелая! И мы бы так сильно не были возмущены, если бы на суде она не вела себя вызывающе, постоянно опаздывала, огрызалась, вечно хамила. После приговора сыграла пантомиму, сымитировала обморок. То есть она думала и думает, что невиновна. И, наверное, сейчас до сих пор не понимает, почему ее осудили. О раскаянии и извинениях не было и речи! Только высокомерие.
Луиза, сестра Эрнеста Головенкова:
— Вот такие у нас законы! Наплевательские. Мы потом сами узнали, что ее отпустили якобы потому, что остались без родителей ее дети: муж ушел на СВО. И что якобы после того, как младшему ребенку исполнится 14 лет, она вернется на зону. И дальше будет отбывать положенный срок. А где гарантии? Да, мы собираемся с мамой Олега Абрамова сходить в прокуратуру, напишем заявление. Думаю, что ее отец-бизнесмен вмешался. Всё это сделали через какие-то связи. Не могли выпустить! Никак. Всё это очень странно.
Михаил РОМАНОВ.