Кладбище домашних животных
В прошлые выходные появилось тревожное сообщение о том, что на Маганском кладбище в секторе захоронения домашних животных внезапно пропали надгробия. Зоозащитники даже обратились с заявлением в прокуратуру. Появилось подозрение, что, возможно, памятники могли демонтировать по прямому указанию мэрии, мол, хотят снести незаконное кладбище, чтобы освободить земли. Мы решили сами проверить, так ли это на самом деле. А также попутно выясняли, как вообще у нас, в Якутске, можно законно похоронить домашнего питомца.
НЕЗАКОННО
По закону усопшие питомцы подпадают под категорию биологических отходов, поэтому их запрещено закапывать где бы то ни было, то есть в лесу, у себя на участке и так далее. Нельзя также выбрасывать в мусорные контейнеры или вывозить на свалку. Все эти запреты связаны с повышенной опасностью для окружающих.
На Маганском кладбище мы побывали в прошлую пятницу, по пути встретив грустную девушку, которая сжимала в руках деревянный памятник своему питомцу. Видимо, нашла пропажу. В целом, если оценивать обстановку, пропали памятники не массово. То есть не сказать, что кто-то взял и начал срывать их со всех могил. Пропало, на наш взгляд, с десяток надгробий. Между прочим, это имущество, за которое владельцы усопших питомцев заплатили деньги.
Мы решили поинтересоваться у начальства кладбища: а что вообще произошло?
Ярослав МИРОНОВ, директор МБУ «Ритуал»:
— Вандализм был со стороны неизвестных лиц.
— А вы акт составили?
— Нет, так как кладбище неофициальное, незаконное. У города нет кладбища для домашних животных. Это нарушение правил санитарного надзора.
— Но, тем не менее, кладбище всё же есть.
— Но официально его нет. Это стихийное захоронение.
— Так кто похоронил там животных, как не ваши работники? Причем не бесплатно ведь.
— Не знаю. У меня нет работников, которые копают. У меня только администрация. Я разрешения никому не даю и пресекаю, когда мы это видим.
— Если это ваше кладбище, как вы можете не знать, кто там хоронит?
— Разрешения на захоронения животных я не даю. Но, тем не менее, хоронят, потому что у меня нет ни ограждения, ни работников, ни смотрителей. У меня только один администратор, который не может следить за всем.
— Тогда какие у вас планы по данному незаконному захоронению животных?
— Пока никаких планов нет. Это стихийное захоронение. Установлю видеокамеры для поимки нарушителей. Буду направлять в прокуратуру видеосъемки. Больше ничего не могу пока сделать.
— В планах снести?
— Нет. Пока такого решения нет. Просто предотвращать дальнейшие захоронения. Мне тут людей хоронить надо, а не животными заниматься.
— Но ведь не сложно отследить, какая фирма занимается там захоронением животных.
— Ритуальных услуг много. У нас в городе более 40 ритуальных коммерческих организаций. Я, как муниципальное учреждение, отвечаю только за благоустройство кладбища и выдаю справку для захоронения людей. Разрешения для погребения животных не выдаю, потому что они относятся к категории биологических отходов.
— А когда собираетесь установить видеонаблюдение?
— Постараюсь в течение месяца установить, чтобы хотя бы фиксировать незаконные захоронения и чтобы не было фактов вандализма. Я, конечно, понимаю чувства владельцев питомцев, но по закону они не должны быть погребены в земле. Владельцам животных надо обращаться в ветеринарные клиники.
А КАК ПО ЗАКОНУ
Хоронить нельзя, а тогда что делать с телом усопшего питомца? Некоторые хозяева умудряются выкидывать их в мусорные контейнеры. Не так давно мы обнаружили на Зелёном лугу несколько трупов животных. Также в воскресенье наш подписчик присылал жуткую фотографию. В 203 микрорайоне возле набережной кто-то выбросил окровавленный труп собаки, завернутый в полотенце.
Виктор СЕМЕНОВ, заместитель руководителя Управления ветеринарии:
— Утилизация животных без владельцев на основании договора оказания услуг по вывозу и утилизации биологических отходов с администрацией Тулагино-Кильдямского наслега окружной администрации Якутска от 11.01.2021 г. производится путем сжигания в специально отведённом, оборудованном месте для сжигания биологических отходов, расположенном на 35 км Намского тракта. После гибели животного владелец в течение 24 часов должен обратиться в госветслужбу и сообщить о гибели питомца в соответствии с Законом «О ветеринарии».
ЗИМНЯЯ КРЕМАЦИЯ
Мы обратились за разъяснениями в мэрию, однако ответа не получили. Видимо, нечего сказать. А ведь можно же было как-то цивилизованно решить наболевший вопрос. В крупных городах, к примеру, есть услуги кремации животных. У нас в Якутске не так давно открылся крематорий, но он не предназначен для кошек и собак. В государственной ветлечебнице на Чехова, 66 нам ответили, что у них есть услуга утилизации. Обойдется она в 2457 рублей. Но это не индивидуальная кремация, то есть владельцу животного потом не будут передавать прах.
Артем БУРЦЕВ, руководитель Управления ветеринарии Якутска:
— Утилизация должна производиться путем сжигания. Сжигание проводится на Намском тракте, 35 км, но не в пожароопасный период. Мэрия и МЧС не согласовывают.
— Тогда в летнее время утилизация не проводится?
— Нет.
— Вообще, какие-то шаги предпринимаются по данному вопросу?
— Недавно в Тулагино-Кильдямском наслеге было совещание по паводку. Там участвовал начальник управления сельского хозяйства по Якутску Марат Юрьевич. Он сообщил, что планируется строительство биоотходной ямы — место для сжигания животных. В селе Хатассы выделили территорию. На следующий год может быть введена в работу. А так на Намском тракте территория не облагорожена, поэтому МЧС не согласовывает сжигание в летнее время.
* * *
Удивительная складывается ситуация. Хоронить нигде нельзя, сжигать летом нельзя, выкидывать нельзя. И что делать?
Надежда СИВЦЕВА