Как развалили "Нижне-Ленское"
Об уголовном деле бывшего руководства ОАО «Нижне-Ленское» писали многие СМИ, и «ЯВ» в том числе. Сейчас нам удалось узнать подробности некогда нашумевшей истории, о которых еще не писали нигде. В настоящее время идет судебное следствие, и мы полагаем, что оно будет проходить не один год, потому как в деле 130 (!) томов.
Источник, близкий к следствию, рассказал «ЯВ», что о крупных финансовых махинациях в ОАО «Нижне-Ленское» узнало руководство «Алмазов Анабара», к которому перешли активы предприятия. Наружу всплыла многомиллионная афера с векселями! Следствие оценило ущерб более 285 миллионов рублей. Огромные деньги. Следственные действия проводились не только в Якутске, но и в Москве и в других регионах страны. Ранее в СМИ появлялась информация, что в качестве свидетеля даже допрашивался бывший президент Якутии Егор Борисов, но оказалось, что это не так.
На скамье подсудимых оказались четверо. Бывший генеральный директор ОАО «Нижне-Ленское» Владимир Кычкин, его зам Артур Давыдов. Оба они обвиняются в присвоении (растрате) в особо крупном размере, злоупотреблении полномочиями, повлекшими тяжкие последствия, а также в мошенничестве, совершенном группой лиц. Их подрядчики — супруги Руслан Алибеков и Айна Неустроева. Им инкриминируются пособничество в присвоении, злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, и мошенничество.
КЫЧКИН ЛОББИРОВАЛ ИНТЕРЕСЫ АЛИБЕКОВА
— С чего началась вся эта мутная история?
— Еще до совершения преступлений Кычкин был хорошо знаком с Алибековым и его супругой Неустроевой.
— Они водили дружбу?
— Между ними были действительно доверительные и деловые отношения. В ходе следствия установлено, что Кычкин неоднократно лоббировал интересы Алибекова.
— Во как! Например?
— В 2011 году Кычкин, как депутат Ил Тумэна, направил письмо одному из муниципальных глав, чтобы тот предоставил организации Алибекова земельный участок для строительства. Также он дал своим подчиненным привлекать одну из организаций Алибекова к строительству объектов ОАО «Нижне-Ленское», хотя, согласно действовавшему на тот момент законодательству РФ, такие договоры должны были быть заключены по результатам конкурсных процедур. Были и другие факты, которые перечислять не буду. Вся эта дружба в конце 2011 года начала преображаться в махинации по выводу активов ОАО «НижнеЛенское».
— Как было выявлено преступление?
— Преступление выявило новое руководство ОАО «Нижне-Ленское» вместе с конкурсным управляющим ООО «Нижне-Ленское-Инвест», когда во второй декаде декабря 2012 года произошла смена руководства общества в связи со сменой собственника.
— Речь идет об «Алмазах Анабара». Я правильно понимаю?
— Да. Они проверяли обоснованность выпуска в 2012 году векселей общества на многомиллионные суммы, которые предъявлялись на погашение разными держателями, в том числе выданных организациям, подконтрольным Алибекову и Неустроевой. Заявление о возможном совершенном преступлении было направлено в правоохранительные органы в 2013 году, а орган дознания передал материалы следствию только в сентябре 2015 года. Тогда и было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, совершенного в особо крупном размере.
ВОССТАНАВЛИВАЛИ СОБЫТИЯ 2011–2012 ГОДОВ
— Стоит полагать, что следствию пришлось перелопатить кучу финансовых документов.
— Разумеется! Расследование уголовного дела было длительным и сложным, потому как необходимо было восстанавливать события 2011 и 2012 годов. Было изучено огромное количество финансово-хозяйственных документов и электронной информации восьми коммерческих организаций за два года деятельности — ОАО «Нижне-Ленское», ООО «Нижне-Ленское-Инвест», ООО «Стройгруппа-89» и т. д. Была дана юридическая оценка действиям бывшего генерального директора ОАО «НижнеЛенское» Кычкина, его заместителя, директора ООО «Стройгруппа-89» Алибекова и его супруги с использованием положений межотраслевого (уголовного, гражданского) законодательства с учетом специфических особенностей расследуемого преступления. Были отслежены и проанализированы сто операций по счетам юридических и физических лиц, совершенных с денежными средствами и ценными бумагами, полученными преступным путем, а также их легализацией в Москве.
— А почему в Москве?
— Были установлены лица, которые оказывали профессиональные услуги по обналичиванию денег. Кроме этого, следственные действия проводились не только в Якутске, но и на территории других субъектов России, где устанавливались свидетели, производились изъятия множества документов, которые в последующем сопоставлялись с показаниями свидетелей. Большинство свидетелей давали уклончивые показания, в особенности которые работали в ОАО «Нижне-Ленское» и принимали участие на отдельных этапах их совершения. Материалы уголовного дела, без учета вещественных доказательств, составили около 130 томов. Ознакомление обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела началось в декабре 2020 года, но с мая 2021 года данное процессуальное действие началось заново.
— Почему?
— Потому что в апреле 2021 года по ходатайству одного из защитников пришлось выполнить ряд следственных действий. Учитывая объем уголовного дела и вещественных доказательств, пока обвиняемые и их защитники знакомились с материалами, оно было окончено 12 октября 2021 года.
— Вы ранее сказали, что деньги обналичивались в Москве. А как это происходило?
— Через лиц, профессионально оказывающих такие услуги с использованием фиктивных организаций, зарегистрированных в Москве на подставных лиц. Поэтому установление конечного получателя денег вызывало определенные сложности. Но, как я знаю, следствие обратило внимание на то, что, когда соучастники Кычкина в Москве обналичивали деньги, полученные в результате вывода активов ОАО «Нижне-Ленское», сам Владимир Романович в это же время находился в Белокаменной.
НЕУСТРОЕВА ЛУКАВИТ
— В уголовном деле оказалась замешана Айна Неустроева. Ранее она заявляла СМИ, что интерес у силовиков к ее супругу появился после того, как Карамзин и бывший заммэра Гоголев вымогали у нее деньги. Это так?
— Нет. Она лукавит. Во-первых, активные действия по делу «Нижне-Ленского» начались в середине октября 2018 года, когда органы следствия добыли одни из основных доказательств, которые раскрывали всю последовательность действий виновных лиц. На основании этого в декабре 2018 года Кычкину было предъявлено обвинение в совершении растраты. Во-вторых, Алибекову было предъявлено обвинение в апреле 2019 года по результатам изучения доказательств, изъятых в октябре 2018 года, документов, изъятых у ООО «Стройгруппа-89», а также после допросов некоторых ключевых работников «Нижне-Ленского». Сначала он находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, но нарушил условия меры пресечения, поэтому в мае того же года был заключен под стражу. В-третьих, в мае 2019 года органы следствия узнали от Неустроевой, что заместитель мэра Гоголев и директор строительной компании Карамзин вымогают у нее взятку. То есть узнали об этом задолго до их ареста. Поэтому все суждения Неустроевой, мол, ее супруг пострадал из-за аферы Гоголева и Карамзина, абсолютно необоснованные.
— Как им удалось похитить столь крупные суммы?
— По первым двум эпизодам, совершенным в 2011 году и в апреле 2012 года, обвиняемые заключили между ОАО «Нижне-Ленское» и организациями, подконтрольными Алибекову и Неустроевой, девять фиктивных договоров подряда и поставки. Сумма каждого не превышала 50 миллионов рублей, поскольку в случае превышения данной суммы такие сделки, согласно Уставу общества, должны были одобряться советом директоров ОАО «Нижне-Ленское». Сумма этих договоров варьировалась в диапазоне от 19 до 49 млн рублей. Для того чтобы обойти это требование, были заключены договоры таким вот способом. Затем под видом предоплаты по данным договорам ОАО «Нижне-Ленское» передало организациям, подконтрольным Алибекову и Неустроевой, ценные бумаги на общую сумму 232 336 000 рублей.
Для того чтобы скрыть следы преступления, эти фиктивные договоры неоднократно подвергались подмене. То есть в течение 2012 года предметы договоров, условия их оплаты менялись, и Кычкин с Алибековым, как представители сторон, каждый раз эти договоры переподписывали. Например, по первому эпизоду были заключены два договора о поставке ООО «Легион-84» в ОАО «Нижне-Ленское» семи объектов вахтового поселка для ГУ «Верхнее Молодо» общей стоимостью около 54 млн рублей. Однако в окончательной редакции по этим договорам ООО «Легион-84» поставило лишь один из семи объектов вахтового поселка, при этом общая стоимость этих договоров осталось неизменной. По третьему эпизоду имел место обман членов совета директоров общества.
— Как все произошло?
— В сентябре 2012 года Кычкин и его заместитель добились одобрения совета директоров ОАО «Нижне-Ленское» о продаже производственной базы стоимостью 53 162 000 рублей ООО «Стройгруппа-89», подконтрольному Алибекову и Неустроевой. При этом в представленном совету директоров проекте договора было указано, что «Стройгруппа-89» приобретаемую базу оплачивает денежными средствами. Других видов расчета предусмотрено не было. В пояснительных записках в качестве обоснования продажи указали, что база продается для погашения долга перед работниками по обязательным платежам. В то время у ОАО «Нижне-Ленское» были проблемы, связанные с нехваткой денежных средств. На этих условиях совет директоров одобрил сделку. Однако после одобрения без ведома членов совета директоров в заключаемый договор уже были внесены существенные изменения, а именно в пункт договора, предусматривающей условия расчетов, добавили слова, что ООО «Стройгруппа-89» может оплатить за приобретаемую базу и иным способом, то есть расширили способ оплаты. После заключения договора ООО «Стройгруппа-89» в счет оплаты передало в ОАО «НижнеЛенское» векселя ОАО «Нижне-Ленское» на сумму около 53 млн рублей, а оставшуюся часть, около 20 тысяч рублей, оплатили наличкой. На следующий день часть этих же векселей на сумму около 50 млн рублей ОАО «Нижне-Ленское» под видом оплаты по фиктивным договорам подряда обратно вернуло в ООО «Стройгруппа-89».
— Как лихо провернули!
— Но это еще не все. В декабре 2012 года Кычкин и Давыдов, решив сокрыть следы хищений, исключили ООО «Стройгруппа-89» из числа организаций, имеющих задолженности перед ОАО «Нижне-Ленское». Они совершили ряд заведомо незаконных и невыгодных сделок, в результате которых был причинен существенный вред правам и законным интересам ОАО «Нижне-Ленское» и его дочерней организации ООО «НижнеЛенское-Инвест», который повлек тяжкие последствия.
— Так куда смотрел совет директоров?
— Совет директоров не знал о данных заключенных договорах, поскольку все это происходило за их спиной. Какие-либо одобрения об их заключении не давали.
— Обидно за «НижнеЛенское». Было крепким предприятием с большим будущим.
— Обидно. Но не было должного контроля со стороны акционера и членов совета директоров ОАО «Нижне-Ленское» за действиями руководства, было формальное отношение к своим обязанностям. Как мне известно, следствие направило в правительство республики представление с требованиями и предложениями по устранению выявленных нарушений. Часть предложений была принята, должна была провестись соответствующая работа. Надеюсь, что эти работы проведены.
— Правда ли то, что в этом резонансном деле был замешан экс-президент Якутии Егор Борисов? Говорили, что следствие его притянуло в качестве свидетеля?
— Борисов Егор Афанасьевич по уголовному делу не допрашивался в качестве свидетеля, поскольку на тот момент он не был членом совета директоров общества.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА.