Перед Новым годом в Якутске состоялась встреча с алкозависимыми
Высокий, худощавый, с рыжей бородкой диакон Иоанн словно сошел со страниц гоголевских «Размышлений о Божественной Литургии»: «и быстрым хождением своим по церкви изобразует ангельское летание». Иван Клименко также клирик Марфо-Мариинской обители, председатель Замоскворецкого общества трезвости, отвечающий за организацию помощи алкоголезависимым при московских храмах, кандидат химических наук, счастливый отец шестерых детишек.
В Якутске он делится со священниками опытом работы с зависимыми, а также проводит встречи со страждущими, как он их сам называет, и с членами их семей, которые, как правило, созависимы с ними. На одной из таких встреч в Спасском монастыре побывал и корреспондент «ЯВ».
— Ну что, батюшка, как пить-то бросать будем? — раздается в начале встречи громогласный голос со скамейки.
— А это просто. Не пить! — отвечает диакон.
— Если ж так просто, мы бы тут не сидели, — тихонько вздыхают позади меня женщины с иконоподобными ликами.
ВОТ ЖЕ ДВЕРЬ! ВХОДИТЕ...
Диакон Иоанн находится в отличном расположении духа и очень даже настроен шутить:
— Вы записывайте, делайте заметки. Я советую вам самим изучать, что такое зависимость. Родственникам КАЖЕТСЯ, что они знают. Как-то приходит женщина, жалуется на запойного, а в конце вдруг заявляет, что, в принципе же, она не против, чтобы он пил, пусть купит себе бутылку пива, в запой – то зачем уходить? Другими словами, женщина по-просту не знает, что такое алкогольная зависимость. И вот 20 лет одно и то же! И с одним и тем же результатом! Значит, надо делать что-то другое? Причем делают то же самое, надеясь на какой-то другой результат. Зачем головой об стену беспрестанно колотиться? Вот же дверь! Бьющиеся головой о стенку не разделяют радости диакона, настороженно слушая, что же дальше.
***
— И вот так бьются люди о свои стены, тогда как выход был. И есть. Но они об этом не знали, а думали, что раз не получилось пробить стенку головой с первого раза, значит, надо хорошенько разогнаться, и со второго-третьего раза авось получится. То есть наращивают усилия в том же направлении. Не понимает? Не слышит? Так надо громкость прибавить! Скандалами, например. Эта женщина не знала, что зависимость преодолевается единственным способом — полным отказом от алкоголя! Надо жить трезво, говорю я этой женщине, а вы его двадцать лет учите пить. ***
— Один страждущий пришел на первый урок в Школу трезвости. Идем с ним после собрания до метро. Он мне говорит: да я сам могу книгу об алкогольной зависимости написать! Верю, говорю ему, но ответь на один вопрос: как жить трезво? А вот этого я не знаю, был ответ. Ну, значит, об этом и будем говорить, сказал я.
***
— Часто слышу: не хочу я книги читать, не хочу, чтобы кто-то влиял на мое мировоззрение, я сам разберусь. Говорю, но в школе же вы учились? Дважды два четыре — но не сами же вы об этом догадывались? А если бы и догадывались, сколько времени это отняло? Зачем изобретать велосипед, когда уже есть накопленные человечеством знания? Пользуйтесь! Очень рекомендую к прочтению книги директора реабилитационного центра «Зебра» Екатерины Савиной «Возвращение Кая», «Духовной жаждою томим», «Я люблю его...», «Живые в помощи Вышнего». В них она рассказывает о главных правилах душевной гигиены родственников и близких страждущих, о том, как не потерять себя и не превратиться в жертву и соучастника страшного недуга. Выдающийся американский психолог по работе с зависимостями, создатель института, а также специализированного издательства по проблемам алкоголизма и наркомании Вернон Джонсон в свое время так благотворно воздействовал на пьющую жену президента США Джеральда Форда, что та не просто влюбилась в трезвый образ жизни, но создала Фонд Бетти Форд и построила клинику в Калифорнии. Почитайте его «Метод убеждения» — это работающий инструмент в лечении химической зависимости. Работа Дженет Войтиц стала в своем роде революционной и помогла миллионам взрослых, выросших в семьях с больными алкоголизмом. Ее книга «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения», будучи опубликованной еще в 80-е годы прошлого столетия, до сих пор остается фундаментальной работой, наиболее полно рассматривающей проблемы взрослых детей алкоголиков. Хорошие схемы по преодолению алкогольной анозогнозии (непринятия болезни. — Я. Н.) описывает в своих книгах «Вино: твой слуга? Друг? Господин?», «Созависимость. Умение любить» Сергей Зайцев. Есть чудесная книга о зависимости «Семейная болезнь» Валентины Москаленко, где дается ответ на вопрос, как выжить тем, кто рядом. В книге члена-корреспондента МАТР, профессора Николая Зиновьева, который более тридцати лет работает с методом Ивана Павлова— Геннадия Шичко, подробно изложены причины возникновения и развития алкогольно-табачной зависимости, а также описаны действия по реальному избавлению от этих зависимостей. Я могу еще много книг перечислять, но начните хотя бы с этого.
ШАХ И МАТ
— Необходимо изучить такую науку, как помочь страждущему осознать зависимость. Он не понимает. Или второй вариант: да, я алкоголик, я это признаю, но никуда лечиться не пойду, пил, пью и пить буду. Разные фазы этого процесса имеются, но в любом случае человек не собирается обращаться за помощью. Учитесь убеждать. Риторика — это наука об убеждении людей относительно любого вопроса. Учитесь правильно выстраивать взаимоотношения со страждущим. Как? Найдите общины людей, которые сказали твердое «нет» употреблению спиртного, наркотиков и другим зависимостям, людей, которые призвали помощь Божью на излечение от тяжкого недуга.
***
— В нашей общине, к примеру, используются такие средства, как наставления священника, физический полезный труд, вебинары, на которых мы рассказываем, как избавиться от зависимостей, как найти замену вредным привычкам, где искать силы для сопротивления соблазнам. В свете пандемийных событий мы проводим и онлайн-трансляции. К занятиям есть домашние задания, которые участники присылают по электронке или в мессенджеры. Через домашние задания мы налаживаем личный контакт с человеком. Также у нас есть сайт Трезво.москва. Там содержится информация обо всем на эту тему. Наш секретарь отвечает на вопросы, присылает видеозаписи, необходимые для начального запаса знаний по этой проблематике. Борьбу с зависимостью можно сравнить с шахматной партией, в которой ты долго отступал, но за плечами вдруг появляются гроссмейстеры, и с их помощью ты начинаешь выигрывать. Нужно объединять усилия, не оставаться с бедой один на один. В моей группе 140 человек, и они не пьют.
***
— Употреблять наркотики, спиртное бросают все, некоторым удается сделать это еще при жизни. По данным Александра Немцова, доктора медицинских наук, руководителя отдела информатики и системных исследований московского НИИ психиатрии Минздрава России, от причин, связанных с употреблением алкоголя, в России гибнет порядка 400 тысяч человек в год, Представьте себе — 1000 человек в день!
***
— Естественная биохимическая защита организма от алкоголя при формировании у человека зависимости разрушается необратимо, поэтому алкоголик, который бросил пить «на время», а потом возвращается к малым дозам, очень быстро оказывается вновь на дне, скатываясь в еще более страшный алкоголизм. Вывод таков: человек, который пытается выздороветь, должен не уйти в завязку, а всей душой полюбить трезвую жизнь, перестроить свое сознание, полностью и навсегда отказавшись от употребления спиртного. И только в этом случае у человека за спиной вырастут крылья, организм начнет возрождаться, как птица феникс из пепла, а мир засверкает всеми прекрасными гранями.
МОЛИСЬ И ТРУДИСЬ
— Итак, первая часть работы — это консультации. Вторая — Школа трезвости, а на третьем этапе есть разные варианты. Базовый вариант — это получение помощи и поддержки на собраниях православных общин трезвости. В Якутске таковую готов создать отец Михаил Павлов, настоятель храма во имя Архистратига Божия Михаила в Мархе. Поначалу будут сложности, но мы готовы оказывать консультационную, моральную и молитвенную поддержку новой общине. Первая организационная встреча пройдет в храме 17 декабря в 18 часов.
***
— По имеющейся статистике алкоголизм преодолевают всего лишь 10–15 процентов людей, и только лишь потому, что большая часть не обращается за помощью, а ведь многим можно было помочь. Если действовать грамотно, то в большинстве случаев можно помочь. По своему опыту могу сказать, что больше половины, а, может, и две трети родственников, которые к нам обращаются, в итоге решают свою про- блему. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее, но в среднем за год-два страждущие преодолевают тягу к спиртному и возвращаются к трезвой жизни. Я люблю древнюю христианскую формулу «Молись и трудись». Молиться нужно не только за страждущего, но и за себя, чтобы Господь дал силы и послал нужных людей, которые смогут помочь. Мы молимся друг за друга, так и спасаемся. С Божьей помощью.
Яна НИКУЛИНА. Фото автора.
https://mentalsky.ru/wp-content/uploads/2019/05/fon-4.jpeg