Карты таро сейчас и в прежние времена
В Госдуме предложили запретить деятельность тарологов и нумерологов, приравняв их деятельность к экстремизму. Обсуждения на эту тему ведутся не первый год. Насколько актуальна данная тема в наших краях?
ИЗ ИСТОРИИ
Насколько стары эти карты? Карты таро — это разновидность колоды первоначально игральных карт. Используется с середины XIV века в Западной Европе для карточных игр (пофранцузски tarot, по-итальянски tarocchi и по-австрийски königrufen). Некоторые из этих старинных игр подобными колодами карт культивируются и в наши дни. С конца XVI века карты таро стали использоваться и для ворожбы. Этому располагало то, что карты имели больше персон, чем в игральных картах, что делало гадание ими более наглядным.
Колода карт состояла из 78 карт и разделялась на старшие и младшие.
Старшие арканы — обычно 22 карты. Каждая из этих карт имеет свой оригинальный рисунок и уникальное название (Шут, Маг, Жрица, Императрица, Император, Жрец, Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник, Фортуна, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность, Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир).
Младшие арканы имеют четыре масти и состоят из 56 карт, по 14 карт каждой масти. Состоят из четырёх серий — Жезлов, Мечей, Кубков и Пентаклей или «Монет». Каждая масть содержит Туза, Двойку, Тройку и так далее до Десятки, за которой идут «придворные» или «фигурные карты» — Паж (иногда Дочь), Рыцарь (иногда Сын), Королева (иногда Мать), Король (иногда Отец).
К ИСТОКАМ
Происхождение карт таро покрыто мраком легенд. Большинство современных исследователей считают, что карты таро появились в первой половине XV столетия. Наиболее раннее упоминание таро под названием «трионфи» сделано флорентийским нотариусом в 1440 году. В 1450 г. в Милане появляется колода таро Висконти-Сфорца. Тогда уже были известны в Европе игральные карты, которые считались пришедшими от сарацинов и назывались на арабском «наиб».
Игральные карты египетских мамлюков по своей структуре напоминали именно таро — 56 младших и 22 старшие карты — и делились на четыре масти: сабли, клюшки, кубки и монеты.
Европейские эзотерики считали, что карты таро произошли от иллюстраций древнеегипетской Книги мёртвых (свода песен-восхвалений древним богам) — они же украшали гробницы. Однако версия эта не подтверждена.
В СТАРЫЕ ВРЕМЕНА
Якуты быстро пристрастились играть в карты: «штосс», «барыш», «дурак» были очень популярными азартными играми. Еще с конца XVIII столетия. Сформировалась своя устойчивая субкультура. Сложились терминология, фольклор и даже собственная мифология.
В начале XIX века стала популярна и ворожба картами. Часть тех якутских профессиональных гадателей, коих в 1740-х годах описывал Яков Линденау как кутуруук (от слова «кутуруу» — «петь по-шамански без слов»; не путать с помощниками шаманов — кутуруксут), с гадания по линиям ладони, толкования сна и «пения духов» перешла на гадание колодами обычных игральных карт. Постепенно сформировалась отдельная категория гадателей — бараhыай (искаженное русское «ворожей, ворожея»). Так, в начале ХХ века даже воспитательница и меценат Ольгинского детского приюта на Казарменной улице (ныне ул. Орджоникидзе) Варвара Гоголева была известна на весь город как виртуозная ворожейка. Но и она пользовалась обыкновенными картами.
Другое дело среди дворян. Они резались в карты в игру бостон (по воспоминаниям писателя Александра Гончарова, жившего в Якутске осенью-зимой 1854 года). А гадали по большей части французской колодой карт таро. В конце XIX столетия это было модно в Благородном собрании, находившемся на углу современных улиц Ярославского и Аммосова со стороны Якутгражданпроекта. Там относились к этому как к курьезу. Профессионально раскладывал карты таро один из первых фотографов Якутска немец Шварц. Также жена (слывшая ведьмой) дрезденского немца Августина, служившего почтовым извозчиком, а жили они в Залоге в начале ул. Полковой. На рубеже веков картами таро баловались члены Якутского спиритического кружка во главе с ссыльным П. Дравертом.
Как видите, в основном увлекались картами таро люди приезжие или тянущиеся ко всему «привезному».
В НАШИ ДНИ
Если не дай бог зайти в соцсети, то легко быть опутанным в паутине рекламы эзотерических услуг. Разномастные шаманы и удаганки, в том числе и местные, предлагают излечиться от всех заболеваний, открыть какой-то «денежный канал», почиститься (как говорил исследователь якутской традиционной культуры Лазарь Афанасьев — Тэрис: «Что это за люди, которым требуется ежедневно очищение — где они успевают так загрязниться?») и т. д. за некий «энергообмен» (имея в виду под этим неопределенным термином конские расценки «услуг»).
Особенно изумляют местные неоудаганки и коучи бизнес-успеха, которые предлагают раскладку карт таро. Ведь первым стоило бы устраивать «танцы с бубном», а вторым — изрекать воодушевляющие «крылатые выражения» для подбадривания меланхоликов. Казалось бы, шаманизм и карты несовместимы.
Неужели на такое кто-то ведется до сих пор? Да вон сколько легковерных клиентов (чаще клиенток). Вот поговорила «удаганка» с клиентом по мессенджеру и взяла паузу. Мол, мне требуются сутки для полной раскладки. И вот на следующий день предлагаются заключения из банальных утверждений про нюансы любви, безденежье и прочая с не менее ожидаемыми простенькими «чудесными рекомендациями» по исправлению ситуации. Даже неизвестно, была ли собственно раскладка карт таро или шаманка-таролог (забавное сочетание, неправда ли?) распечатала стандартные примеры из Сети?
МОРАЛЬ
Для кого-то это суеверие — средство легкого заработка. Для других это хоть какая-то кажущаяся (!) основательной опора в их личной нестабильной жизни. В действительности же, пожалуй, это всего-навсего колода карт. Несколько картонных карточек с замысловатыми рисунками магов и дьяволов.
С. ВАСИЛЬЕВ
Фотографии Фондов Российского этнографического музея