Якутские комиксы. Как выживают местные авторы
Фестиваль якутских комиксов в Национальной библиотеке РС(Я) вернулся после долгого перерыва — это был не просто показ работ, а живая встреча авторов и читателей. Мы поговорили с несколькими авторами про их творчество и дальнейшие планы.
ХОРОР КАРФОХУС
Один из давних и заметных на якутском горизонте — Гордей СПИРИДОНОВ, более известный под псевдонимом Хорор Карфохус. Он и автор, и куратор, и деятель, который долгое время толкал это движение в разные стороны — иногда успешно, иногда сталкиваясь с неудачами.
— Гордей, расскажите про ваше творчество.
— Я автор якутских комиксов. Есть авторские работы, где я в содружестве с другими художниками, есть работы, где я представлен как сценарист, есть те, где выступал в роли куратора, занимался редактурой.
— Много зарабатываете?
— Нисколько не зарабатываю, только трачу. Для меня это хобби, которое приносит радость, а не деньги.
— А кем ещё работаете?
— Электриком работаю в аэропорту.
— Ваш псевдоним — Хорор Карфохус, это как-то связано с хоррором?
— Я уже не помню, если честно, как он появился. Это у меня никнейм во всех моих компьютерных играх, в которые я играю. Наверное, уже со школы. У многих, наверное, так бывает: просто приживается игровое имя.
— Расскажите про свои самые популярные произведения.
— Даже не знаю, какое можно назвать самым популярным. Наверное, более-менее известен большинству «Якутск параллельный», который мы делали вместе с друзьями. Но он все еще нуждается в чистовом варианте. Все никак не можем собраться. Сюжет произведения, по сути, классический троп. Герой попал в неизвестное, непонятное место — параллельный Якутск — и пытается вернуться домой, в свой настоящий Якутск. Но в ходе приключений он понимает, что настоящий его дом как раз там. Ну классический троп-герой. Как «Одиссея» Гомера, но это, конечно, слишком высоко я взял — у нас «труба пониже, дым пожиже».
Завязка такова: обычный парень видит на улице двух фриков. Один высокий и худой, другой низкий и толстый. Они выделяются из толпы. И он решил за ними проследить и совершенно случайно попал в иной мир, то есть в параллельную реальность Якутска, где кошмары, воображения, легенды, вся эта чертовщина оживает.
Мы много чем вдохновлялись для истории — медиа, мифы, городские легенды и… «Задверье» Нила Геймана. Такой вот микс.
Есть ещё комикс «Молодильные яблоки». Сюжет старой русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк», который происходит… в Америке, в 20–30-х годах, во время Великой депрессии. Главный герой — американец, типичный нуарный детектив. Звучит как нечто несвязное, но стоит прочитать, чтобы проникнуться в эту атмосферу. Также я сильно вдохновлялся Говардом Лавкрафтом и его знаменитыми произведениями. Я просто обожаю Лавкрафта, поэтому практически в любом моём комиксе есть отсылки к нему.
— Мистика в параллельном Якутске связана с нашей мифологией?
— Нет. Я просто человек, измученный олонхо. До того, как мы начали делать «Якутск параллельный», я участвовал в трёх или четырёх проектах, где все говорили: «Давайте сделаем комикс или мультик по Играм Манчаары» или «Сделаем комикс или мультик по олонхо». В результате все эти люди пропали. Где-то они исчезали на уровне выдачи денег, где-то на уровне несовместимости идей, где-то пропадали художники, где-то исчезал сам главный креатор, который говорил: «Вау, давайте сделаем нечто новое олонхообразное, супероригинальное». Это были изначально провальные проекты. Теперь у меня что-то вроде фобии. Я боюсь, что, если начну делать что-то по якутским легендам, проект обязательно провалится.
— В каком жанре вы в основном пишете?
— По сути, все мои комиксы — это стёб и пародия. И практически все мои комиксы — для взрослых. Но не в том смысле, что там одно только «мясо, матюки, убийства и т. д.», просто темы серьезные, детям малопонятные. Но есть и исключения: детские сценарии и раскадровки для таких комиксов я тоже делал.
— Какие-нибудь дальнейшие планы?
— Дайте мне от этого фестиваля отойти, я пригласил сюда для участия всех знакомых авторов комиксов. Такие мероприятия проводим весьма редко. Начали с 2011 года, а потом, когда с 2016 появился Гик-фест, перестали. И вот в этом году решили возобновить. Планируем продолжить в следующем году.
В планах в следующем году сделать комикс «Эра Справедливости» — это новый проект. Это про зомби-вирус, но вместо того, чтобы стать зомбаками, все люди стали героями. Он передаётся как вирус, и, заразившись, люди становятся героями.
КАК ВЫЖИТЬ АВТОРУ В ЯКУТСКЕ
Анна ПЛАТОНОВА, inqhamlet, — один из немногих авторов, кому удалось выйти за рамки хобби.
— Анна, комиксы — это ваша основная работа?
— Продажа комиксов — это моя основная работа. В этом году наконец-то вышел полностью финал моего большого творения — пятый том комикса «Гамлет. Баллада о Великом Инквизиторе».
— Чем вдохновлялись при создании?
— Все началось с 2006 года, когда я поиграла в игру «Мор. Утопия». Наконец смогла увидеть, какой может быть история. Я очень вдохновилась, и это меня подтолкнуло на то, чтобы нарисовать свой комикс. Но в первую очередь, конечно, я рисовала его чисто для себя, потому что еще ни разу не встречала подобных историй и персонажей. Хотя долго искала. И, собственно, единственное, что мне оставалось, — это написать свой мир.
Мне хотелось рассказать историю, где остается много дней, которые потом больше не найдешь, много-много дней. Но есть еще мгновения, которые похожи на вечность. Рассказать про то, как миры, миллиарды врат встанут и в них снова повторится судьба каждого, кто жил в этом мире. И про то, как два одиноких разбойника скачут на черном коне, сломя голову, ищут дорогу домой.
— Вижу, у вас стиль прямо как из аниме 80−90-х.
— Да, мне часто такое говорят. Я очень люблю рисовать комиксы, могу и акварелью рисовать.
— Дальнейшие планы?
— Ну «Гамлет» как раз закончился, так что, наверное, буду рисовать комикс под названием «Как выжить автору в Якутске», где будут излагаться некоторые лайфхаки и истории из моей жизни.
КИБЕРПАНК
Никита КЛИМЕНКО, Kirime, совершенно точно известен любителям техно-фэнтези.
— Никита, как давно вы рисуете комиксы?
— Я занимаюсь комиксами с 2014 года. На данный момент у меня выпущено несколько сингловых работ. Один серийный, но он пока приостановлен. И сейчас я делаю небольшой проект — «Чиш и ледяная ведьма». История про ледяных ведьм в жанре техно-фэнтези. Первую главу нарисовал вручную, а остальные уже на компьютере.
Еще у меня представлено произведение «Механическое сердце». Как-то «Комиксмания» собиралась делать сборник из адаптации сказки «Молодильные яблоки» Хорора Карфохуса. Он, получается, свою лавкрафтовскую версию делал, я же делал версию в жанре «киберпанк».
— Комикс связан с версией от Хорора Карфохуса?
— Нет. Это просто разные истории, как адаптации разных авторов с разными подходами. Вот конкретно эта работа, она выполнена без диалогов. Был у меня такой челлендж. Хотел сделать большую историю без опоры на диалоги, но чтобы все было понятно, как немая манга.
— Какие у вас дальнейшие планы?
— Пока каких-то глобальных нет. Я просто занимаюсь своими комиксами, беру какие-то проекты под заказ. В основном сейчас занимаюсь фрилансом по России.
Дмитрий СИВЦЕВ





