Главная » 2025 » Декабрь » 12 » Новогодние хлопоты. Как отмечают якутяне

Новогодние хлопоты. Как отмечают якутяне

Сколько денег вы потратите на продукты к столу? Стоимость салата оливье выросла на 4,8% по сравнению с прошлым годом. В центре России порция салата на четырех человек обойдется в 576 рублей, что на 26 рублей дороже, чем в прошлый Новый год.

 

Но то «у них». А у нас? Мы пробежались по рынкам, а также спросили у известных якутян, что они будут готовить обязательно и как они встречают этот всеми любимый праздник. И будут ли лакомиться символом следующего года — жеребятиной.

В салат оливье идет 300 граммов вареной колбасы, 400 граммов маринованных огурцов, 380 граммов зеленого горошка, 200 граммов майонеза, четыре яйца, 500 граммов картофеля, 200 граммов моркови и 100 граммов репчатого лука.

Салат «Мимоза» расположился на втором месте, при этом он вдвое дешевле оливье — 295 рублей (опять-таки в уме добавляйте рублей 50, а то и сто). Для его приготовления понадобится 250 граммов рыбных консервов, 350 граммов картофеля, пять яиц, 250 граммов моркови, а также по 150 граммов лука и майонеза.

Далее идет селедка под шубой, которая обойдется в 291 рубль за четыре порции. Для этого салата требуется 350 граммов сельди, два яйца, 400 граммов картофеля, 300 граммов свеклы, 200 граммов моркови, 100 граммов репчатого лука и 300 граммов майонеза.

Самый бюджетный салат в этом году — «Столичный» — стоит 269 рублей. По-нашему — рублей 400. Для него нужны 450 граммов курицы, 300 граммов картофеля, три яйца, по 150 граммов моркови, соленых огурцов и зеленого горошка и еще 100 граммов майонеза.

РЫБА

На рынке полно всякой рыбы, но для бутербродиков обычно выбирают на праздники красную. Кило горбуши на рынке — от 1800 рублей и выше. Камчатский краб — 3500 за кило, по весу меньше, чем два кило, нет. Осьминог — три тысячи, гребешок — 300 рублей одна штука (две тысячи за кило).

Рыба: чир (подледка на строганину) — 2000 рэ, выйдет примерно на 6 тысяч за хвост. Горбуша — 450, кета — 650, форель — 1500–2000, караси — от 250 рублей до 450 рублей за кило в зависимости от размера.

МЯСО

В год Огненной Лошади кто-то будет готовить блюда из жеребятины, а кто-то поостережется. Жеребятина стоит от 800 до 2000 рублей за килограмм, и все зависит от того, какая это часть. За ойогос просят в среднем 1700 рублей, но за особо хорошее мясо цена может дойти до 2000 рублей. Если брать сразу четверть туши, то за переднюю часть можно сторговаться по 750 рублей за килограмм.

Харта — 1500 рублей, печень жеребёнка — 4000 руб­лей за кило. Внутренности оптом (кровь, кишки, печень одной лошади) — 12 000 руб­лей.

Печень говяжья — 650–800 рублей. Кровяная колбаса — 800–1000 рублей за кило. Потроха — 650 рублей за кило. Язык — 1200. Ноги — 350 рублей.

Говядина стоит 800–850–900–1200 рублей за кило. Готовый фарш — 900 рублей за кило.

Свинина — 650–700 руб­лей за кило, оленина — 800–900 рублей за кило.

ИКРА

Объявлений полно. Даже дадут попробовать перед покупкой и доставят на дом.

За икру кеты из Хабаровского края, слабосоленую, крупнозернистую, просят четыре тысячи за полкило, соответственно, килограмм — восемь тысяч. Та же самая игра, только среднесоленая, оценивается, соответственно, в 4300 и 8600 рэ.

Камчатская икра кеты стоит 7800 рублей за кило­грамм.

Икра — продукт недешёвый. Как проверить, не подделка ли? Сначала — внешний вид. Икринки должны быть целыми, одного цвета и размера, без пленок и не слипающиеся. При переворачивании банки икра не должна моментально «ползти» по стенкам. А на упаковке не должно быть внешних повреждений и вздутия.

Для лучшего хранения в продукт добавляют бензойнокислый натрий — консервант E211. В качественной икре используется только природный консервант — сорбиновая кислота, она позволяет хранить продукт дольше и делает его менее восприимчивым к изменениям температуры, влажности и прочим внешним факторам.

СКОЛЬКО СТОЯТ ЁЛКИ?

Живые хвойные деревья — сосны и елки — можно купить на территории базы «Якутлесресурса» по адресу: ул. Кеши Алексеева, 9/1.

Продукция представлена в двух категориях. Стоимость — от 1 700 до 2 500 рублей.

Ель новогодняя: до 1,5 м — 2 000 ; до 2 м — 2 300 ; свыше 2 м — 2 500 .

Сосна новогодняя: до 1,5 м — 1 700 ; до 2 м — 2 000 ; свыше 2 м — 2 300 .

Круглосуточная консультация по телефонам горячей линии: 8-961-867-70-34 и 8-924-599-14-96.

Елка искусственная в магазинах:

— Столичный рынок: 150 см — 8500 рублей; 180 см — 12500 рублей; 210 см — 16500 рублей, 240 см — 22500 руб­лей. Они все разные, поэтому цена может варьироваться. Почему-то елки одинаковой высоты, но уже со встроенными на ветках светодиодными гирляндами стоят дешевле;

— в «Хозмаркете» цены идентичны, плюс-минус пара сотен рублей, так что принципиальной разницы для кошелька нет, можно не ездить к китайцам, а зайти в хозяйственный около дома. Та же самая картина в «Елках-иголках» и MixMarket.

УТКА С ЯБЛОКАМИ

Алла БУЗМАКОВА, актриса Русского театра:

— Оливье — точно. Будет салат «Мимоза». На горячее — утка с яблоками. Эти блюда традиционны на нашем новогоднем столе. Сколько я потрачу на продукты, никогда не знаю. Потому что не считаю. Мне трудно в будний-то день следить за ценами, а на этот праздник как-то грех экономить.

К сожалению, в новогодний вечер буду работать со своими студентами допоздна, поэтому какие-то салаты нарежем сами, а какие-то придется купить в кулинарии. Но ведь главное — это не еда. Главное, что за столом соберутся все родные и близкие, с которыми так тепло встречать Новый год.

«КОРЕЙЦЫ ПРОСТО РАЗОШЛИСЬ»

Матрена НОГОВИЦЫНА, двукратная чемпионка мира, многократная чемпионка России, многократная чемпионка Европы по шашкам:

— У нас традиции в семье меняются по мере взросления. Но всегда встречаем Новый год вместе с семьей, с родными.

Из любимых традиций — в детстве всегда выходили зажигать салют сразу после боя курантов. Было очень красиво, вдоль озера по всей деревне каждая семья зажигала свой новогодний салют, один красивее другого.

Когда училась в Санкт-Петербурге, мы обязательно ходили на Дворцовую площадь в 18 часов встречать Новый год по якутскому времени, всегда встречали там своих земляков и танцевали осуо­хай.

Сейчас у нас немного другая традиция: 31-го с утра мы даем подарки всем членам нашей семьи и едем смотреть добрый фильм в кинотеатр, затем встречаемся с родными в кафе и только после 18–19 часов приезжаем домой, быстро готовим новогодний стол и уже встречаем Новый год. Стараемся особо не суетиться в этот день.

Пока не представляю, сколько потрачу на новогодний стол. В этом году, говорят, не надо готовить из жеребятины и даже говядины. Я очень суеверная, поэтому будем делать блюда из рыбы и курицы.

— Какой Новый год был самый необычный?

— Пожалуй, 2014-й. Мы встречали его с родителями в Южной Корее. Корейцы не так масштабно встречают Новый год. Помню, мы пошли на большую площадь, где стоял большой экран, и вместе отсчитали секунды до полуночи, а потом огромная толпа… резко разошлась. Мы даже немного испугались, потому что сначала на площади было очень много народу. В общем, самая грандиозная встреча Нового года — только в России.

Еще помню этот Новый год потому, что он был последним вместе с нашим отцом. Поэтому эта поездка навсегда останется в нашей памяти.

«СТОЯЛ В НАРЯДЕ»

Сахамин АФАНАСЬЕВ, сенатор Совета Федерации:

— Селедка под шубой будет обязательно. По бюджету не скажу, что сильно дорого нам обойдется. Мы с супругой всегда закупаем овощи для салатов сами. И готовим вместе, точнее, я пытаюсь помочь. Обычно запекаю в духовке жеребятину с картошкой, но в этом году решили запечь курицу с овощами. И будет строганина. Ничего экзотического. Все эти блюда давно известны всем якутянам. Кстати, если в былые годы мы готовили много салатов и нарезок, то в последнее время готовим только то, что сами в силах съесть в эту новогоднюю ночь. Как говорится, на один присест. Потому что раньше очень много салатов оставалось.

Новый год — это вечер со своей семьей. Когда мы жили в частном доме в «Сатале», всегда в просторном зале вместе распаковывали подарки. Было очень весело играть со своими детьми и внуками. А ночью выбегали во двор и запускали фейерверки и салюты.

— А в студенческие годы как отмечали?

— Я пять лет в Иркутске был президентом якутского землячества, так что организация праздника, как вы понимаете, во многом была на мне. Автобусы от общежития института поздно вечером не курсировали, но мы всегда как-то умудрялись найти транспорт, чтобы уехать до площади Кирова. Там, где гостиница «Ангара», стояла елка, и все наше землячество праздновало в полночь Новый год в центре города.

— Вы служили в Иркутском батальоне особого назначения Главного разведывательного управления. Как там отмечали Новый год в лихие 90-е годы?

— У меня неудачно вышло. В первый год, это была встреча 1991 года, я всю ночь лепил в столовой пельмени, потому что попал в наряд. А 1993 год встретил, стоя в карауле. Но я был молод, все равно ощущал дух праздника.

НЕ БЛЮДА, А ОЩУЩЕНИЯ

Карина ЕФИМОВА, двукратная чемпионка России по дзюдо:

— Если честно, я каждый год жду Новый год, как ребенок. У кого-то праздник начинается с ёлки и гирлянд, а у меня — с кухни. Все как обычно: достаю муку, масло, включаю духовку, и чуть позже пахнет пирогами. Это, наверное, самый правильный для меня новогодний запах. Потом пирожки, салат с языком, оливье, «Цезарь» (куда без него), побеги чеснока, много зелени, чтобы было свежо. И икра обязательно. Багет хрустящий, чуть поджаренный, и сверху красная икра — для меня это уже сам праздник.

Смотрю иногда новости, где считают стоимость оливье, как будто это валюта. Понятно, что все дорожает, но разве Новый год в этом измеряется? Можно купить продукты подороже, поде­шевле, но если за столом свои люди, то все остальное неважно. Праздник — он в атмосфере, в смехе, в суете, в том, что кто-то все время тянет ложку из салатника, пока ещё не подали на стол.

Самый запомнившийся Новый год у меня был в селе Шея, Сунтарский район. Дом, полный родственников, бабушка, тети, дяди, братья, сестры, шум, кто-то что-то режет, кто-то смеется, и за окном снег такой тихий. Там не было дорогих сервировок, но было тепло. И вот это я каждый год пытаюсь повторить: не блюда, а ощущение. Чтобы дом был живой, чтобы еда пахла, чтобы хотелось сидеть за столом долго, без спешки.

«ДАМДИН» — ЭТО ЛОШАДЬ»

Баир ДАМДИНЖАПОВ, директор киберкоманды HOTU:

— Если честно, я никогда не считаю новогодний стол в рублях, этим занимается моя жена. Но, как и у всех, есть блюда, без которых праздник просто невозможен. На столе обязательно будут мамины бузы — это уже семейная классика, а ещё тёщина домашняя выпечка, которую всегда ждут заранее. Жена у нас отвечает за праздничный уют: каждый год она придумывает новое оформление интерьера, и благодаря этому дом буквально «вдыхает» настроение праздника. В последние годы у нас появилась ещё одна традиция — блюда по-азиатски, где не­много остроты.

— Какие традиции 31 декабря?

— Первая — мой фирменный салют. Каждый год 31 декабря я еду на базар возле «Белых ночей», где китайцы продают фейерверки, и там начинается мой обязательный «синь-пинь» — семейный мем про то, как я торгуюсь. Это уже отдельная традиция, все ждут, насколько я в этот раз «собью» цену.

Вторая — мамина традиция: написать желание на бумажке, сжечь и выпить вместе с шампанским. Мы так делаем каждый год, и это всегда создаёт тёплое настроение.

— Какие у тебя детские воспоминания об этом празднике?

— Когда мама работала в «Холбосе», я ходил по всем рядам, и каждый продавец что-то дарил. В итоге возвращался с полными руками подарков. А самый тёплый и сознательный семейный Новый год — это первый год нашего с супругой брака. Именно тогда я впервые почувствовал, что это праздник веры в общее будущее. Еще в детстве, когда мы увлекались «Гарри Поттером», мы с друзьями устраивали «магические дуэли»... палками от салютов. Сейчас это кажется смешным и опасным, но тогда казалось настоящей новогодней битвой.

— Ты же монгол, тебе можно конину в год Лошади!

— Я монгол-бурят на 66%, на 19% казах, на 10% китаец и на 5% якут, если верить генетическому анализу ДНК. У меня фамилия, где Дамдин — это лошадь, то есть я — Лошадь, конь, и для меня это нечто большее. Жеребятина для многих — часть праздничного стола, и я спокойно отношусь к этим суевериям.

НЕЛЬМА ПОД ШУБОЙ

Александр МИХАЙЛОВ, победитель конкурса «Строганина-2025»:

— На столе будет то, что приготовит жена. Обязательно будет такое блюдо, как селедка под шубой, но вместо селедки мы используем семгу или нельму. Попробуйте! Это невероятно вкусно! Ингредиенты все те же. На горячее будет мясо, котлеты.

— Дорого выходит праздничный стол?

— Так Новый год же не каждый день, не скупимся. Да я и понятия не имею, что и сколько стоит. Мы в семье с детьми — потребители. Какой список с продуктами даст жена, то и закупим, не считая. Я вообще не умею считать деньги. Праздник очень любим. С детства люблю Новый год: на утренниках в детсаду и школе дарили подарки, вместе с конфетами были в пакете яблоки и мандарины. Запах!

— Как нынче отпразднуете?

— Обычно мы принимаем гостей и ходим в гости. А в этом году решили поехать в Амгинский улус на машине в отчий дом жены. Мы же сами амгинские, просто приехали и живем в Намском. Это недалеко, через реку махнуть и проехать 120 км.

Сергей ФЕДОРОВ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Музея мамонта СВФУ:

— Мое детство до пере­езда в Якутск прошло в с. Чукар Ленинского района. Фотография датирована 1 января 1970 года. Я слева. Как раз на новогодние каникулы из Якутска приехал папа, аспирант Института языка и литературы ЯФ СО АН СССР. Как мы с нетерпением ждали с братом его приезда! Выскакивали на улицу на мороз, надев только валенки, лишь заслыша гул мотора машины. И вот он приехал, вместе с клубами морозного воздуха принося с собой ни с чем не сравнимый аромат мандаринов — это настоящий запах детства, городских гостинцев — и, конечно же, подарки. Подготовка к празднику в семье сельских учителей начиналась загодя под руководством мамы: украшали елку, делали из бумаги цепочки, снежинки, из ваты делали оби­тателей тайги. Мама, рассыпав черные, как смоль, кудри, вечерами играла на баяне, создавая предпраздничное настроение. Активный участник самодеятельности, она очень хорошо пела и тацевала. В сенях на полке лежали замороженные продукты: молоко, мясо, караси —  весь ассортимент праздничного стола. Папа привнес в нашу семью один ритуал — обязательная строганина из чира или муксуна, — которому неукоснительно следую уже много лет.  Где он умудрялся в глухой якутской деревне доставать северную рыбу — для меня до сих пор загадка.

ВМЕСТО СНЕЖИНКИ — БУРАТИНО

Нюргуяна ЗАМОРЩИКОВА, депутат Ил Тумэна:

— Готовлюсь к Новому году, как всегда, в авральном режиме. Только готовлю не оливье, а несколько тысяч подарочных наборов с нашим семейным чаем. В декабре мы становимся эльфами фабрики Деда Мороза.

Пока я на работе, старшие дети украшают ёлку, мастерят и составляют меню на праздничный стол. Моя задача — один душевный салатик. Все остальное они приготовят сами. Подарки близким покупаю в последний момент, между основной работой и совещаниями в парламенте.

Бывало, жизнь подкидывала «сюрпризы». Как-то под Новый год затопило склад с пятью тоннами товара. От бессилия я плакала, вспоминая, как собирали этот чай летом в жару и при комарах. Весь день перебирали мешки, а к вечеру, обнявшись с мужем, решили: «Пусть всё плохое останется в старом году. Главное — все живы».

Встречаем Новый год и в 00:30 мы с мужем уже спим. Магия Нового года в другом — в дружной семье, любимом деле, ответственности перед людьми и чувстве юмора, которое помогает всё это совмещать.

— Наверное, в детстве на утренниках вы были принцессой?

— Как бы не так! Я всегда была Буратино (папа каждый год только нос новый мастерил), а не Снежинкой, как большинство советских девочек. И мы с сестрами долго гадали: почему это, как только в дверь стучится Дед Мороз, куда-то исчезает наш отец? Только годы спустя до нас дошло, что самый лучший, самый артистичный Дед Мороз жил прямо у нас дома.

«ПОЕДИМ И СПАТЬ»

Степан БУРНАШЕВ, кинорежиссер:

— Возможно, разочарую, но в нашей семье мы не придаём особого какого-то значения этому празднику. В детстве мы отмечали, как все советские граждане: ужинали, смотрели телевизор и ложились спать. С тех пор ничего особо не изменилось. Мы совершенно не заморачиваемся. Приготовим какой-то обычный салат, запечём утку. И все. Поужинаем, подарим детям подарки, посмотрим какой-нибудь фильм и ляжем спать. Как-то широко отмечать не будем, не говоря о том, что будем готовить пищу на неделю вперед. И традиций у нас нет. И я не понимаю такого ажиотажа и уж тем более многодневных приготовлений. Это будет обычный день и обычная ночь.

ЧТО ЕСТ КРАСНАЯ ЛОШАДЬ?

Огненная Лошадь любит натуральность, порядок и естественность, что можно взять за основное правило при подготовке новогоднего стола. Поэтому при планировании меню на Новый год — 2026 отдайте предпочтение зелени, фруктам и свежим овощам: легкие зеленые салаты, фруктовые и овощные нарезки не только «задобрят» Красную Лошадь, но и будут полезны для здоровья. На столе должны преобладать яркие и насыщенные блюда — особенно в красных и оранжевых оттенках.

Птица: согласно китайским поверьям блюдо из курицы или индейки способно объединить семью и притянуть успех в дом.

Рыба: блюда из рыбы являются символом для финансового благополучия у хозяина дома.

В Новый год не откажите себе в сладком. Лошадь очень любит сахар! Поэтому приветствуются торты, пирожные, конфеты. Торт можно испечь в форме подковы.

А вот чего нельзя, так это свинину! Это странно, ведь свинина — традиционное китайское блюдо. Но на год Красной Лошади оно почему-то под запретом.

Якутянам будет в этот год тяжело: китайцы запретили именно в новогоднюю ночь употреблять конину. Как утверждает восточная астрология, блюда из этих видов мяса создадут мощный энергетический конфликт и отпугнут успех в предстоящем году.

Но нам все равно. Едим же мы на якутский Новый год жеребятину? А ысыах — это праздник поклонения лошадиному богу Джесегею (Дьөһөгөй).

Михаил РОМАНОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb