Нелегал
Эта трагичная история гражданина Северной Кореи Пак Пок Сама, 20 лет прятавшегося в Якутии, достойна экранизации. В 2002 году гражданин Пак бежал из КНДР и оказался в далеком северном крае — в Якутии. Без друзей, без родственников, без документов и без знания русского языка. Настоящий нелегал, умудрившийся прожить незаметным 20 лет. Сегодня Пак, которому уже исполнилось 57 лет, находится на длительном лечении в одной из больниц Якутска. После выздоровления над ним повисла опасность — депортация в КНДР, где его, как изменника родины, ждут лагеря или смертный приговор.
***
Пак Пок Сам родился 9 декабря 1967 года в провинции Пхенан-Намдо, уезде Сукчхон Северной Кореи. В 1983 году он окончил среднюю школу и в 16-летнем возрасте был призван в армию, где прослужил девять лет в звании старшего сержанта. После окончания воинской службы Пак вернулся в родную провинцию, где женился на медсестре, а вскоре у молодой пары родилась дочь.
В ноябре 2001 года Пак вместе с группой соотечественников прибыл в Тынду на лесопромышленный комбинат, который сроком на 50 лет арендовала Корейская Народная Демократическая Республика. У всех прибывших сразу отбирались паспорта, а условия труда были крайне тяжелыми. Здесь Пак проработал шесть месяцев, но не выдержал. Зарплата не выплачивалась, еда была скудной, а возвращаться на родину совсем не хотелось, поэтому мужчина решился на побег.
В апреле 2002 года на такси он приехал в Якутск. В далекий северный край, где он никого не знал и где его никто не ждал. Так он прожил в Якутии больше 20 лет, зарабатывая штукатурными работами на местных стройках и ремонтом квартир. Он научился говорить по-русски, изъясняется сносно, но письмом не овладел.
Пак был молод и здоров, поэтому обходил государство стороной, не пытаясь легализоваться. Платят за работу — и ладно. Но в январе этого года здоровье уже 57-летнего Пака серьезно подорвалось. Из-за сахарного диабета у него начали отказывать почки. В тяжелейшем состоянии мужчина был госпитализирован и уже пятый месяц находится в медучреждении.
«РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ ОН ОТКАЗАЛСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА РОДИНУ»
В Якутском городском суде было принято решение о выдворении Пака в КНДР, но впоследствии Верховный суд республики отменил это решение. Помог ему избежать страшной депортации на родину адвокат Геннадий Басыгысов.
Геннадий БАСЫГЫСОВ, адвокат:
— С 2016 года я курирую корейцев как представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации. Пак обратился ко мне в январе этого года, и буквально на днях нам удалось получить для него временное убежище на один год.
— А какой статус ему сейчас предоставлен?
— Сейчас он находится в статусе временного беженца на территории Российской Федерации.
— Но временное убежище предоставляется на короткий срок. А дальше как?
— Будет продлевать.
— Где все эти годы проживал Пак?
— Скажу так, что ему помогали с жильем добрые люди. Он помогал по хозяйству, ему выплачивалась зарплата.
— В КНДР у него осталась семья?
— Да, жена и дочь. Он не может вернуться на родину, потому как его побег считается государственной изменой. Чтобы не навлечь беду на своих родных, Пак пожелал остаться в России. Наше гуманное государство предоставило ему временное убежище, потому что посчитало, что на родине ему и его родным угрожает опасность.
— Ему грозил расстрел?
— Скорее, трудовой лагерь, чем расстрел.
— А были еще похожие случаи с гражданами КНДР в Якутии?
— Таких случаев было 15.
— 15?! И как сложились судьбы этих людей?
— Пятеро человек проживают здесь, женились, их дети обучались в Саха-корейской школе. Некоторые уехали жить в Южную Корею.
— А как Пак проходит лечение? Для иностранцев это ведь не бесплатно.
— Я направил запрос на имя руководителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования РС(Я) с просьбой заключить договор ОМС из гуманных соображений, но ему было отказано. Врачи часто просят его внести оплату за лечение, но денег у северокорейца сейчас нет.
***
СУРОВЫЕ ЗАКОНЫ КНДР
Граждане КНДР не имеют права свободно покинуть свою страну. В Северной Корее наказание перебежчиков осуществляется на основе Уголовного кодекса, Административного кодекса и на так называемом «кодексе народной безопасности и правоохранения».
В Уголовном кодексе КНДР наказания для перебежчиков предусматриваются в двух статьях: «Нелегальное пересечение границы» (статья 221) и «Предательство родины» (статья 63). В зависимости от обстоятельств нелегальное пересечение границы может привести к наказанию в виде принудительных работ до одного года в трудовом лагере или до пяти лет в исправительных трудовых колониях (статья 221).
То, что властями КНДР рассматривается как предательство, в частности побег в другие страны, может привести к наказанию в виде лишения свободы на срок до пяти лет в исправительных трудовых колониях. В случаях, оцениваемых режимом как более серьезные, — к неограниченному по сроку пребыванию в колониях либо к смертной казни и конфискации всего имущества (статья 63).
ИСТОРИЯ О ЧХОН СОНА...
В 2018 году на весь мир прогремела история военнослужащего КНДР О Чхон Сона, сбежавшего во время службы в соседнее государство — в Южную Корею. 13 ноября 2017 года военнослужащий КНДР О Чхон Сон совершил побег в Южную Корею, перейдя границу прямо в местечке Пханмунчжом, где проходят регулярные контакты двух Корей. Он сначала подъехал к границе на машине, а затем бросил ее и побежал. За ним погнались его сослуживцы — пограничники КНДР, открыв огонь на поражение. О получил ранение и пролежал несколько часов на южнокорейской стороне, после чего его уже под покровом темноты смогли вытащить южнокорейские солдаты. После многочасовых усилий врачи Юга смогли спасти ему жизнь. Файл с записью основных моментов побега О Чхон Сона затем распространили журналистам власти Южной Кореи, скомпилировав данные с камер наблюдения в районе демилитаризованной зоны.
Но адаптация О Чхон Сона после тоталитарной Северной Кореи в новом обществе проходила очень болезненно. Бывший северокорейский солдат жаловался местным журналистам, что не смог найти хорошую работу и пытался подрабатывать на стройках.
...И ЧО СОН ГИЛЯ
В том же 2018 году произошел побег северокорейского дипломата уровня посла в Южную Корею. Исполняющий обязанности посла Северной Кореи в Италии Чо Сон Гиль в сентябре 2018 года получил уведомление, что в ноябре срок его командировки завершается и он должен вернуться в КНДР. Но дипломат после жаркой Италии не захотел возвращаться на историческую родину и вместе с супругой тайно уехал в Южную Корею, где до сих пор находится под защитой местных властей.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА
Иллюстрация Андрея АРХИПОВА, созданная с помощью Яндекс-Шедеврум