Для особенных детей
В живописном сосновом лесу недавно открылась новая школа — Адаптивный образовательный комплекс (13 км Сергеляхского шоссе, а если быть точнее, Шоссе отдыха, 100). Журналист «ЯВ» в последние годы был в нескольких новеньких школах. Все они — одна другой краше: кадетская школа, школа № 40 имени Михаила Николаева, № 39 имени Николая Шарина, школа № 35. Открывшийся Адаптивный образовательный комплекс нисколько не уступает, а где-то даже превосходит эти объекты.
В 2021 году снесли деревянное старое здание школы на Сергеляхском шоссе, 13 км. По новым федеральным правилам, СНИП, для особенных детей с ОВЗ помещения должны быть не деревянные, а каменные, и без второго этажа — все должны учиться на первом. Сначала педагогам объявили, что новое здание построят на их же территории. Но потом чиновники все переиграли и предоставили куда больший по размеру участок на месте летнего лагеря «Бинго». А лагерь, наоборот, решением правительства переехал на территорию старой Адаптивной школы, где им строят корпуса. Там была территория 4 га, а на новом месте — 14 га!
Когда входишь на территорию комплекса, сразу замечаешь большую стройку. Еще одна — за учебным корпусом. В первом случае строят детский садик, во втором — интернат для круглосуточного пребывания. Оба строящихся объекта будут сданы в следующем году. Если шикарный учебный комплекс полностью возвели и оборудовали за счет федерального бюджета (нацпроект «Образование»), то детсад и интернат веселые строители строят на республиканские деньги.
В самом учебном корпусе 9,5 тысячи квадратов. Уровень красоты зашкаливает! А если брать весь комплекс совокупно, вместе с детсадом и интернатом, получится 20 тысяч квадратов красоты! Вот бы нам в свое время такие школы! Просторные светлые холлы, оборудованные всем необходимым классы, раздевалки, туалеты, огромная столовая, библиотека, соляная комната. Мебель, сантехника, телевизоры — все новенькое! С иных телевизоров даже еще не сняли защитную пленку. При входе — кнопка вызова сотрудника для маломобильных школьников, в коридоре стоят запасные коляски.
Здесь есть все, что необходимо для нормальной учебы и развития особенных детей. Здание школы одноэтажное, как того требует федеральный закон, расположено в живописном сосновом бору. Дети могут на территории свободно дышать, комплекс зданий находится на расстоянии от трассы, плотно окруженный деревьями. Создана безбарьерная экологическая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработан дизайн-проект в стиле эко. Белочки бегают не только на улице — внутри на потолке в дизайнерском интерьере они тоже присутствуют. Деревянные, конечно. Цвета для стен в коридорах и классах подбирали спокойные: бежевые, желтые, голубые, белые. И, в отличие от большинства сданных школ, на стенах отсутствуют морализаторские лозунги.
В школе будут учиться 550 детей, интернат рассчитан на 150 мест, а детский сад будут посещать 200 малышей. Существенно (деньгами, естественно) помогла компания «Арктик Капитал» Матвея Евсеева.
В идеале по задумке особенные дети получат здесь по цепочке непрерывное образование в системе «детский сад — школа — профессиональное обучение».
Профориентация проходит прямо в этих стенах, здесь особое внимание будет уделяться профессионально-трудовой подготовке детей. В комплексе будет вестись дуальное образование по направлениям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Гончарное дело», «Парикмахерское дело», «Кондитерское дело», «Растениеводство», «Повар».
«Начинка» кабинетов шикарная, оснащены современным мультимедийным оборудованием, есть помещения для изучения правил дорожного движения, школьная телестудия с системой внутришкольного телевещания, есть собственная фотостудия, лаборатория прототипирования и робототехники и даже медиацентр. Имеются кабинеты лечебной физкультуры, соляная комната, собственный стоматологический кабинет с штатным врачом (то есть детям не надо будет никуда ездить, их также вовремя будут обследовать).
А на улице какая красота! Мини-стадион с беговой дорожкой, уличными тренажерами и детские площадки. Тренажерный зал, к слову, есть и в помещении. Качели, столы с шахматной доской.
Мы сейчас описали такую идеальную картинку, что самим не верится. Но мы это видели собственными глазами.
Естественно, есть и минусы. И самый жирный из них — отсутствие водопровода. Это частный сектор, так что здесь водопровод просто не был предусмотрен советским планом. На почти 600 человек воду привозят! И питьевую столовую, и для канализации, и для уборки помещений. Понятно, что это очень затратно. Однако, по последним данным, перспектива есть: изучается вопрос бурения скважины.
Еще один минус (надеемся, он устранен на момент выхода этого номера газеты): когда мы приехали в комплекс во вторник, не обнаружили там ни одного ребенка. Выяснилось, что на этом социальном объекте еще не было запущено отопление, было холодно, поэтому детей перевели на дистант, отменив очный учебный процесс.
457 ДЕТЕЙ
Ольга АДАМОВА, директор Адаптивного образовательного комплекса:
— Наша миссия заключается в обеспечении качественного образования, развитии жизненных компетенций и содействии социальной адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями.
— Сколько у вас детей?
— В этом учебном году в нашем новом Адаптивном образовательном комплексе 39 классов-комплектов, 457 обучающихся с особыми образовательными потребностями, из них 51 обучается на дому по индивидуальному учебному плану. Открыли семь первых классов, у нас 84 первоклассников.
— Я увидел, что в классах меньше парт, чем в обычных школах. Почему?
— Согласно нормативу для детей с ОВЗ в классах обучаются по 12 человек. Образовательный процесс ведется в одну смену.
— А какие педагоги у вас работают?
— Педагогический коллектив состоит из квалифицированных, компетентных, творчески работающих педагогов. Гордимся педагогами-наставниками, имеющими многолетний бесценный опыт в сфере коррекционного образования.
Спецификой Адаптивного образовательного комплекса является наличие психолого-педагогической службы, имеются 36 специалистов: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги.
— Какие дети у вас обучаются?
— В школу принимаем детей на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Обучение ведется по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). И в последнее время стало очень много детей-аутистов, у которых есть такие диагнозы. В классе их сопровождают специальные педагоги — тьюторы и ассистенты.
— Вы принимаете детей из улусов?
— Мы являемся муниципальным образовательным учреждением и принимаем детей с пропиской в Якутске и пригородах. В связи с открытием новой школы увеличили количество классов: в прошлом году было 28, а в этом году — 39. Очень много людей переезжают в город из улусов. Они покупают здесь квартиры, чтобы их ребенок учился в хороших условиях. У нас много отличных специалистов, в селах педагогов с такими компетенциями, к сожалению, нет. В этом году у нас пополнение из дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов, ассистентов.
— Из всех ваших кружков меня интересует гончарное дело...
— Особое внимание уделяется профессионально-трудовой подготовке детей. У многих наших детей недостаточное развитие общей, мелкой моторики, особенно у детей с диагнозом ДЦП. Гончарное дело отлично подходит для развития мелкой моторики рук, стимулирует творческий потенциал ребенка.
Учитель ИЗО Татьяна Кириллова уже не первый год преподает гончарное дело. У нас есть все необходимое оборудование и условия. Ребята самостоятельно делают замечательные изделия, сувениры и радуются результатам своего труда.
В нашем комплексе будет вестись дуальное образование по направлениям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Гончарное дело», «Парикмахерское дело», «Кондитерское дело», «Растениеводство», «Повар».
— Какая работа ведется с родителями?
— Специалисты помогают родителям разобраться в особенностях развития их детей, предлагают рекомендации по созданию оптимальных условий дома для поддержки учебных успехов ребёнка.
Мы в этом здании даже устроили для родителей специальную комнату, которую назвали «Центр родительских инициатив». Там более опытные родители будут обучать не очень опытных. И сами будем для них проводить всеобучи, лекции, семинары, мастер-классы. Проект сейчас самими же родителями разрабатывается. И еще они благодарны за то, что мы договорились с ЯПАК о подвозах. Это очень облегчает задачу. У нас родители активные, всегда принимают участие в деятельности школы. Во благо наших детей. Мы довольны. Территория шикарная, лес, зелень, свежий воздух. Все для здоровья.
— А в каких условиях вы работали раньше?
— Я пришла недавно, вам лучше расскажет Туяра Альбертовна.
Туяра БУДИЩЕВА, руководитель-методист, учитель русского языка и литературы:
— Это у нас уже пятый переезд. В 2003 году мы переехали на Сергеляхское шоссе, 13, в двухэтажное деревянное здание. Там открыли интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из малообеспеченных семей. И там же открылась школа для детей с восьмым видом — это умственная отсталость. Они там же и жили, и учились. Бытовые условия были трудные, деревянное здание. Мы как могли, так и создавали условия, уют. Но все-таки туалет и душ были в здании. Здесь есть некоторые проблемы, но они постепенно устранятся. Здание же совершенно новое! Обживемся.
— Вы в дальнейшем следите за судьбой своих подопечных? Удается им социализироваться в обществе?
— Конечно. Более того, много наших воспитанников оканчивают вузы! Дети с задержкой психического развития более успешны. У них сохранный интеллект, поэтому они могут учиться. Но у нас в школе есть еще дети с умственной отсталостью, интеллектуальным нарушением. У них ограниченный список возможностей, но они поступают в наш техникум сервиса им. Готовцева на ул. Чернышевского и прекрасно получают специальности пекаря, повара, кондитера, швеи. Еще парни охотно получают специальность сантехника в техникуме им. Десяткина. Этих детей, к сожалению, берут только в эти учебные заведения. Есть еще техникум для инвалидов, там преподают около десяти специальностей.
Ольга АДАМОВА:
— Наши дети с задержкой развития на общих основаниях сдают госэкзамены и получают аттестат об основном общем образовании. На основании аттестата они имеют право поступать в техникумы. И они почти в 100% случаев поступают! А дети с интеллектуальными нарушениями получают не аттестат, а свидетельство об окончании школы, они сдают предметы «Технология», «Профильный труд» и поступают в основном в техникум-интернат. И становятся хорошими специалистами. Благодаря нашим педагогам они без труда проходят социализацию.
Про педагогов хочу сказать отдельно. Не каждый может работать с такими детьми. Это люди с большим любящим сердцем. Каждый день они работают с неговорящими и непонимающими детьми. И учат их основным навыкам, которые им пригодятся в жизни. 51 лежачий ребенок обучается на дому, тогда педагоги к ним ездят.
— Кадровая нехватка есть?
— Мы добились в этом году, чтобы нам расширили штатное расписание. Сейчас — 36 специалистов. Вакансии дефектологов и логопедов мы закрыли. Есть тьюторы. Но на сегодня у нас стоят вакансии психологов и ассистентов. В каждом классе детей обязан сопровождать или ассистент, или тьютор.
— Кто кормит детей?
— У нас аутсорсинг. Есть хорошая столовая, нас вкусно кормит ООО «Виктория», спасибо им.
— Тренажерный зал есть?
— Да, конечно. Дети учатся в два блока — с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Во время учебы они не видятся. Но у нас одна библиотека, одна столовая, один актовый зал. А спортзала — два. Один зал большой, второй — для тенниса и бадминтона. Очень хороший тренажерный зал, кабинет лечебной физкультуры, соляная комната, соль, кстати, кемпендяйская. На улице построили мини-стадион с беговой дорожкой с искусственным покрытием. Есть уличные тренажеры и детские площадки. Бассейна, правда, нет.
— Я заметил, что в кране нет воды.
— Да, здесь отсутствует централизованный водопровод, потому что вокруг частные домовладения, частный сектор. Но на следующий год мы уже рассчитываем брать и питьевую, и техническую воду со скважины.
— Я видел табличку стоматолога. Приходящий?
— Нет, все врачи у нас в штате.
СПОРТ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
Пять лет учреждение является опорной школой Специальной олимпиады в Якутии. Школа гордится чемпионами Единых игр Специальной олимпиады России, чемпионами и призерами республики, ДФО и даже России. В этом году школа выиграла грант федерального проекта «Инклюзивный спорт без границ» Специальной олимпиады России.
10 сентября организовали дружеский матч по юнифайд-мини-футболу среди коррекционных школ Якутска. Приняла участие почетный гость из Москвы, первый замгендиректора Специальной олимпиады России Мария Ракова, которая провела круглый стол «Развитие инклюзивного спорта».
В день, когда «ЯВ» пришел на экскурсию, некоторые дети находились со сборной командой республики на Всероссийской спартакиаде Специальной олимпиады России по юнифайд-футболу «Матч добра» в Дагестане.
Также воспитанники участвуют в Национальном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс». В этом году в X региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» приняли участие 11 учеников по шести компетенциям, из них три призера. Школа вошла в топ-5 лучших по итогам медального зачета.
Территория большая, помещений много, так что комплекс рассчитывает, что станет площадкой для проведения региональных и федеральных мероприятий. Пригласить не стыдно.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В сентябре этого года школе исполняется 34 года. Свою историю она начала с 1991 года, когда была открыта первая в республике специальная (коррекционная) школа для детей с задержкой психического развития. Первым директором стала Олимпиада Алексеева, яркий представитель учительской интеллигенции, известный в республике мастер-педагог, педагог-наставник, дефектолог, талантливый руководитель. В первый год было всего 54 ученика начальных классов и предоставлено два кабинета школы рабочей молодёжи на улице Хабарова.
В 1993 году ГУНО выкупило половину деревянного одноэтажного здания на улице Чернышевского, 58. А в 2001 году по приказу ГУНО открылся интернат при школе, где жили дети из неблагополучных и малоимущих семей города и пригородов. В этих деревянных одноэтажных зданиях коллектив работал с 1993-го по 2017 год. Здания были старые, материально-техническая база школы-интерната требовала большого внимания, в школе было холодно, дети учились в две смены. В 2017 году половина школы, то есть классы с детьми с диагнозом ЗПР, переехали с Чернышевского, 58 в старое каменное здание бывшей школы № 18 на Билибина, 14.
Михаил РОМАНОВ
Фото автора