Главная » 2025 » Август » 25 » Грохот табыка

Грохот табыка

Говорят же, что ритуальный барабан табык звучит, предвещая нечто страшное. Однажды давным-давно мне довелось услышать его грохот. И вот как это было. Опять же, расскажем вам в целом об этом самом древнем и загадочном музыкальном инструменте якутов.

Кэлтэгэй табык у точки «Усадьбы Атласовых» на Ысыахе Туймаады — 2023. Фото автора

ОГЛУШАЮЩИЙ ЗВУК

Это было в середине 1980-х. После трудового дня на сенокосе у родственников, оставшись одни, я, школьник, со старшей сестрой играли в прятки в местности Улахан Өтөх одного из заречных районов. Удачно спрятавшись за стогом сена, я подкараулил сестру и внезапно выскочил с воплем. Она, конечно, испугалась.

И тут с опушки леса, со стороны, где, как отец всегда говорил, захоронены наши великие предки-арбах, послышался единственный, но очень громкий, даже оглушающий, звук бубна. Видимо, огромного по диаметру. Аж всё вокруг завибрировало и загудело.

Мы тут же притихли. Я как-то даже осекся. Собрались быстренько и ушли пешком в поселок. И лишь по пути, отойдя от той местности на порядочное расстояние, я спросил у сестры: «Ты тоже слышала звук бубна?» Она ответила утвердительно. Добавила лишь, что, похоже, это очень большой бубен, раз издалека производит такой рокочущий звук, мол, наверное, это табык.

Случай этот запал мне в душу и многие годы и десятилетия вспоминался очень ярко. Слышалось в памяти как нечто зловещее и таинственное.

Сразу в те дни рассказывать своему отцу про это всё не захотелось. Хотя он слыл — в кругу ценителей якутской старины — настоящим знатоком шаманства, искусства ойуунов, но как-то не хотелось его расстраивать. Ведь кроме того, что был он известным краеведом, так и бывал он в довоенном детстве помощником и компаньоном последних настоящих ойуунов. Был знатоком обрядов и ритуалов, помнил великое множество шаманских преданий.

Рассказал ему о том уже далеком по времени странном случае в 2007 году. Казалось, он был озадачен. На уговоры рассказать отец поведал, что в голодные военные 40-е гг. работал он молотобойцем у колхозного кузнеца Амынньыкы Уус. Когда же бывал свободен от работы, то приходил в родные опустевшие Улахан Өтөх и Аччыгый Өтөх. И временами тоже слышал громкие звуки бубна или табыка. Объяснить этот феномен простыми словами он не мог. А сложных образных я тогда не понимал и не принимал.

НА ПЕРВОМ ГОРОДСКОМ ЫСЫАХЕ

Первый летний праздник ысыах Якутска на городском ипподроме открывал благословением и тойуком алгысчыт Иоаким Избеков — Уустаах (1909–1996). Это был известный знаток фольклора, исполнитель старинных песен и постановщик национальных танцев, мастер-изготовитель якутских музыкальных инструментов, мечтавший изготовить табык. Удалось в те времена плотно общаться с ним, многое почерпнуть для себя.

Ряды ритуальных коновязей и ритуальный столб аар баҕах тогда же ставили и освящали под руководством Валерия Васильева, ныне известного этнографа и исследователя якутского шаманизма, верований и мифологии.

Первый огромный, притом не муляж, а издававший звуки табык (барабан в виде натянутой шкуры) изготовил мастер Портнягин из села Павловск. Он же в первой половине 90-х отдал мне в дар сделанный им шаманский бубен.

Помнится, во время установки табыка я подошел к мастерам и хорошо поговорил. Удалось даже поколотить колотушкой табык. Незабываемое ощущение.

Жертва-кэрэх, сложенная вдвое на шесте. Гравюра из фолианта «Вилюйский округ» Ричарда К. Маака

ТРАДИЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Табык — ритуальный барабан из натянутой цельной шкуры жертвенного скота. Само слово пришло к нам в древнетюркские времена и означает «служба; служение; поклонение» от тап «служить (в том числе и религиозное действо)». Заимствовано это древнетюркское слово и в раннесредневековые монгольские языки — тавиг «жерт­ва; служение». Можно понимать и через якутские тап (звукоподражательное слово), табый «бить перед­ними копытами (о коне); бить сверху вниз» + -к (аффикс имени существительного).

Собственно табык описан исследователем якутского языка и фольклора Э. Пекарским как «высушенная шкура жертвенной лошади». Другими словами, представляется аналогом кэрэх, когда у крупного рогатого скота или лошади снимают шкуру с черепом и копытами вместе и вешают на деревянную доску, символизирующую стрелу-куочай, направленную на место обитания духа, кому предназначена жертва. Куочай устанавливают на чуть оставленный заостренный ствол дерева со срубленной кроной. Другой вариант — накинуть шкуру, сложенную вдвое, на шест, установленный между двумя лиственницами со срубленными верхушками и имеющими на торцах деревянные фигурки шаманских птиц гагар-куоҕас.

Наиболее примитивный мембранофон-табык был в виде засушенного чучела. Затем били колотушками в засохшую, сложенную вдвойне через шест шкуру лошади, быка или оленя. И только после этого появляется классический табык — шкура, растянутая веревками на прямоугольной или П-образной деревянной раме.

Растягивали мембрану при помощи «семи извивающихся веревок-поводьев». Видимо, степень натяжения, а значит, тембр и силу звука, можно было регулировать и настраивать, отпуская и натягивая эти семь поводьев.

Устанавливали табык, по мнению Пекарского, на возвышенности (быраан, булгунньах, помост) в месте, где образуется акустическая яма, позволяющая использовать эффект эха и другие звуковые выгоды. Звук табыка, согласно историческим преданиям и легендам, разносился далеко-далеко.

В сам табык били лишь по исключительным случаям. Во время Ытык ыhыах, во время ритуального танца против хода солн­ца (подъем в Верх­ний мир навстречу солнцу) хомуhуннаах үҥкүү, ритуального танца с гибким копьем дьиэрэҥкэй үҥүүлээх үҥкүү и др.

Известно о нескольких разновидностях табыка. Кэрэ табык — табык из шкуры коня белой масти. Хобо табык — табык, увешанный бубенцами. Көй табык — среднего размера табык. Кыырай табык — громкий табык, в виде натянутой на раму шкуры. Лөкөй табык — то есть огромный табык из цельной шкуры взрослого сохатого. Был и кэлтэгэй табык (табык в виде огромного бубна с несколько вогнутой обечайкой и тройной мембраной из трех шкур). Как говорят старцы-сказители, такой бубен был у Первошамана Аан Yүhэй, выглядевшего как человек, но состоявшего из клубка змей. Табык чүөрээкин — большой круглый бубен.

Табык — так иногда называют вихри, в образе которых якобы путешествуют ойууны и их мистические звери-помощники ийэ кыыла. Однако это уже искажение. В древнетюркском языке «ветер» обозначается не как табык, а как табыл, дабыл. В якутском то же самое слово сохранилось в виде тыал.

Табык на городском ысыахе начала 2000-х. Снимок c просторов интернета

ТОБУК

Якуты называют коленную чашечку тобук, тобук хаппаҕа «коленная крышка», тобук харчылааҕа «коленная денежная копилка».

Любопытно, что ойууны при отсутствии у них бубна камлали, хлопая ладонями по коленной чашечке различными способами. В том числе со сцепленными в замок кистями. Отчего шел специфический ритмичный звук, будто между ладонями была горсть монет.

Любопытно отметить, что в древнетюркских языках тап «служить религиозную службу», тап «шлепать», топых «дистальная головка малоберцовой кости, торчащая снаружи лодыжки»; в тюркских топ «нечто круглое», тобук «коленная чашечка».

То есть колено-тобук сопоставимо с акающей формой слова — ритуальный барабан-табык.

Вспомним в связи с этим одного из детей Омоҕой-бая. У Омоҕоя были не только две дочки, одну Ньыкы Харах сватали за культурного героя Эллэя, а он выбрал другую дочь — Лэкэ Чаҥый. Сын Омоҕоя Добун Соххор был могучим, но слабовидящим — во время охоты заблудился и не смог найти дорогу домой. Лесные духи байанаи пожалели его и забрали к себе. А второго сына Омоҕоя звали Кэлтэгэй Тобук (Кривое Колено). Был он ойууном. Стало быть, у него был бубен кэлтэгэй табык, либо же он камлал, хлопая ладонями по своим коленным чашечкам.

Изображение табыка из монографии этнографа  Е. Романовой

Владимир ПОПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb