Власти Якутии решили отказаться от новогодних корпоративов
В преддверии Нового года на фоне СВО органы власти Якутии отказались от праздничных корпоративов. Попытаемся понять, как это ударит по ресторанной индустрии, а также разобраться, остались ли у людей деньги даже не на пышные застолья, а хотя бы на крепкий повседневный стол. На днях руководитель администрации главы и правительства республики Георгий Михайлов объявил об отмене внутреннего праздничного корпоратива и призвал последовать примеру все органы власти Якутии. Идея давно витала в воздухе и не стала сенсацией. Ожидаемо ее поддержали чиновники всех рангов.
Руководитель аппарата Ил Тумэна Андрей АНТОНЕН сообщил «ЯВ» следующее:
— Мы приняли решение отказаться от новогоднего корпоратива. Деньги из бюджета на них никогда не тратились, мероприятия проходили за счет личных средств депутатов и сотрудников. Но теперь и этого не будет.
— Разве вы можете депутатам и сотрудникам парламента запретить собраться в ресторане, чтобы отметить наступление Нового года?
— Конечно, мы не будем следить, кто и как встречает Новый год, но никаких корпоративов под эгидой Ил Тумэна не будет.
Ожидаемо инициативу из Якутска поддержали в органах местного самоуправления. Впрочем, о том, что во время специальной военной операции чиновникам негоже расстреливать шампанским потолки в ресторанах, многие поняли уже давно.
Александр ШЕСТОПАЛОВ, глава Алданского района:
— В сентябре ко мне обратились работницы нашей администрации с вопросом, какой ресторан будем заказывать под Новый год. Я сказал, что нынче от этого откажемся. Наверное, поздравим друг друга, по отделам чай попьем, но от корпоративных гуляний откажемся. Все опрошенные «ЯВ» чиновники отмечают, что не будут красть Новый год у детей: на центральных площадях обязательно появятся ёлки, проведут утренники. Но постараются обойтись прежними запасами праздничной атрибутики, а все запланированные на нынешние новогодние торжества деньги направят на закуп экипировки мобилизованным якутянам и поддержку их семей.
УДАРИМ АРКТИЧЕСКИМ ГОЛЬЦОМ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ СЁМГЕ
Почти три года ресторанный бизнес лихорадит от разного рода катаклизмов. Сначала он тяжело страдал от пандемии. А с объявлением СВО столкнулся с санкционными издержками и оттоком клиентуры, вызванным тревожными ожиданиями и увеличением цен. Теперь и чиновники зареклись ступать туда ногой в самый доходный для ресторанов предновогодний период. Впрочем, как считает председатель Национальной ассоциации рестораторов, отельеров и туризма республики Татьяна ТЫМЫРОВА, последний запрет шоковым не станет:
— Корпоративы органов власти имели незначительную долю в общей посещаемости ресторанов и кафе. Так что не думаю, что это сильно отразится на их доходах. Частные лица начинают бронировать рестораны на новогодние праздники, но давать какой-то анализ слишком рано: картина появится к 15–20 ноября. Члены нашей ассоциации пока не будируют вопрос, что мало заказов.
— Насколько с начала СВО вырос средний чек в кафе и ресторанах Якутска?
— Конечно, продукты подорожали, по разным позициям ценники увеличились от 13 до 16%, где-то даже на 22%. Например, сильно выросла семга, которая уже на оптовом закупе 1800 рублей за килограмм. Однозначно снизился заказ дорогих позиций, клиенты уходят в средний сегмент блюд. Рестораны стали выходить на антикризисное меню, то есть те же любимые блюда, но порции меньше. Где-то работают по импортозамещению в поисках более дешевых аналогов.
— И на что можно заменить вконец оборзевшую в цене семгу?
— Мы встречались с членами Ассоциации рыболовов республики и ставили вопрос: какой нашей красной рыбой можно заменить семгу? Ждем сейчас местного арктического гольца, шефы будут пробовать его в разных блюдах. Нужно думать о продовольственной безопасности, что могут предложить местные производители.
— Не получится ли так: в меню семга, от нее же ценник, а в тарелке более дешевый импортозамещающий голец?
— Безусловно, такого быть не может. Напишут «красная рыба» или конкретно «голец», они даже по внешнему виду отличаются. Никто никогда на такой обман не пойдет.
— Два года пандемии, теперь СВО. Сколько ресторанов и кафе мы потеряли за это время?
— Во время пандемии закрылось 13% точек. Но тогда открылось больше доставок, среди них выросла конкуренция, начали демпинговать. Но даже во время пандемии какие-то проекты ресторанов открывались, и сейчас мы это наблюдаем. В основном уклон пошел в сторону рестобаров. Это когда упор делается на барную карту, но сохраняется и полноценное приготовление блюд, правда, с коротким меню.
— Большую популярность набрали так называемые «узбечки», бурятская кухня, паназиатская, где за доступные деньги можно плотно поесть. Якутская кухня при этом находится в премиальном ценнике. Не потеряем ли мы ее вообще в ресторанном меню?
— Безусловно, со снижением покупательской способности люди обращаются к более простым и сытным блюдам. Якутской кухни не было в большом количестве, и она, конечно, сохранится. Это блюда, которые мы привыкли есть и будем есть. Вопрос только в цене. Сейчас мы готовимся к ежегодному фестивалю «Вкус Якутии», который пройдет с 28 ноября по 4 декабря в рамках праздника «Зима начинается с Якутии». Цели и задачи нашей ассоциации — продвижение местных национальных продуктов. В фестивальную неделю рестораторы представят блюда в различных концепциях. Жители и гости Якутска смогут посетить рестораны и отведать традиционные строганину, «Индигирку», блюда из жеребятины и оленины в разном исполнении и по специальному меню. Конечно, это не бесплатно.
ХЛЕБ И ЯЙЦА ПРОТИВ МЯСА И РЫБЫ
Чем меньше люди обедают в кафе и ресторанах, тем чаще они ходят в продовольственные магазины. Как оказалось, проблемы и пути решения у них общие: денег у народа становится меньше, а значит, нужно сдерживать цены. Как это происходит, мы спросили у председателя Союза товаропроизводителей, предпринимателей торговли и потребительского рынка республики Ирины КОТЕНКО:
— После резкого весеннего всплеска цен в магазинах они стабилизировались. К примеру, если тогда подсолнечное масло продавали и по 190 рублей за литр, то сейчас у нас рублей на 30 дешевле. Выросли цены на какие-то десертные продукты, ну а в целом ситуация стабильная. Предприниматели не заинтересованы в их росте и всячески стараются их сдерживать. Так, когда отпускная цена на хлеб у Немюгюнского и Якутского хлебокомбинатов выросла на рубль-полтора, члены союза приняли решение розницу не поднимать — сократили свою торговую наценку. Это наша гражданская позиция. В наш союз входят около 70 предпринимателей, некоторые имеют по несколько магазинов.
По словам Ирины Котенко, самыми востребованными продуктами в магазинах теперь стали хлеб, яйца, молоко и мука. Меньше стали брать колбасу, рыбу, мясо. «Мы также стараемся стимулировать спрос на эту продукцию. Если раньше торговая наценка на нее составляла 30–35%, то мы снизили ее до 20–25%. Очень сильно повысилась отпускная цена поставщиков на рыбу, как морскую, так и речную», — призналась Ирина Владимировна.
— В нынешней экономической ситуации продовольственные магазины чувствуют себя уверенно или имеют тенденцию к закрытию?
— Часть закрылась. Раньше продовольственных магазинов было очень много, они друг друга давили, и кто-то не выдержал конкуренции. Сейчас же предприниматели меньше обращают внимания на продуктовую розницу, больше идут в производство выпечки, мясных полуфабрикатов…
— Под международным санкционным давлением многие зарубежные поставщики отказались отправлять продукцию в Россию, закрылись их местные филиалы, были разрушены логистические цепочки. Сегодня магазины республики имеют возможность в достаточной мере пополнять ассортимент своих прилавков?
— Никаких проблем в логистике или оптовых закупках товаров нет. При этом предприниматели стараются напрямую выходить на поставщиков за пределами республики, чтобы исключить торговые накрутки наших оптовых баз. Несмотря на то, что логистика получается процентов на 20 дороже, сам продукт у поставщиков намного дешевле, и в конечном итоге он дешевеет и на наших прилавках. Небольшие магазины объединяются, чтобы производить закупки у поставщиков и этим поддержать и удержать покупателя.
— Ваш прогноз по продовольственной рознице Якутска?
— Не думаю, что магазины сильно просядут, таких предпосылок сейчас нет. Мы изначально не зависели от Европы и Америки, поскольку нашим главным зарубежным поставщиком был Китай. Единственные, кто может пострадать, — это производители, которые использовали итальянские, другие европейские линии оборудования. Полтора месяца назад наш союз предложил передавать в лизинг не только новое оборудование, к которому доступа теперь практически нет, но и бывшее в употреблении. Многие зарубежные производители ушли с рынка, оставив здесь свои заводы. Какое-то оборудование простаивает из-за неисправности. Но кто-то, может, в нем заинтересован хотя бы ради запчастей. Сейчас наше предложение прорабатывается в Москве. И, думаю, в 2023 году уже будет возможность взять в лизинг импортное оборудование б/у по низким ценам, чтобы сохранить местное производство.
— Сегодня мы обсуждали тему новогоднего корпоратива. Как вы к нему относитесь?
— Гражданская позиция нашего союза — сейчас не время корпоративов. Мы пойдем к детям мобилизованных, привезем им подарки, продуктовые наборы семьям. Ничего плохого нет в том, чтобы в своем кругу встретить Новый год в ресторане или кафе. Но устраивать масштабные шоу, наверное, сейчас не стоит.
Сергей СУМЧЕНКО.
Фото:https://ny.4banket.ru/