Конец банды «Чёрный ворон»
В годы Великой Отечественной войны якутским чекистам удалось обезвредить преступную группировку, наводившую страх и ужас на жителей Усть-Майского и Аллах-Юньского районов. В костяк банды «Черный ворон» входили 12 матерых уголовников. Они разбойничали в лесу, крали лошадей, уводили со дворов скот, грабили магазины, мануфактурные и производственные склады, нападали на прииски и пункты приема золота и убивали людей. Главарь шайки Александр Шумилов при дележе добычи не пожалел двух своих подельников и жестоко расправился даже с собственной женой, боясь, что та его выдаст правоохранителям. Почти год стелился кровавый шлейф за «таежной братвой», кошмарившей местное население. Больше месяца преследовали ее по тайге сотрудники милиции и НКВД. Жирная точка в этой криминальной истории была поставлена в августе 1943-го.
Все началось в 1942 году, когда в поселке Эльдикан появился невысокий крепкий мужчина. Звали его Александр Шумилов. Старожилы вспоминают, что при небольшом росте мужчина обладал недюжинной силой и выносливостью, был драчлив, амбициозен и азартен. Говорят, что он частенько проигрывался в карты, дружил с «зеленым змием» и мог уйти в запой на несколько недель. Наблюдался за новым обитателем поселка и еще один грешок — воровство. Иногда к его рукам «прилипали» вещи старателей, за что его не раз подкарауливали и жестоко били.
О себе Шумилов ничего не рассказывал, да жители поселка его жизнью сами особо не интересовались: места глухие, кругом леса и горы, люди разные, много бывших сидельцев, да мало ли что... Между тем биография у будущего «императора тайги» была весьма любопытной. До своей посадки в 1937 году Шумилов работал машинистом паровоза. Срок в пять лет получил за «антисоветчину». А дальше — одни белые пятна. По одной версии отсидел от звонка до звонка и освободился летом 1942-го, получив поражение в правах, как и все «враги народа». По другой — сбежал из новосибирской тюрьмы. По третьей версии — из исправительно-трудовой колонии № 1 в Якутске.
Напомним, что Эльдикан был основан в 1941 году и в первые годы использовался как речная пристань. Построился поселок очень быстро, всего за каких-то два года. После этого существовавшие по соседству базы в Усть-Аллахе и Ыныкчане, занимавшиеся перевозкой грузов для золотоносных приисков, быстро потеряли свое значение. И вскоре их материальная база, а также рабочая сила перекочевали в Эльдикан. Здесь появились крупные базы продснаба, техснаба, автобазы, пристань «Лензолотофлота», открылись школа, больница и все другие необходимые учреждения.
Александр женился, прикупил (или украл) лошадей, телегу и стал возить людей из Усть-Аллаха до Усть-Ыныкчана. Сначала все было нормально. Но со временем некоторые шумиловские пассажиры перестали доезжать до пунктов назначения. Извозчик выслеживал тех, кто везет золото, убивал их, а тела топил в реке или прятал в лесу. Говорят, что супруга знала о криминальном бизнесе, была против и не раз мужа просила «завязать». Вскоре бесследным исчезновением людей заинтересовались местные органы правопорядка. Кровавый след привел в дом к Шумилову, и милиция вышла на жену преступника. Заподозрив неладное и побоявшись, что она его выдаст, Александр жестоко расправился с супругой, нанеся ей 18 (!) ножевых ранений.
После убийства скрылся в тайге, где, найдя единомышленников, сколотил свою собственную банду, назвав ее «Черный ворон». В ее состав вошли рецидивисты Григорьев, Засухин, Барнашев, Ковалев, Тепляков и Замарацкий, житель Петропавловска Шишкин и участник ранее ликвидированной банды Коркина — Федько. Вскоре банду пополнили три сбежавших с этапа уголовника. К июлю 1943 года в шайку входили 12 человек. Преступная группа занималась кражей лошадей, уводила со дворов скот, а также нещадно грабила склады и магазины «Золотопродснаба».
Осенью 1942 года, во время очередного ограбления, Григорьев и Барнашов убили начальника Усть-Юдомской авторемонтной мастерской Титова. В мае 1943-го Ковалева, Барнашова и Засухина удалось поймать при попытке сбежать в Курун-Юрях. Стражи порядка доставили задержанных в Усть-Юдомское поселковое отделение милиции и закрыли на ночь в камере предварительного заключения. Утром там никого не оказалось: троица приподняла потолок камеры, «просочилась» в образовавшуюся щель и была такова.
Второго июля 1943 года вооруженная до зубов банда объявилась на ферме Юрского приискового управления и обчистила ее. По пути в лес преступники убили двух мужчин. Четвёртого июля разбойники, переправляясь через реку Юдому, ограбили перевозчика Чубрикова, отобрав у него деньги, ружьё и лодку.
Седьмого июля был совершен налет на торговые склады прииска «Огонек», закончившийся убийством мастера участка. В этот же день ограблены квартиры уполномоченного «Золотопродснаба» Шеина и начальника прииска. Там компания взяла две малокалиберные винтовки, фотоаппарат и одежду. Злодеи погрузили все награбленное на одну из лошадей и направились в свое лесное логово. В тот же день в тайге навстречу криминальной компании на свою беду вышел старатель Рокосуев. Он тоже стал жертвой бандитов.
Утром следующего дня, наведавшись в кассу Верхне-Юдомского участка треста «Джугджурзолото», грабители взяли свой самый крупный куш. Добычей стали 50 кило золота, приличная по тем временам сумма в две тысячи рублей и карабин с патронами. Со складов исчезли мука, масло, сахар, спирт, табак, зимняя одежда и спички — ущерб составил порядка 25 тысяч рублей. Чтобы старатели не смогли вызвать стражей порядка, налетчики сломали радиостанцию, после чего поспешно ретировались. Золото они сдавали в скупку через своих людей, а на полученные деньги гуляли и пьянствовали в тайге.
На поиски и поимку «Черного ворона» послали три опергруппы «энкавэдэшников». Одна двигалась из Усть-Маи, вторая — из Эльдикана, третья — из Аллах-Юня. Сохранились воспоминания местных жителей о том, что бандитов преследовали молодые опера, совсем мальчишки, лишь недавно призванные на службу. Худых и голодных ребят, гонявшихся за «Черным вороном» по лесам, полям и горам, с удовольствием подкармливало население.
Не раз звериное чутье позволяло Шумилову и его подельникам уходить от погони. Но правоохранители все равно их догоняли, и преступники начинали отстреливаться. Во время одной из таких стычек уголовники смертельно ранили помощника оперуполномоченного Усть-Майского районного отдела НКВД Егора Захарова. Он умер в больнице. Именем младшего лейтенанта назвали одну из улиц Усть-Маи. Также получил ранение милиционер Григорьев.
И все-таки их поймали! Кого — поодиночке, а кого — мелкими группами. В одной из перестрелок погиб главарь «Черного ворона». Правда, версий его смерти целых три. Перечислим все. По первой, бандит был убит при попытке к бегству сторожем ВОХРа Марией Бойко. По второй, его ранила женщина-следователь, после чего посадил в КПЗ некий Иван Лопатин. Там «авторитет» и испустил дух.
Третья версия, пожалуй, самая любопытная. Ее приводит сайт «Мой Эльдикан». Там говорится, что убили преступника под Ытыгой (населенный пункт в Усть-Майском районе. — Т. К.). Загоняли Шумилова месяц, так, чтобы он вышел к Юдоме. Прежде всего застрелили всех лошадей, чтобы не мог с собой тащить продовольствие. Большую часть его подельников тоже убили. Зимовье, в котором находился бандит, обложили со всех сторон 30 автоматчиков. Застрелил вожака шайки постоянно живший в лесу русский охотник. Он вышел на звуки стрельбы, а когда узнал, кого обложили, сказал оперуполномоченному: «Давай я его убью, а то ты своих мальчишек тут положишь». Опер дал охотнику добро, и тот убил Шумилова с первого выстрела.
В поиске банды особо отличился руководитель аллах-юньской опергруппы, заместитель начальника райотдела НКВД Павел Полынский, командовавший конным отрядом из 19 человек.
Из сообщения пресс-службы МВД Якутии:
22 августа 1943 года банда полностью была ликвидирована. Основные члены бандитской группы были пойманы лично Павлом Филимоновичем путем заманивания их в поселки Эльдикан, Усть-Юдома, Аллах-Юнь. Умелыми комбинациями и морально-психологическим воздействием Павел Филимонович изъял у бандитов 42,3 килограмма золота, спрятанного в тайге и горах. За мужество, проявленное при ликвидации этой банды, Павел Филимонович был награжден медалью «За отвагу».
Уголовное дело «Черного ворона» и их пособников рассматривалось в Якутске 29–30 ноября 1943 года. Судебная комиссия по уголовным делам приговорила активных членов криминальной группы Григорьева, Засухина, Ковалева, Барнашова и Шишкина к расстрелу. Остальные получили длительные сроки лишения свободы. Похищенное золото возвращено государству.
Подготовила Татьяна КРОТОВА
При подготовке статьи использованы материалы Усть-Майской прокуратуры,
МВД Якутии, сайта «Мой Эльдикан» и свободные источники

