200 млн в пустоту, или куда пропали миллионы
8 февраля Якутский городской суд избрал меру пресечения известным в сфере строительства братьям Габышевым. Экс-руководитель СРО «Союз строителей Якутии» Айхал Габышев отправлен в СИЗО, директор строительной компании «Адгезия» Ариан Габышев посидит под домашним арестом.
Следствие подозревает их в мошенничестве в особо крупном размере. Незадолго до этого, в январе, в организациях, связанными с Габышевыми, прошли обыски. Заглянули оперативники в том числе и в офис строительной компании «РИА». Год назад именно они обратились с заявлением в правоохранительные органы по поводу мошенничества. Компания потеряла 200 миллионов бюджетных денег по вине «Адгезии».
ДЕЛО БРАТЬЕВ ГАБЫШЕВЫХ
По версии следствия, экс-руководитель СРО «Союз строителей Якутии» обвиняется в лоббировании интересов подконтрольного ООО «Адгезия» и коррупционных действиях. Как удалось выяснить «ЯВ», речь идёт о периоде времени с 2018 по 2024 годы. Любопытно, что уголовное дело было возбуждено еще в мае прошлого года, а обвинение братьям предъявили лишь в феврале текущего. Почему так долго тянули и в чем конкретно обвиняются Габышевы, неизвестно. МВД привычным делом хранит молчание. Так как в деле фигурирует «РИА» (пока в статусе свидетелей, но позже, вероятнее всего, станут потерпевшей стороной), мы решили напрямую задать интересующие вопросы гендиректору Лии Шайнуровой.
В 2023 году СЗ «РИА» заключила с ООО «Адзегия» контракт на строительство детского сада на 315 мест в микрорайоне «Звездный». Но в прошлом году из-за срыва сроков контракт был расторгнут. РИА подали заявление в полицию на «Адгезию» о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Сейчас на объекте уже новый подрядчик. Детский сад должны сдать в эксплуатацию в конце 2026 года.
Лия ШайнуровА, гендиректор АО СЗ «Республиканское ипотечное агентство» (РИА):
— Начну с того, что контракт с «Адгезией» был заключен в рамках ФЗ-44,
победителя выбрал «Центр закупок РС(Я)». Так как на детсад были выделены федеральные бюджетные средства, за ходом строительства следит специализированная организация «РосСтройКонтроль». Аванс перечислен «Адгезии» в сумме более 315 миллионов рублей. И что мы видим спустя какое-то время. Стройготовность здания — 19%, не продвигается дальше. Существенная часть аванса в размере 220 миллионов не закрыта актами выполненных работ, закупками стройматериалов и т. д. Наша служба безопасности проводит собственную проверку и выявляет выводы со специального казначейского счета, открытого под строительство, на счета различных фирм-однодневок. Как оказалось, подобные факты выявили и другие организации, у которых подрядчиком выступила «Адгезия», — например, Арбитражный суд, Служба госзаказчика Якутии и другие. На основании таких тревожных сигналов правительство республики приняло решение по своим подведомственным организациям расторгать договоры с «Адгезией». А РИА, напомню, на 100 процентов республиканская компания. И далее мы обратились с заявлением в ноябре 2024 года в прокуратуру и в следственные органы с просьбой проверить компанию на предмет мошеннических действий.
— А вам уже присвоили статус потерпевших по делу?
— Мы давали пояснения пока в качестве свидетелей. Скажем так, у нас брали дополнительные детали в рамках нашего заявления. Также мы передали добровольно оригиналы документов касаемо «Адгезии». И далее намерены сотрудничать со следствием в полной мере.
— Вроде со стороны это выглядело как хозяйственный спор. Подумаешь, один подрядчик не справился с объектом, поменяли на другого. Обычно такие дела решаются в арбитражном суде.
— Да, всё правильно. Мы подготовили материалы и для арбитражного суда. Но в данном случае речь идёт о бюджетных, федеральных средствах, которые были выделены по целевому назначению на строительство детского сада. И как я уже упомянула, мы республиканское предприятие с государственным участием, и спрос с нас в части расходования бюджетных средств весьма велик. Мы не могли просто закрыть глаза на всё и судиться только в арбитражном суде. Тем более наш случай — не единичный, а уже, можно сказать, системный. Сейчас в деле о банкротстве «Адгезии» заявлено на самом деле очень много участников. И суммы там фигурируют достаточно приличные. Но по подозрению в мошенничестве дальше будет разбираться следствие. При этом хозяйственный спор у нас в любом случае будет и уже находится в арбитражном судопроизводстве. Мы хотим добиться возврата упомянутых 220 миллионов.
ПРО ЧЛЕНСТВО В СРО
— Когда-то «ЯВ» пытался взять интервью у Айхала Габышева, чтобы понять, чем вообще занимается «Союз строителей Якутии», но он отказался. Известно, что
без членства невозможно принять участие в тендерах. А еще что? Вот, например, сколько ваша компания заплатила за членство и какие «плюшки» вам предусмотрены от них?
— Думаю, лучше сказать не «плюшки», а это обязанность любого застройщика на территории России — состоять в том или ином союзе. Такая система была создана как некий гарант добросовестности застройщика, демонстрации серьёзных намерений. В том числе в СРО состояла та же «Адгезия». Раньше было ограничение по территориальному признаку, то есть строители, которые находятся в республике, должны были регистрироваться в якутском союзе. Так как «РИА» существует с 2003 года, понятно, что в СРО давно вступили, ещё когда руководителем был Сергей Владимирович Радь, и не планируем из него выходить. Первоначальный взнос, если мне не изменяет память, был в размере одного миллиона рублей. По большому счёту, «Союз строителей» создан, чтобы создать условия для стабильной и эффективной работы строительных предприятий, а в случае наступления каких-либо негативных последствий предусмотреть компенсационную выплату. Для этого и существуют первоначальные и регулярные взносы.
— А в данном случае вы как раз столкнулись с негативными последствиями. Союз строителей будет вам компенсировать эти 200 миллионов?
— Да, есть такой момент, если контракт был заключен на торгах, то компания-заказчик имеет право на выплату из компенсационного фонда. Сейчас не мы одни обратились в «Союз строителей» с таким законным требованием. Государственные деньги, которые выделены на детский сад, должны быть возвращены в бюджет.
— Обсуждается, что ситуация с арестами — это некий «передел строительного рынка».
— Тут скажу: не надо передергивать и выставлять ситуацию в духе каких-то 90-х годов. О «дележе» речи не идёт. РИА строит дома только в своих микрорайонах, социальные объекты — в этих же микрорайонах. У нас есть свои поручения, достаточно объёмные, и сторонних каких-то договоров нам не надо. Нужно понимать и видеть во всех этих «скандалах» то, что урон нанесен не сколько предприятию РИА, а государству. Мы выполняем госзаказ, направленный на повышение уровня жизни людей, которые уже достаточно натерпелись за годы в ветхих и аварийных домах.
«ПЕНСИОНЕР» ОЛЕЙНИКОВ
— Давно интересует вопрос, какое отношение сейчас к «РИА» имеет бывший заммэра, бывший руководитель МУП «АРТ» Игорь Олейников? Говорят, что именно он продвинул вашу кандидатуру на пост руководителя.
— Да, это прямо горячо обсуждаемая тема в некоторых телеграм-каналах. Тут скрывать нечего, если посмотреть мою биографию, то можно увидеть предыдущие места работы. Я действительно работала под руководством Игоря Валерьевича в своё время в Агентстве по развитию территорий. Была начальником юридического отдела. После возглавила муниципальное предприятие. И хочу обратить внимание, агентство на муниципальном уровне осуществляло примерно те же самые функции, чем сейчас занимается «Республиканское ипотечное агентство». Мы создавали жилой фонд, занимались расселением. Результаты работы можно сейчас увидеть, например, на улице Дзержинского. Раньше там стояли сплошные аварийные дома, а сейчас на их месте новое благоустроенное жилье.
В 2020 году правительство республики поручило подобные задачи РИА, но, естественно, в более крупных масштабах. И на тот момент, по сути, лишь у команды МУП «АРТ» был такой опыт — по работе непосредственно с переселяемыми людьми, с финансовыми моделями по развитию территорий и так далее. Конечно, благодаря этому многих из той команды пригласили работать уже на республиканском уровне. И мы так же продолжаем работу по расселению из проблемного жилого дома, но теперь строим не один дом в год, а сразу микрорайоны. В «РИА» изначально я занимала пост первого заместителя. А в последующем, при смене руководства, меня назначили на пост гендиректора. Это стандартная история, когда первый заместитель становится руководителем. Но мою кандидатуру тогда утверждало уже правительство и непосредственно глава республики.
Что касается Игоря Валерьевича. Он 20 лет проработал в сфере расселения и строительства жилья в Якутии. И так как задачи, как я сказала, перед нами стоят глобальные, а сроки весьма сжатые — оптимально было бы использовать колоссальный опыт такого специалиста. Поэтому в настоящее время Игорь Валерьевич является моим официальным советником на добровольной и нерегулярной основе. Он уже достаточно давно находится на пенсии, но согласился помочь РИА.
— А советник — это оплачиваемая должность?
— Нет, это общественная работа. Никаких подводных камней здесь нет.
БОЛЬШЕ ПАРКОВОК ВОЗЛЕ РЫНКА
— Депутат Виктор Федоров как-то возмущался в Ил Тумэне, что «РИА» отдали госимущество «Крестьянский рынок» и он будет использован в коммерческих целях. Мол, будут строить очередной торговый центр. Хотя там рядом есть тот же «Дэлэй Молл» (бывший «Айсберг»). Какие у вас конкретные планы по данному объекту?
— Пожалуй, начиная с 2000 годов обсуждается тема, чтобы привести в более-менее нормальный вид территорию «Крестьянского рынка». Сегодняшнее состояние рынка, парковки, дорог вокруг, Комсомольской площади не устраивает никого. Ни горожан, ни руководство Якутска, ни правительство республики, ни собственников. Но бюджетных средств на реконструкцию нет и не будет в обозримом будушем. Сейчас собственником рынка является ФАПК «Туймаада». Это, кстати, тоже на 100% республиканская компания. «РИА» как регоператору КРТ распоряжением правительства поручено было разработать мастер-план территории рынка, прилегающих участков, улично-дорожной сети, Комсомольской площади и привлечь инвесторов для этого проекта. На текущий момент мастер-план согласован с правительством, Управлением архитектуры и ФАПК «Туймаада». Согласно концепции развития планируется снос аварийного здания гостиницы «Сайсары», которое не эксплуатируется уже много лет, а также строительство нового здания рынка. Также останутся и открытые ряды, которые уже стали визитной карточкой Якутска. Но они, конечно, будут перестроены в более комфортные сооружения. Комсомольскую площадь видим как многофункциональное общественное пространство, которое уже не будет просто непонятной «парковкой». В рамках разработки мастер-плана максимально постарались проработать все болевые точки этой сложной территории и прийти со всеми к некоему консенсусу. Сейчас готовим документ на утверждение. В ближайшее время обязательно опубликуем в СМИ, чтобы люди увидели, как всё там будет выглядеть в обозримом будущем. Собственником рынка, как была, так и останется ФАПК «Туймаада». Земля передается нам только в аренду, и только на то время, когда будет вестись строительство. После РИА не будет иметь никакого отношения к эксплуатации рынка и площади.
— Когда начнется строительство? Сроки обозначены?
— После утверждения мастер-плана начнем переговоры с потенциальными инвесторами, и сроки зависят от того, когда будут привлечены деньги.
СУД С ПРОКУРАТУРОЙ
С 2024 года прокуратура пытается через Арбитражный суд признать контракт на строительство школы в «Звездном» заключенным между РИА и «Кинг-95» незаконным. Так как контракт был заключен с единственным поставщиком. Было несколько судов и решений по этому поводу. Сначала суд вставал на сторону РИА, затем на сторону надзорных органов. Судебные тяжбы продолжаются. Вопрос с завершением строительства школы в заявленные сроки пока висит в воздухе.
— «Кинг-95» сейчас достраивает детский сад, который не построила «Адгезия». Еще у них контракт на строительство школы в «Звёздном». Напомним, в 2024 году против гендиректора и двух инженеров было возбуждено уголовное дело, связанное с капремонтом улично-дорожной сети проспекта Ленина. Если вкратце, установили столбы освещения не по проекту — не отечественные, а китайского происхождения. Уголовное преследование прошлым летом прекратили, когда Сос Варжапетян выплатил ущерб. Не боитесь, что история может повториться? Ведь и прокуратура настаивает на расторжении контрактов с ними.
— Честно говоря, мы в некотором замешательстве от позиции прокуратуры. «Кинг-95» получил контракт по школе также в рамках ФЗ-46, и ни тогда, ни сейчас они не были признаны недобросовестными подрядчиками. Даже если сравнить — «Адгезия» оставила после себя даже не завершенную коробку здания детского сада. За это время «Кинг-95» довел школу до готовности в 78%. Ни мы, ни банк, который финансирует строительство, ни, например, управление образования Якутска отставаний по графику работ на школе не видим. Торги по детскому саду также были проведены открыто, на равных условиях. И судебные разбирательства, которые сейчас идут, никого не устраивают. Понятно, что сейчас третья сторона — суд — поставит точку в этом деле и определит, кто был прав, а кто виноват. Но позиция у нас одна — и детский сад на 315 мест, и одну из крупнейших в республике школ на 990 мест будут достроены, несмотря ни на что. Для кого-то, может, это просто «объекты», а для нас — это необходимый уровень комфорта для жителей, переезжающих как из «17 квартала», так и других районов республики по программам переселения. И они должны быть.
Надежда СИВЦЕВА







