Ленука - хозяйка Оленекского улуса
Якутия — самый большой регион России, а Оленёкский эвенкийский национальный район — самая большая административно-территориальная единица республики (например, Мегино-Кангаласский улус меньше в 27 раз!). Руководит им с прошлого года Лена Иванова. В эти выходные карьерные позиции госпожи Ивановой серьезно укрепились: ее выбрали членом генерального Совета партии «Единая Россия». Впервые от Якутии в эту структуру попала женщина.
Что такое генсовет «ЕР», который был в субботу обновлен на 55%?
Это руководящий коллегиальный орган, куда входят только члены «Единой России». Его секретарем вновь был избран первый вице-спикер совфеда Андрей Турчак. Генсовет также избрал шестерых заместителей секретаря. В составе генсовета 170 человек со всей страны: депутаты, сенаторы, руководители исполнительной и законодательной власти регионов страны, лидеры общественных организаций. От Якутии в генсовете помимо Ивановой только глава Якутии Айсен Николаев.
— Давно хотел спросить у женщины с таким именем: почему Лена, а не Елена? Это принципиально иное имя?
— Побойтесь Бога, конечно, другое! В те годы четыре часа из Оленька надо было лететь до Жиганска, а потом четыре — до Якутска. Так получилось, что беременная мама меня не довезла из Оленька в Якутск: когда «антошка» сел в Жиганске, я не выдержала, попросилась на выход и родилась на берегу реки Лены. А река-то у нас называется «Лена», а не «Елена». По-эвенкийски — Елюенэ. Папа решил назвать в честь реки. Это судьба.
— Вы невероятно мобильны: вчера еще были в Москве, несколько часов провели в Якутске и вот уже едете из Оленька в Жилинду. На чем передвигаетесь внутри огромнейшего улуса? Это правда, что до села Эйик и обратно вы в общей сложности тратите двое суток?
— Площадь улуса — 317976,06 кв. км. Расстояния огромные. У нас четыре муниципальных образования, и до всех добраться достаточно сложно. 24 декабря я собираюсь в Эйик. Мы сначала летим два часа, потом оттуда через Накын поедем в Удачный, и только потом в Оленек. Если есть сменщик — это сутки по хорошей дороге. А так да, бывало, что едем и двое суток. Зимника-то пока нет.
ЧЕЛОВЕК ИЗ МАССЫ
— Лена Степановна, а как это бывает? Однажды позвонили и спросили: «Не хочешь в генсовет партии войти?»
— Вплоть до самого съезда мне ничего о своем членстве в генсовете не было известно. Я не была делегатом, меня в Москву пригласили как участницу. Более того, все шло к тому, что я на съезд вообще не попадала! Была задержка рейса, как обычно. Самолет должен был прилететь в Оленек в четверг с утра, а прилетел только в два ночи. Я в пять утра оказалась в Якутске, переоделась и в шесть уже была в порту на Москву. Я могла и не прилететь в столицу. Может, направляли списки претендентов? Я в партийных делах, если честно, не особенно была сведуща, пока не стала секретарём Оленекского отделения. Была рядовым членом. И на съезде Айсен Сергеевич ко мне подошел и сказал: «Если делегаты сейчас проголосуют, вы станете членом генсовета».
— То есть он знал?
— А ему ли не знать? Он же главный единоросс Якутии.
— Но почему именно вы, как думаете? Это квота на Арктику?
— Исключено. Если бы была квота, поверьте, в Булунском улусе вопросы стоят поострее. Это транспортный узел, там проблем много. Или Нижнеколымский улус. Это точно не квота. Хотя интерес к Арктике пробудился у руководства страны!
— Ранее из числа якутян в генсовет не попадали женщины. Вам лестно?
— Да! Обычно политики — это мужчины. Но партия полностью обновила подходы к формированию своих сторонников. Не побоюсь таких аналогий, но я — человек из массы, среднестатистическая женщина Якутии. Северянка. Потому что: а) женщин большинство в республике; б) в Арктике таких, как я, полно; в) я — эвенкийка. Ярких женщин из числа КМНС на Севере очень много; г) я глава района, управленец.
— Это же пост не для галочки! Чем на практике вы поможете улусу и Якутии?
— Это главный вопрос! Когда Айсен Сергеевич мне сказал об этой должности, я на него удивленно посмотрела и спросила: «Разве я справлюсь?». Это не почетная должность, не «золотой портфель». Мне никаких преференций не нужно! После того, как я закончу руководить улусом, я тихо уйду, подготовив себе смену, если изберут другого. Мне никаких карьерных высот уже не нужно! Я с ужасом четко осознала всю ответственность, которую на меня взвалили. Честно! Это страшная ответственность! Вы помните, что было на последних парламентских выборах. Есть большие сложности. Главное — реализовывать народную программу. Я очень хочу, чтобы Оленёк стал сильным и процветающим.
— Путин на вашем съезде сказал, что в целом единороссы достойно себя показали на выборах в Госдуму. Но в Якутии же всё не столь радужно. Как голосовал на парламентских выборах Оленекский улус?
— Мы вошли в тройку улусов, которые отдали предпочтение «Единой России».
— Вы не боитесь репутационных рисков? Уверены, что именно «Единая Россия»?
— Меня уже ничем не прошибешь. Мне сколько лет, если я 1963 года? 58! В моем возрасте думать о репутации?
— Я вас умоляю! Самое начало большого партийного пути!
— Да нет! У меня уже есть репутация женщины, которая немного наивна, верит в жизненные принципы, в справедливость. Ну скажут: «Вот Иванова — единоросска». Ну и что? Всегда так было. А что может быть ещё хуже? Только если скажут: «Она неудачница! Не справилась». Ну не получится, так я же, в конце концов, не одна! За моей спиной стоит огромный ресурс — партия власти. Правящая партия. Я винтик, который просто хочет всей этой махине искренне помочь.
ЯЧЕЙКА ЯИЦ — 600 РУБЛЕЙ
— Сколько стоит билет из Якутска до Оленька?
— Полтинник, если туда-обратно. Лететь 2,5 часа. Но! Я уже с нетерпением поделилась новостью с земляками: если у меня прописка в Оленёкском районе, то с 1 января 2022 года билеты будут стоить в два раза дешевле — 25 тысяч туда-обратно. Субсидии! Представляете, как это здорово!
— Сколько стоит у вас десяток яиц?
— 500 рублей. Но когда зимника нет — 600.
— Какой адовый кошмар! Вот почему в аэропорту на северные рейсы пассажиры стоят с лотками яиц!
— Мы эту проблему пытаемся решить. Второй год у нас работает мини-птицеферма. Молодой парень держит кур, раскручивается. Но комбикорм золотой, он привозит его с Иркутска. У него 450 рублей стоит десяток. Но он встанет на ноги, я верю! Надеюсь, стоимость снизится.
— У вас устойчивый интернет есть в улусе?
— 16 декабря мы открываем оптоволокно в Жилинде, это наш самый северный поселок. Деньги вложил и улус, и «Ростелеком» на основе ГЧП. Это такая радость, что я словами описать не могу! Прыгаем до потолка! А в Тикси хороший интернет с прошлого года. У нас 75% улуса покрыто оптоволокном. Кстати, линию назвали в честь моего брата, Александра Иванова, он первым заключил договор на полях ВЭФ в 2015 году.
— То есть молодежь может свободно без тормозов смотреть кино?
— Да это пройденный этап уже! Все сидят в интернете, и мы уже не знаем, как жили без него ранее. У нас бабушки и дедушки уже будут учиться пользоваться интернетом. Молодежь давно учится дистанционно, а кино все дома смотрят. У нас дошкольники уже умеют скачивать всё, что им нужно, в Сети.
— Кстати, про молодежь? Много уезжают?
— Из улуса оттока нет. Но к нам не приезжают ребята, которые получили высшее образование и специальность. Почему? У нас работы для них нет. У нас ощущается нехватка врачей и учителей. В отрасли ЖКХ спецы есть, а те, кто имеют рабочие специальности, уезжают работать в «Алмазы Анабара» и в АЛРОСА, на Верхне-Мунское месторождение. В этом году из одной маленькой Жилинды поехали 34 человека! Это для нас более чем много!
— Компании «АЛРОСА» и «Алмазы Анабара» — что эти гиганты конкретно, на практике, доброго и вечного делают помимо извлечения прибыли? Есть социальная ответственность?
— Вот хорошо, что вы мне этот вопрос задали! Я сейчас запрыгну на свой любимый конек. Мне специально надо выискивать проблему, потому что интервью получится розовым и пушистым! Давайте не про прошлые дела, а только за этот год. АЛРОСА — это построенная в этом году школа-сад на 120/75 мест в Харыялахе. Каменное современное двухэтажное здание по дизайну и оформлению, говорят, не имеет аналогов в Якутии. Представьте, и это в селе на 800 человек! В районах КМНС таких школ точно нет! Там всё сделано под нас, всё пронизано эвенкийским духом! Котельная в Жилинде! Проектирование водоочистных и канализационных сооружений. Строительство дизельной электростанции в Эйике, там сейчас уже подготовительный этап. Ну, это дивиденды, это понятно. Это справедливое возмещение ...
— ...ущерба?
— Того, что наши территории отданы для извлечения горной руды. Но даже без дивидендов АЛРОСА привлекла наш персонал, люди работают на обслуживание самого поселка Верхне-Мунский. Аутсорсинг дал возможность многим безработным женщинам работать там по 1,5 месяца и получить достаточно приличные для нас средства. «Алмазы Анабара» вообще Жилинду взяли конкретно под социальный патронат. Они привозят медиков: стоматолога, терапевта, кардиолога. Плюс «зеленые рейсы» с Удачного. Не дожидаясь, пока «Якутоптторг» завезет товары. Жилинда выигрывает от того, что соседствует с «Алмазами Анабара».
— Какова у вас ситуация с коронавирусом? Держите в руках?
— У нас проблема в том, что больного вывозят в Мирный. Это межрайонный центр оказания помощи. Увезти — увозят. Но как выздоровевшего человека привезти обратно? У нас нет регулярных рейсов. Всяко-разно выходим из положения. Либо привозим в Удачный, а оттуда на вертушке, либо через Якутск. Вот такой крюк. А что делать? И потом: есть же летальные исходы. Нам приходят на помощь удачнинцы с грузом-200. Я молиться готова на главу Удачнинского ГОКа Сергея Павленко. Они безвозмездно из Мирнинской больницы везут груз-200 до Удачного, а зимой мы вывозим на своем транспорте, летом — на вертушках.
Что касается ковида, сейчас у нас 16 больных человек. Эйик и Жилинда были чистые. Но как только открылся зимник, пошла очень некрасивая кривая. Мы за счет дивидендов алмазников закупили тесты, направили в наслега, будем сразу выявлять и работать.
ТРЕНАЖЕР СТОИТ ЗА ШТОРКОЙ
— В Оленьке люди говорят на эвенкийском в магазинах?
— К сожалению, нет. Мы потеряли язык. В школах у нас были только якутский и русский языки. Эвенкийский напрочь исчез. Слава богу, оленеводы сохранили материальную культуру. Но мы учим! Не первый год уже. А когда нет говорящей среды, это достаточно сложно. Поэтому разрозненно понимаем, но не говорим.
— А вы на каком уровне владеете?
— Честно скажу, на крайне бытовом.
— Я знаю, что ваш родной брат руководил улусом. После его смерти вы взяли бразды правления. У вас там что, династия?
— (Смеется). Можно и так сказать. Сначала родились двое парней, двое моих старших братьев. Александр Степанович руководил улусом, это он мне оставил прекрасное наследие, хорошие кадры, более менее нормальный порядок. Но он же не передал мне бразды правления по наследству. Я выиграла выборы с достаточно прочным запасом.
— С именем Лена мы разобрались. Но почему вас называют Ленукой?
— Моего брата Александра все звали Сашока. Я была маленькая, дикция была плохая из-за отсутствия зубов, и называла его «Азока». И он в отместку стал называть меня Ленокой. В итоге это прилипло ко мне на всю жизнь! И в физмат-школе, и в пединституте в Красноярске, затем в Москве я стала Ленукой. Даже тут, в Оленьке, когда я стала главой, молодые между собой стали кликать меня Ленукой. Я не обижаюсь. Всю жизнь же была Ленукой.
— У вас жёсткий стиль управления? Ваши говорят, что «Лена Степановна прёт, как бульдозер». Кричите на подчиненных, например?
— Мой брат был очень мягким руководителем улуса. Его доброта была бесконечной. Я — другой человек. Прагматик. Например, ко мне приходят за помощью с выделением какого-то гранта. Династиям или ветеранам. У меня всё должно быть по правилам! Каждый человек вправе знать, на что он может рассчитывать. И когда отказываю — да, я жесткая. Я не могу себе позволить пообещать то, что не выполню. И требую от подчиненных неукоснительно придерживаться правил, регламента, распорядка! Но у нас масса людей получает помощь все-таки. И если я вижу, что у человека глаза потухшие, я передвигаю его на другую должность. Туда, где он может быть полезен району. Пусть даже с руководящей должности на второстепенную. В отношении молодых коллег я привлекаю опытных кадровиков, которые могли бы выявить уровень компетенции. У нас бывает, что в другой должности человек просто раскрывается. Я же на самом деле готовлю команду «2025», когда уйду с поста главы. Мне нужно, чтобы у руля района остались преданные своей земле и честные профессионалы.
— Ваша семья — это...
— Я разведена. Мы поженились, и оказалось, что мы оба достаточно сильных человека. В житейских вопросах я была жесткой и решительной, некоторые вещи мне совсем не нравились. Поэтому мы спокойно разошлись. Дочь замужем, она избрала другую стезю. Я предлагала: давай на госслужбу! Тем более, ее приглашали. Она ни в какую! Избрала науку. Представляете? Правнучка и внучка оленеводов и охотников пошла изучать науку!
— А какую область науки?
— Да было бы что интересное, я бы еще поняла! Экономика! Скукотень! Я ей говорила: «С людьми же общаться каждый день — это счастье!». Но она предпочитает заниматься каждый день своей любимой экономикой. Упёртая! Однажды она уезжала на стажировку в Англию, я ей говорю: «Смотри, может там какой принц незанятый будет!». В итоге она вернулась в Москву и вышла замуж за эвена из Аллаиховского района! Правда, он городской. Зять у меня прекрасный! Я его очень люблю, хороший парень попался. У меня два любимейших внука — 11-летняя внучка и пятилетний внук. Если есть рай на земле, то это когда их обнимаешь и целуешь, вдыхаешь их аромат.
— Чем занимаетесь в свободное время? Что читаете? Чем увлекаетесь?
— У меня есть беговая дорожка, но она уже стоит за шторкой в дальней комнате. Когда выдается время, я хожу. Но хожу мало, судя по тому, что я всё пухну и пухну. (Смеется).
Очень люблю читать, мне нравятся честные книги. Недавно читала книгу по психологии «Как научиться убеждать и добиваться успеха». Иногда понимаю, что когда ты весь горишь, пытаешься донести свою точку зрения до земляков, от них отскакивает, как от зеркального экрана. Это сложно. Я же всю жизнь работала в системе органов госвласти! Я только учусь быть главой.
— Готовить любите? У вас же там рыба, оленина!
— Я могу приготовить пирожки. Но сейчас практически не занимаюсь готовкой!
— Простите, а что вы тогда едите?
— У меня же, хоть я и глава, нет своего угла в Оленьке! Я бомжую по родственникам. Для того чтобы построить здесь дом, мне надо продать квартиру в Якутске, чем я сейчас и занимаюсь. Стройматериалы на Севере дико дорогие, это не так просто. Так что я живу у родных: то у родного брата, то у невестки. Я же человек-кочевник. Так что мне готовит брат! Начиная от оленьих деликатесов и заканчивая обыкновенными дежурными блюдами. У него соусы вообще великолепные! Я нигде такого не ела! Вадим Степанович Иванов — вот главный повар Оленька! Так и запишите!
СПРАВКА «ЯВ»
Лена Иванова родилась в 1963 году в Жиганске.
Образование:
1983 год — окончила Красноярский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
2010 год — Российская академия государственной службы при президенте РФ по специальности «Управление Российским Севером».
Опыт работы
1983–1986 гг. — организатор внеклассной воспитательной работы, учитель русского языка и литературы Оленекской средней школы.
1986 г. — ответственный секретарь правления общества «Знание».
1986–1988 гг. — II секретарь РК ВЛКСМ Оленекского РК ВЛКСМ.
1988–1991 гг. — учитель школы № 14 Якутска.
1991 г. — парторганизатор по идеологической работе Оленекского РК КПСС.
1991–1995 гг. — учитель начальных классов Оленекской средней школы.
1995 г. — заведующая отделом информации администрации Оленекского района.
1995–1998 гг. — заместитель начальника РОНО администрации Оленекского района.
1998 г. — директор телестудии «Оленек ТВ».
1998–2008 гг. — начальник отдела Комитета по делам семьи и детства при президенте РС (Я).
2008–2011 гг. — первый заместитель председателя Комитета по делам семьи и детства при президенте РС (Я).
2011–2015 гг. — первый заместитель руководителя Департамента по делам народов РС(Я).
2015–2016 гг. — заместитель председателя Государственного комитета РС(Я) по национальной политике.
2016–2018 гг. — заместитель министра по развитию институтов гражданского общества РС (Я).
2019 г. — уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
С 2020г. — глава Оленёкского эвенкийского национального района РС(Я).
Михаил РОМАНОВ.
фото: yakutia-daily.ru