Главная » 2021 » Декабрь » 13 » Глава Таттинского улуса "забыл" про долгострой

Глава Таттинского улуса "забыл" про долгострой

7 декабря Управление Следкома по Якутии возбудило уголовное дело по факту долгостроя для детей-сирот в Таттинском улусе. 18 сирот в течение шести лет безуспешно ждут заветного жилья. При этом чиновники даже не интересовались, почему дом не строился.

В медиапространстве Якутии давно витали слухи о тучах, сгущающихся над главой Таттинского улуса Михаилом Соровым. Но гром грянул как всегда неожиданно: 7 декабря Следственный комитет по оперативным разработкам ФСБ возбудил уголовное дело. Отправной точкой для нашего журналистского расследования стало достаточно размытое официальное сообщение СКР.

«Следственными органами Следственного комитета России по РС(Я) по материалам проверки, проведенной сотрудниками УФСБ России по РС(Я), возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) при строительстве домов для детейсирот в Таттинском районе республики.

По данным уголовного дела, в феврале 2014 года по целевой статье районной администрации были выделены денежные средства в сумме свыше 23 миллионов рублей на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В августе 2014 года между администрацией района и организацией-подрядчиком заключен муниципальный контракт на указанную сумму на строительство в срок до 3 квартала 2015 года жилого дома «под ключ» в одном из сел района. Согласно условиям контракта, стоимость строительства являлась фиксированной, не подлежащей пересмотру, однако позже заключенным дополнительным соглашением при отсутствии оснований стоимость контракта была увеличена более чем на пять миллионов рублей, при этом изменения не внесены в контракт в установленном порядке.

В последующем должностными лицами администрации Таттинского района работы по строительству были приняты при необеспечении надлежащего исполнения обязательств подрядчиком, претензионная работа до 2019 года не проводилась.

В августе 2019 года администрацией района заключен новый контракт, работы по нему приняты, однако до настоящего времени дом для детей-сирот по причине некачественного строительства не введен в эксплуатацию, а граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, жильем не обеспечены».

Итак, как стало известно «ЯВ», 18-квартирный дом для детей-сирот планировали построить в районном центре селе Ытык-Кюель по адресу: ул. Амгинская, 5В. В феврале 2014 года такое решение приняла администрация улуса по договору с правительством республики. Государственная власть делегировала часть своих полномочий муниципалитетам, в том числе по федеральной программе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В идеале при выходе из детских домов они должны получать ключи от новых квартир.

К этому идеалу, надо полагать, и стремилась улусная администрация под руководством Михаила Сорова. В августе того же 2014 года администрация провела тендер на строительство 18-квартирного жилого дома с начальной максимальной ценой 28,352 млн рублей. Победителем стало ООО «Стимул-88» из Якутска, генеральным директором которого был Валерий Ордахов. В результате торгов сумма контракта снизилась до 23,291 млн рублей. И 26 августа 2014 года стороны его подписали. По условиям договора Ордахов обещал сдать дом в течение года. Но 9 декабря 2014-го между администрацией Таттинского улуса и ООО «Стимул-88» заключается дополнительное соглашение к контракту, в рамках которого слово «жилой» заменяется на «20-квартирный дом», а сумма бюджетного финансирования увеличивается ровно на ту экономию, которая была получена в результате торгов — 5,060 млн рублей.

С учетом того, что в проекте дома появились две дополнительные квартиры, увеличение суммы строительства не выглядит чем-то шокирующим. Впрочем есть основание полагать, что общая площадь дома осталась прежней, а, значит, просто стали меньше квартиры. Удивляет и совпадение до копейки с ранее полученной экономии. Но на эту мелочь можно было бы не обращать внимания, если бы дом в Ытык-Кюеле построили. Но этого не случилось ни через год, как обещал Ордахов, ни до сих пор — через шесть с лишним лет после истечения контракта.

НАРИСОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Заказчики в лице господина Сорова обязаны были контролировать ход строительства. Но, как считает следствие, свои надзорные функции администрация улуса ограничила лишь подписанием актов приемки и перечислением бюджетных средств подрядчику. В результате с 12 сентября 2014 года до 30 декабря 2015-го ООО «Стимул-88» получил за работу 28,107 млн рублей — всё, что ему причиталось по контракту.

Глава Соров явно не рвался ставить подписи под документами. Акты приемки выполненных работ визировали его первый заместитель Николай Унаров, начальник МБУ «Служба единого заказчика» Анна Иванова и ведущий специалист Варламов. В рамках доследственной проверки Унаров и Иванова показали, что фактически работы не принимали и акты подписывали формально. Но ведь именно на основании этих актов администрация улуса платила подрядчику. Разве заказчик не должен был проверить на месте, что за бумаги ему подсовывают? Да и Ытык-Кюель — не Москва. Наверняка все эти чиновники каждый день ходили мимо недостроя, но ни разу не поинтересовались, куда в декабре 2015-го с бюджетными деньгами пропало ООО «Стимул-88» и почему не заканчивает работу. Очнулись лишь через четыре года, когда их стали трепать правоохранители. Вплоть до июля 2019 года администрация Сорова не направила в адрес гендиректора Ордахова ни одного претензионного письма или судебного иска. Лишь теперь глава провел совещание со своими подчиненными, где принял решение расторгнуть муниципальный контракт с ООО «Стимул-88».

В августе 2019-го чиновники подготовили документы на расторжение контракта и претензионное письмо с требованием к подрядчику устранить недоделки. Еще через месяц начальник отдела строительства администрации Таттинского улуса Диана Габышева лично повезла их Валерию Ордахову в Якутск для ознакомления. Но беда в том, что в 2019 году «Стимул-88» уже находился в стадии ликвидации, а 13 января 2020-го вовсе прекратил существование. Следствию предстоит выяснить, не связаны ли эти события между собой: запоздалая принципиальность таттинских чиновников и неожиданное банкротство подрядчика. Когда Габышева отправилась в Якутск, уже было ясно, что с ООО «Стимул-88» взятки гладки, завершать строительство он не будет.

Тогда Михаил Соров поручил своему заместителю по строительству и развитию инфраструктуры Ариану Потапову найти другого подрядчика. В октябре 2019 года был заключен новый муниципальный контракт с ООО «НК-Строй» на сумму 244,5 тыс. рублей — остаток от денег, причитающихся на строительство дома для детей-сирот.

Через месяц в ноябре Соров лично подписывает акты выполненных работ. При этом он знал, что дом по-прежнему не достроен. Более того, Соров признался, что акты подписывал в своем кабинете без какой-либо проверки. А вот при каких именно обстоятельствах и почему это произошло, вспомнить не смог.

Но подрядчику «НК-Строй» были выплачены все деньги по контракту. Примечательно, что гендиректор «НКСтрой» Карпов дал показания о том, что выполнял работы, не предусмотренные контрактом, и Соров подписывал липовые акты. Когда же в январе 2020-го в дом пришли правоохранители с инспектором Госстройжилнадзора, были документально подтверждены все недоделки, из-за которых объект не может быть введен в эксплуатацию.

В распоряжении «ЯВ» оказалась информация, свидетельствующая о полном безразличии таттинских чиновников к судьбе дома для детей-сирот. Его строительство велось без соответствующего разрешения, акта отвода земли, изыскательных заключений. Напомним, что дом должен быть заселен еще в 2015 году, но лишь в 2017-м таттинские чиновники безуспешно пытались привести его документы в соответствие. И на всю эту безалаберность было потрачено более 28 млн бюджетных рублей…

Когда стало известно о строительстве дома, в 2014 году в очередь встали 18 детей-сирот. Они по-прежнему ютятся в съемных квартирах. 8 октября 2020 года Усть-Алданский районный суд установил, что нарушены права 18 таттинских сирот: «Причиной непредоставления жилых помещений является ненадлежащее выполнение администрацией МР «Таттинский улус» полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот».

P. S. В уголовном деле о строительстве дома для детей-сирот в Ытык-Кюеле пока нет обвиняемых и подозреваемых. Но сидеть за Сорова явно никто не хочет, и его подчиненные активно дают показания. Перед их глазами уже есть пример: в 2016 году был суд над первым заместителем Сорова Николаем Унаровым. Ситуация зеркальная: подрядчику увеличили сумму контракта в обмен на обязательство построить одну лишнюю квартиру. Деньги выплатили, и дом с недоделками принял Унаров. Тогда ему повезло: уголовное дело о халатности прекратили в связи с деятельным раскаянием подсудимого. Но где гарантия, что сейчас виновные обойдутся малой кровью, тем более что статья о превышении должностных полномочий более тяжелая? Поэтому выгораживать главу никто не собирается. Не исключено, что вслед за таттинским делом аналогичная мина замедленного действия рванет на юге республики. 16 ноября Следственный комитет провел выемку документов в администрации Алданского района по строительству дома для детей-сирот на ул. Кузнецова, 3 в Алдане. Объект закладывался в 2015 году, однако из-за банкротства подрядчика дом был арестован судом и включен в конкурсную массу для покрытия долгов банкрота. С тех пор он разваливается и разворовывается. На строительство дома по Кузнецова, 3 в Алдане было потрачено 35 млн бюджетных рублей. Оперативное сопровождение осуществляет Управление ФСБ по Якутии.

 

Сергей СУМЧЕНКО. Фото автора.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb