Опаздывают ли птицы?
«Здравствуйте. Я живу в районе Сергеляха и в последние дни вижу стайки активных скворцов, которые пытаются добыть себе пропитание в уже подмёрзшей земле. Почему они не улетели в регионы потеплее? Ведь это явно перелётные птицы, которые появились в Якутии относительно недавно, и к середине сентября их обычно уже не видно. А тут как будто никуда и не собираются. Беспокоит их дальнейшая судьба», — вот такой вопрос задала нам неравнодушная подписчица. Ранее несколько человек беспокоились о судьбе уток, которые не улетают, плавают около мостков на озере Сайсары. Вопросы о не желающих улетать птицах мы задали орнитологам из Института биологии.
Отвечает научный сотрудник лаборатории экосистемных исследований холодных регионов ИБПК СО РАН, кандидат биологических наук Евгений ШЕМЯКИН.
СКВОРЦЫ ЗНАЮТ, КОГДА ИМ УЛЕТАТЬ
— Евгений Владимирович, что со скворцами? Может быть, они, как новый вид в Якутии, не знают, когда надо улетать?
— На самом деле скворцы — не такой уж и новый вид: первые птицы были замечены в республике в 50-х годах. А потом, с 70-х годов, начали проникать в центральные районы Якутии. Постепенно они стали осваивать населенные пункты, размножаться и увеличивать свою численность. В настоящее время этот вид дает вспышку своей численности, а осенью они образуют большие скопления и становятся заметными для большого числа горожан. По поводу, почему они не улетают до сих пор: видимо, кормовая база позволяет птицам оставаться. То есть им пока комфортно. Станет некомфортно — они улетят, инстинкт сработает как надо. Также надо учитывать, что через Якутск пролетают скворцы, гнездящиеся в более северных районах, они тоже добавляют видимую часть этих птиц. Скворцы не зимуют в Якутии, они точно улетят.
— Вот эта «вспышка роста численности» не несет ли угрозы местным видам?
— Скворцы могут составить конкуренцию видам с одной кормовой базой с ними, например, дроздам. Но пока по этому явлению нет работ с доказательствами. Можем сказать только то, что скворцы успешно адаптировались к местным условиям.
УТКИ ТОЖЕ. ДАЖЕ ПРИКОРМЛЕННЫЕ
— Также людей волнуют утки, до сих пор плавающие в озере Сайсары...
— Это абсолютно нормально, они тоже, пока позволяет кормовая база, будут кормиться и готовиться к перелету. К тому же Сайсары можно назвать перевалочным пунктом для северных уток, они здесь постоянно останавливаются, потом улетают дальше.
— Но, Евгений Владимирович, я живу возле этого озера и вижу перелетных уток. Они всегда стараются сесть в середине озера и к людям не приближаются. А те, о которых люди говорят, плавают на краю озера, около новых подмостков. Это явно местные утята, выросшие в камышах Сайсары, которых горожане прикормили хлебом с этих подмостков.
— Да, такое случается. Что же... то, что люди их кормили, не нарушит их естественного поведения. Инстинкт, сформированный в древнейшие времена, не позволит им остаться и замерзнуть. Перестанут кормить — они тоже улетят.
— Но бывают же случаи, когда утки не улетают и погибают?
— Да, бывает, но это единичные случаи, и причины другие. Это те утки, которые не добрали нужную массу, которая позволяет пережить перелет. Ведь перелет сопряжен с огромными энергозатратами, поэтому утка за лето должна накопить достаточно жира, чтобы иметь возможность улететь. Тощие, больные утки остаются и погибают.
— Я видел также трех чаек (показываю Евгению Шемякину фотографию)...
— Это два птенца и взрослая особь озерной чайки. Я не готов сказать, что эти птенцы обречены, возможно, они тоже улетят. Но бывает так, что из-за разных причин птицы поздно несут яйца и птенцы не успевают к концу сезона набрать достаточную массу, чтобы быть готовыми к длительному перелету.
ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ... А КУДА?
— Евгений Владимирович, вы можете сказать, куда улетают утки из Якутии?
— Я даже могу сказать, куда улетают именно городские утки. Мы метили датчиками крякв, размножающихся на озере Сайсары, и выяснили, что они улетают в основном в Китай, в местности где-то на границе Северной Кореи и Китая. Из Якутии утки улетают в основном в Китай, Южную Корею, Японию.
— А чайки?
— Чайки тоже в основном улетают в Китай.
— Там тоже, выходит, соседствуют. Получается, многие птицы из нашей республики улетают в страны Азии?
— По-разному бывает. Например, кулики, которые гнездятся у нас, осенью улетают в Австралию. Часть из них летит также на индонезийские острова, Суматру.
— Ишь, практически от Северного полюса к Южному.
— Да, у некоторых птиц перелеты очень дальние. Стрижи, к примеру, тоже летят очень далеко, до Новой Зеландии.
ВОРОБЬИ ТОЖЕ ПРИШЛЫЕ
— Евгений Владимирович, а есть птицы, которые, изначально не будучи местным видом, настолько адаптировались, что предпочитают оставаться на зиму?
— Да, такой вид есть, и это воробей домовой. Он переселился в Якутию еще в XIX веке, следом за людьми по ямщицкому тракту. Как видно из названия, воробей домовой относится к синантропным видам и живет только около людских поселений, его далеко в лесу не найдешь. У нас они начали гнездоваться под крышами русских изб, около печной трубы. Чем больше становилось крыш, тем больше становилось воробьев.
— Я слышал такое рассуждение, что воробей, став якутской птицей, сильно видоизменился. Правда ли это?
— Визуально возможно, но я не готов утверждать такое, поскольку над этим вопросом мы еще работаем и научно доказанным фактом это еще не является.
— А еще какой-нибудь вид?
— Большая синица, например, тоже птица пришлая. По литературным данным, она замечена с 50-х годов прошлого века. Причем, она хоть и селится рядом с людьми, ее замечают и в лесу. Большая синица — условно полусинантропный вид, то есть может уже обходиться и без людей.
— А что вы скажете про голубей? Могут ли они считаться местным видом? Они ведь тоже зимуют в нашем городе!
— Вы, видимо, имеете в виду тех сизых голубей, которые живут возле магазина «Кумир». Мы исследовали их и выяснили, что их численность — около 80 особей, и из года в год это число не меняется. Это потому, что, несмотря на то, что их подкармливают, у них есть ограничение по месту гнездования. Их бы могло быть больше, но рядом с местом кормления мест для гнездования хватает только для такого количества. Но раз они вьют гнезда, высиживают птенцов уже несколько поколений, то почему бы и нет, мы можем их назвать местным видом птиц.
— Даже если они живут только в Якутске?
— А они живут не только в Якутске. Гораздо больше голубей живет в Нерюнгри. Их стало так много, что они начали вытеснять воробьев, которые являются их конкурентами за кормовую базу. Так что да, голубь — вполне якутская птица.
Егор КАРПОВ