Главная » 2025 » Сентябрь » 29 » Прогулки по Антверпену

Прогулки по Антверпену

Ну что ж, други, летний сезон завершен. Пора подумать о прекрасном, то есть о душе, и дать и ей хоть немного пищи. Еще в течение двух недель у вас есть возможность ознакомиться с уникальной коллекцией картин Яна Йозефа Хореманса Старшего и его сына. Выставка в Национальном художественном музее продлится до 12 октября. Чем она так примечательна и почему именно ее нужно успеть посетить, рассказала Вероника ЕГОРОВА, сотрудник НХМ.

— На выставке представлено семьдесят восемь картин. Есть также больше десяти рисунков. Вообще, эта выставка уникальна. В первую очередь ее особенность в том, что она является продолжением дружбы частных коллекционеров и музеев. Выставка «Истории старого мастера» Яна Йозефа Хореманса — из частной коллекции мецената, который пожелал остаться инкогнито.

Сама история коллекции такова: в 2013 году в Аргентине коллекционер впервые приобрел картину «Мушкетеры в таверне». Именно эта картина положила начало собранию. Будучи знатоком в искусстве, он обнаружил, что, оказывается, художник-фламандец Ян Йозеф Хореманс до сих пор остаётся малоизученным. О нем нет каких-то больших научных работ, он не представлен широко в музеях. На самом деле его наследие очень богатое и распределено по разным музеям и частным коллекциям. Какой-то общей большой панорамы, позволяющей составить, изучить наиболее полно его работы, нет. И поэтому коллекционер решает собирать работы Яна Йозефа Хореманса и его мастерской. Сам художник родился в городе Антверпене в 1682 в году в семье нотариуса.

Кстати, его отца нотариуса тоже звали Ян Йозеф, и своего сына художник назвал Яном Йозефом. То есть в этой семье по меньшей мере три поколения Янов Йозефов Хоремансов.

На этой выставке представлены работы Яна Йозефа Хореманса Старшего и его сына Яна Йозефа Хореманса Младшего, который стал активно участвовать в работе мастерской с 40-х годов.

Некоторые работы выполнены именно старшим Хоремансом либо младшим, а над некоторыми они трудились вместе, например картина «Мушкетёры в таверне», про которую мы уже говорили. Одна часть работы выполнена отцом, а вторая — сыном. Как вы думаете, над какой частью трудился старший?

— Я немного слукавлю, так как хоть чуть-чуть знакома с манерой письма этого художника, и предположу, что правая сторона картины, выполненная в более темных тонах, принадлежит руке старшего, а более светлая — это творение младшего.

— Да, младший выбирал более светлые и декоративные, яркие краски. Также в его манере более сухой и четкий рисунок.

— В центре фигура в красном — это рука младшего?

— Возможно. Скорее всего, правая часть картины выполнена сыном, левая часть — отцом. Мы можем предположить это по характеру мазка, по цветам.

— А как же мнение, что Хореманс Старший предпочитал более темные краски? К примеру, на полотне, где изображена небогатая семья, все тёмное — авторство Хореманса Старшего. На другом полотне, где идет разгулье на свадебном пиру, одежды побогаче, на столе мясо, фрукты, краски более светлые и яркие. И оно также принадлежит руке старшего.

— Причиной такой разной цветовой гаммы может быть то, что все эти картины не доходят до нас в первозданном виде. Например, в ранние годы творчества Ян Йозеф Старший использовал красно-коричневый грунт, который со временем темнел. Также в то время он использовал в основном зеленовато-коричневую палитру, землистые оттенки. Имели влияние и вкусы заказчиков, круг которых со временем менялся, что прослеживается в выборе сюжетов картин.

— Ну, конечно, хочется, чтобы все красиво было.

— Стоит отметить, что сама выставка построена по сюжетно-образному принципу. Например, в начале выставки представлены в основном бытовые сюжеты, показывающие сцены из семейной жизни. Большинство работ художника относится к бытовой живописи, но центральное место на этой стене занимает морской пейзаж «Сцена в порту». Над ним работали и отец, и сын. Может, интересно упомянуть, что в XVIII веке Ант­верпен был очень богатым городом. Через него протекает река Шельда, а сами Нидерланды были морской державой. Река и море кормили жителей северных и южных Нидерландов. Изображения оживлённых рыбных рынков призваны были показывать благосостояние города. Благодаря рыночным сценам на выставке мы можем буквально представить себе, что было на столе жителей Антверпена 18-го века. К примеру, «Сцена на базаре» открывает перед нами богатый урожай. Посмотрите, как любовно выписаны овощи.

— Да, урожай богатый. Опять же на картинах есть и кролики, коровы, то есть жили не бедно. Хотя в то время я прочитала опять же у вас на стендах, что охота на кроликов была запрещена.

— Да, охота на них была запрещена. Но чем тогда не очень богатым людям питаться? Чтобы поймать кролика, они устанавливали ловушки у себя в погребе. Приоткрывали окно, оставляли там капустку, что-нибудь вкусное, на что заяц мог позариться. Кролик забегал, окно закрывалось, и он оказывался в ловушке.

— Интересно. Что дальше хочет нам рассказать Ян Йозеф Хореманс Старший?

— Мы уже обсудили домашний быт, рынки... Следующий стенд показывает, как обстояли дела с медициной. А обстояли они не очень, и поэтому были популярны в народе разные анекдоты про врачей. Соответственно, были популярны и картины, показывающие эти анекдоты. Посмотрите на этого врача-зубодёра, как он выдергивает зуб, как мужчина вскинул руку, а девочка сцепила пальцы и приоткрыла рот. Она в ужасе ждёт своей очереди. Следующая картина — это подолог, говоря современным языком, вытаскивающий занозу или вросший ноготь из пальца на ноге. Далее — аптекарь, который больше похож на алхимика со своей бородой, интересным костюмом. Сзади в шкафу, на полочках видим фаянсовые кувшинчики с аптекарскими снадобьями.

Меня заинтересовали две картины: «Доктор как дьявол» и «Доктор как ангел».

— Это тоже очень интерес­ная история. Оказывается, это серия из четырех картин, выполненная Хоремансом Младшим. Первая картина из этой серии называется «Док­тор как Иисус». Она на выставке отсутствует, находится в другом музее. Там изображена очень похожая сцена, только у постели больного сидит Иисус. Потом идёт картина «Доктор как ангел», потом «Доктор как человек», и заключительная картина серии — «Доктор как дьявол». Как вы думаете, почему доктор изображён именно в этих четырех ипостасях?

— Ну один пациент преставился, второй выздоравливает, третий — даже не знаю.

— Одна наша посетительница, медицинский работник, провела настоящее мини-расследование. Мы очень любим, когда с посетителями возникает такой диалог, когда приходят на экскурсию и не только мы рассказываем что-то, но и они нас обогащают своим опытом, знаниями.

Итак, наша посетительница оставила нам отзыв, где она рассказала, как обнаружила, что эта серия показывает изменение отношения к врачу в зависимости от состояния больного. Когда человеку очень плохо, мы готовы на врачей молиться — «Доктор как Иисус». Когда становится чуть лучше, то врач «понижается» до ангела. Потом уже больной сам сидит, он уже не лежачий и к доктору относится как к равному человеку. А когда больной выздоравливает и приходит пора платить по счетам, тогда уже доктор становится дьяволом.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

— По этой выставке у нас кроме экскурсии проводится квест-игра «Машина времени» с дополненной реальностью. Само творчество Хореманса действует на зрителя как машина времени, мы как будто бы переносимся во времени и в пространстве. По легенде квеста игроки становятся учениками профессора искусствоведения. Они пришли к нему на занятие, на выставку, но профессора не оказалось на месте. Он всего лишь оставил листочек на полу с какой-то надписью, и по этой надписи они начинают искать подсказки, а потом обнаруживают, что одна из картин становится порталом в старинный Антверпен. Им предстоит найти профессора и вернуться обратно в своё время.

Виктория БУШУЕВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb