Лжебог со скрюченными пальцами в Якутии: житие и деяния «второго искупителя»
Одним из малоизвестных исторических фактов является пребывание в Якутской ссылке «Живого Бога» и основателя движения новоскопчества Кузьмы Лисина. Сегодня мы расскажем о нем.
СКОПЧЕСТВО
Эта секта обнаружилась в 1772 г. Основателем ее считается Кондратий Селиванов. Селиванов изначально принадлежал одному из синкретических учений на основе русского народного мистического христианства с вкраплениями из индуизма астраханской индийской диаспоры — секте христов или хлыстов. В одной из больших «корабелей» (христовских молельных домов для радений и свального греха) Орловской губернии, где кормщицей была Акулина Ивановна, был объявлен «Сыном Божьим». Кондратий там же начал свою проповедь об оскоплении как лучшем средстве уничтожить плотские влечения. Потянулись последователи.
Здесь же Селиванов нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Шилове. Этот последний признан у скопцов за предтечу искупителя.
В результате эти двое были изгнаны из корабели христов.
После чего проповедник и «предтеча» занялись привлечением в ряды своего нового учения новых членов. Всех оскопившихся к половине 1775 г. оказалось до 60 человек. Слухи об оскоплениях вызвали следствие, результатом стало то, что Селиванов и Шилов были разысканы и сосланы. Однако скопчество продолжало распространяться. К 1800 г. (год смерти предтечи Шилова в Шлиссельбургской крепости) кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где существовали раньше, скопцы появились в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутской ссылке. Там, подобно некоторым другим самозванцам того времени, он стал выдавать себя за царя Петра III. Около 1795 г., убежав из Сибири, он явился в Москве, но через некоторое время был схвачен. Павел I распорядился заключить его в Обуховский дом умалишенных.
В XIX столетии явились еще особые толки «куткинцев» или «проколышей», «перевертышей» или «кручеников» и т. п., которые, не лишая себя половых органов, лишают себя только способности оплодотворения.
А скопческое согласие Мариамнинской секты монашествующих (в Закавказье и Северном Кавказе) вовсе склонно к духовному скопчеству, без обезображивания тела. Родоначальником духовного скопчества был Лисин.
ХИТРЫЙ КОГТИСТЫЙ ЛИС
Репрессивные действия царского правительства против сектантов-изуверов заставили последних массово бежать за границу. Первая страна, где они закрепились, была Румыния, а именно города Яссы и Галац, откуда их движение постепенно перешло в другие местности придунайских княжеств.
Переходя из селения в селение, портной Кузьма Лисин, крестьянин Подольского уезда Московской губернии, перебравшийся в Румынию, первоначально увлекся духоборчеством, потом молоканством, и наконец, сошедшись со скопцами Федором Мартыновым и Волошиновым, он в свои 33 года принял от них «царскую печать» (оскопление). С этого времени Лисин душою и телом предался скопчеству. «Ты будешь древом от земли до неба, — говорил Лисину тогдашний владыка скопцов Куприянов, — и на этом древе многие птицы будут гнезда вить».
Притом Лисин был зауряден и даже скучен как личность. Однако всегда мог отстоять свои убеждения. Как писали в доносах скопцы: «кричал больше всех и стучал при этом скрюченными своими пальцами, отчего был прозван “Беспалым”».
В Румынии под влиянием Кузьмы Лисина с 1872 г. началось движение в целях смягчения строгости и бесчеловечности скопческого лжеучения. Признав важное значение за оскоплением в борьбе с плотью вообще, румынские вожаки скопчества стали проповедовать о так называемом духовном оскоплении. В прямом противоречии с первоначальным учением основателя скопчества они утверждают, что нет нужды непременно принимать оскопление при самом вступлении в секту, что можно принять его, по усмотрению, и после, даже пред смертью, что можно, следовательно, быть членом скопческой секты без физического оскопления и только оскопив себя духовно, т. е. не допуская себя до осуществления плотских пожеланий. Это учение назвали новоскопчеством.
Новоскопцы решили завоевать умы народов Российской империи, которые вообще-то «не могли идтить» на «царскую печать», однако не прочь были и воздержаться ради духовного пробуждения в себе Христа.
В РОССИЮ
Вслед за своими гонцами и посланниками не замедлил явиться в Российскую империю и сам Лисин в 1872-м. Первая его поездка в Россию была совершена немедленно по объявлении себя искупителем и имела своею целию разведать о настроении русских скопцов относительно появления Нового Искупителя. Вторая и третья были совершены несколько позднее и сопровождались полным торжеством Лисина. Первая местность, где Лисин был признан «Искупителем-батюшкой», был город Николаев. Здесь в доме скопца Давидова Лисин торжественно во время радения назвал Ивана Ковалева, своего спутника, «Иоанном Богословом», а себя — «Искупителем». Один за другим пред ними «пали» другие селения: Лисин везде был признан Искупителем.
И тогда воодушевленный Лисин отправился к Государю Императору на прием. Чтобы привести того к духовному оскоплению. Однако же по пути следования в Воронежской губернии его вместе с товарищами арестовали и отправили в Бирючинский острог. Судебное следствие продолжалось до 1876 года. Лисин был лишен всех прав состояния и сослан на каторжные работы сроком шесть лет.
В ЯКУТИИ
Дальнейшие злоключения Лисина описаны в публикациях историка религии Розалии Якушевой на основе сведений из фондов Нацархива РС(Я).
Еще с младых ногтей Кузьма имел скрюченные неподвижные пальцы на руках. В связи с этим Тобольская врачебная управа в 1877 году признала его негодным к каторжным работам и отправила в Восточную Сибирь «пешком и в оковах». Был определен в Якутскую область с включением в разряд дряхлых с содержанием в тюрьме без кандалов один год. Прибыв в Якутск и отсидев год в тюремном замке, «Искупитель» был причислен к Троицкому скопческому селению. К его счастью, там же оказался и его «Иоанн» Ковалев.
Эта пара принялась за старое — играть роли Искупителя и Богослова. Об этом известно из жалоб скопца Василия Беспрозванного.
В одной из первых жалоб, написанной в 1885 г., тот обвинял Лисина и Ковалева в том, что они «играют роль второго пришествия», ведут себя безобразно, воруют, «совершают насильство», отсюда происходят постоянные скандалы. Мол, Лисин вносил смуту не только среди односельчан, но и в общество скопцов Петропавловского селения, расположенного на противоположной стороне реки Алдан.
На обоих был наложен надзор. Писал кляузы на них и скопец Петропавловского селения Елисей Мытин.
В 1891 г. В. Беспрозванный обратился к Преосвященному владыке епископу Якутскому и Вилюйскому Мелетию с просьбой «защитить страну сию от страшного лжебога, истинного для здешнего края православных христиан, особенно молодого поколения». Из жалобы известно, что Лисин разослал посланников по России и Сибири уверить народ о его статусе в Якутии как «живого бога».
Священник Усть-Майской Матвеевской церкви Василий Мальцев выяснил, что скопцы Петропавловского и Троицкого селений разделились на две партии: число признавших Лисина за искупителя составило 66 человек, 69 скопцов его таковым не признали.
После смерти Ивана Ковалева Беспрозванный подал прошение принять меры в отношении Лисина. Мол, свершено кощунство: Кузьма захоронил товарища под именем Иоанна Богослова.
Было открыто следствие, в ходе которого произвели вскрытие захоронения Ковалева в присутствии священника Мальцева. Слова Беспрозванного подтвердились, надпись с гроба была удалена.
Следствие также было проведено и по отношению к Безпрозванному. Односельчане отозвались о нем, как о склочном человеке, намеренно стравливавшем людей друг с другом.
Одним из последних сведений о «Живом Боге» является факт о том, что в 1904 г. Кузьма Лисин подал в Якутское областное правление прошение о причислении его к крестьянам Троицкого селения. Чиновники не стали возражать, и Лисину было выдано свидетельство о предоставлении права на причисление к крестьянам Троицкого селения.
Далее следы Лисина теряются. Вероятно, с подписанием государем указа о веротерпимости от 1905 года и разрешением на свободу передвижения и проживания религиозных ссыльных «Живой Бог» выехал за пределы Якутской области.
Владимир ПОПОВ
P. S. Казалось бы, истории этой изуверской секты в Якутии давно наступил конец. Но вот что удалось разузнать во время многочисленных прогулок по Мархе и общения с местными. Ряд лет два школьника одной из Мархинских школ участвовали в рамках конкурса «Шаг в будущее» с докладами по истории скопцов. Их труд из года в год становился полноценным исследованием. Но внезапно тема была ими заброшена. А именно потому, что они подверглись навязчивому обращению (читай — преследованию) группы незнакомцев, которые представлялись как эмиссары законспирированной местной общины скопцов, сохранившихся в Якутске, и предлагали встретиться для обсуждения духовных вопросов. Те школьники (ныне совершеннолетние) категорически отказывались от общения.