Выборы по-новому
В среду депутаты Ил Тумэна приняли самый обсуждаемый закон последнего времени — «О местном самоуправлении» — во втором окончательном чтении. Голосовали 55 человек из 70 нардепов (хотя с утра зарегистрировались 57). Голоса распределились так: 43 — за, против — 10, двое воздержались.
Итак, в республике сохранится 445 муниципальных образований, включая два городских округа, 34 муниципальных района и 409 городских и сельских поселений.
Но теперь главы районов и городов будут избираться местными депутатами из числа кандидатур, предложенных главой республики. Главы поселений будут избираться по результатам конкурса, также проводимого депутатами.
Закон обсуждали четыре года кряду, всем и все позиции ясны, так что на пленарке обошлись без душераздирающих выступлений, обвинений и протестов. Все эти приемы уже демонстрировали. Так зачем же опять срывать голос? Оппозиция лишь настаивала на своих пунктах поправок и, самое главное, ведь добилась же своего!

Честный заход сделал Никита ТИМОФЕЕВ (а чего уже терять?):
— Якутия — самая крупная административно-территориальная единица в мире. И республика у нас разная. Мы хотим дать районам самим определять способ избрания главы.
Но его сразу же осадил глава комитета по местному самоуправлению Владимир Прокопьев: «Нельзя, нелогично, размывает приоритет сохранения двухуровневой модели, противоречит, создает неопределенность».
Нюргуяна ЗАМОРЩИКОВА:
— Я защищаю одну из самых важных и самых принципиальных поправок — тайну голосования при избрании глав муниципальных образований. Это не техническая поправка! Это вопрос чести, совести и реальной независимости местной власти. Сегодня значительная часть депутатов — районных, городских — это руководители бюджетных организаций: директора школ, главврачи, руководители подведомственных организаций. Но их судьба напрямую зависит от вышестоящего начальства — органов исполнительной власти! Сейчас любое слово, любой неверный шаг может стоить карьеры! И мы не должны ставить их в такую позицию! Мы требуем закрытого, тайного голосования. Открытое голосование — это не демократия, а инструмент давления. Тайное голосование — это не привилегия, а щит депутата, избранного народом! Чтобы принять решение не под страхом, а по совести.
Заморщикова напомнила депутатам, что каждый из них был выбран в парламент в результате тайного голосования.
Но здесь никаких проблем вообще не видит тот же Владимир ПРОКОПЬЕВ:
— Форма и способ голосования являются процедурными вопросами, которые должны быть установлены представительными органами муниципальных образований. В данном случае мы, наоборот, предоставляем достаточно широкие права каждому муниципальному депутату самому определять этот процедурный момент. Либо тайно, либо открыто. Это прерогатива исключительно муниципальных образований. Мы их ограничивать не можем. Да, где-то хотят тайного голосования…
Его прервал спикер ЕРЕМЕЕВ:
— Мы это много раз уже обсуждали при встречах с населением! Процедурно мы не можем внести этот пункт в проект закона. Это не регулируется региональным законодательством. Каждый муниципалитет вправе эту процедуру у себя в уставе прописать.
Никита ТИМОФЕЕВ:
— Предлагают кандидатуры на главу района только глава, партии, Общественная палата, совет муниципальных образований и Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления. А у населения нет возможности напрямую предложить свою кандидатуру! Надо обращаться в тот или иной субъект выдвижения, а они находятся или в Якутске, или в Москве. Мы предлагаем дать право выдвигать общественным организациям, которые находятся в районах!
И вновь в этом увлекательном словесном пингпонге мяч на стороне ПРОКОПЬЕВА:
— Ограничений в выдвижении главы городского и сельского поселения нет. Абсолютно! Любой гражданин или группа лиц имеют право выдвигать ту или иную кандидатуру. Ну нет такого пункта, что обязательно выдвигают политические партии или другие объединения. Что касается выдвижения глав городских округов или районов, в нашем законе, как и в ФЗ № 33, обозначены пять субъектов законодательных инициатив.
И он их перечислил. То есть перечислил то же самое, что и Тимофеев. И напомним, что, по информации нашего Минюста, в Якутии зарегистрировано 2700 общественных организаций. «Если дать возможность всем им выдвигать, это внесет неразбериху и хаос», — отрезал парламентарий, поэтому эту идею комитет отклонил.
БИТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Нюргуяна ЗАМОРЩИКОВА:
— Мы добились промежуточного успеха: две наши поправки были приняты. Это — обеспечение единогласия при объединении поселений с городским округом. Теперь для такого объединения будет требоваться согласие каждого поселения, а не большинства, как предлагалось изначально. Это гарантирует, что мнение даже самого небольшого населенного пункта не будет проигнорировано.
Второе — усиление роли населения при объединении муниципальных районов. Вместо простого «учёта мнения» теперь потребуется прямое согласие жителей, выраженное через их представительные органы.
КАДРОВЫЕ ТОРМОЗЫ
Ранее глава региона ответил на вопрос, не будут ли теперь якутяне лично его обвинять в том, что изменен механизм выборов.
Айсен НИКОЛАЕВ:
— Я не имею прямого отношения к главам районов, но все равно, так или иначе, отвечаю за них. Поэтому считаю, что изменения в системе публичной власти очень правильные. Прежде чем принять решение о правилах выборов глав, я много советовался, в том числе с теми людьми, кто десятки лет руководил в районах. Они многие годы мечтают как раз о возвращении к кадровой системе, которая была разработана в Советском Союзе и долгое время работала, хотя и с некоторыми перекосами. Несмотря на то, что там была однопартийная система, подход к подбору кадров все равно давал хорошие результаты.
Может ли сейчас представитель Чурапчинского улуса поехать и стать главой Нюрбинского района? Нет, потому что там местные элиты сами с усами и выберут своего. И это стало серьезным кадровым тормозом, особенно в наших небольших районах.
Прошлые десятилетия у нас работало и дорабатывало поколение, рожденное в Советском Союзе. Сейчас же у нас нет таких «кадровых лифтов». Человек из сельскохозяйственного района не может перейти на работу в промышленный, не может получить новый управленческий опыт. Переход к предлагаемой системе как раз поможет воспитывать новые кадры.
И позже он же, Айсен Николаев, на послании сказал:
— Очень серьезно нужно усилить работу с кадрами на местах. Надо избавляться от местничества, от личных отношений. Нужно подходить к выбору глав исключительно из профессиональных качеств, готовности честно работать и решать труднейшие задачи. Эти полномочия подчёркивают важнейшую роль местных депутатов и в то же время кратно повышают ответственность за развитие муниципалитетов и благополучие их жителей.
Алексей ЕРЕМЕЕВ, спикер Ил Тумэна:
— 70 субъектов России будут переходить полностью на одноуровневую модель местного самоуправления. Несмотря на то, что новый закон фактически упраздняет двухуровневую модель, субъектам, имеющим исторические, экономические, национальные и иные особенности, даётся право самостоятельно выбирать модель. Мы приняли принципиальное решение о сохранении в республике двухуровневой системы организации местного самоуправления. Мы исходили из необходимости обеспечения доступности органов местного самоуправления для населения. Повседневные запросы граждан должны рассматриваться ближайшими администрациями, расположенными в доступности.
* * *
Полностью перейдем на новый порядок после истечения сроков полномочий действующих глав. А в 2026 году по новой схеме пройдут выборы пяти глав районов, мэра Якутска и порядка 40 глав поселений.
УШЁЛ КОММУНИСТ

В ночь на 22 декабря в больнице скончался на 77-м году жизни Виктор Губарев, куда был госпитализирован в сентябре с сахарным диабетом и осложнениями на фоне заболевания. Медики вынуждены были провести ампутацию части стопы. Весь октябрь Виктор Николаевич руководил по телефону коммунистами Якутии, но в ноябре впал в кому, из которой ненадолго вышел перед смертью. Он был депутатом IV, V, VI, VII созывов.
Уроженец Ростовской области Губарев приехал в Якутию в возрасте 22 лет. В Якутии прожил 54 года. Его последняя воля — быть похороненным на Маганском кладбище недалеко от товарища по партии Артура Алексеева.
Депутаты стоя почтили его память минутой молчания.
ПО СОБСТВЕННОМУ
Мы уже подробно рассказывали, как депутаты не отдали прокуратуре своего коллегу — Семена Филиппова. Он является подследственным, ему инкриминируют ч. 2 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 6 ст. 290 УК РФ по факту получения взяток в сумме от 150 тыс. до 4,5 млн руб. от руководителей коммерсантов при исполнении госконтрактов. Прокуратура еще в прошлую сессию настаивала на том, чтобы отобрать у него депутатский мандат.
«Своих не сдаем!» — решили тогда депутаты, и спикер долго еще допытывался у прокурорских, чем этот демарш им грозит. И, кстати, лишить кресла Филиппова хотели вовсе не за коррупцию, а за то, что, будучи в тюремной камере, не сдал декларацию о доходах (каковую, кстати, сейчас и вовсе отменили). Это, по мнению прокуратуры, является «безальтернативным основанием для досрочного прекращения полномочий народного избранника».
Однако Филиппов не стал подставлять коллег. Он написал (тем же утром!) заявление о сложении своих полномочий досрочно. Так что нар депов избавили от моральных мучений, тем более они помнили мрачные слова одного из парламентариев: «Завтра каждый из нас может оказаться на его месте». Депутаты без шума и пыли и с легким сердцем созвали мандатную комиссию и единогласно согласились с его волей. И забыли об этом.
Напомним, помимо Семена Филиппова в махинациях обвиняют его дочь Яну и Александра Шипошина, бывшего начальника отдела эксплуатации автомобильных дорог ГКУ «Управление автомобильных дорог».
Следующая пленарка состоится в феврале 2026 года.
Михаил РОМАНОВ
