Шаман Адо: "Сложные времена предстоят. Нужно объединятся"
Вот уже несколько недель в Якутии гостит Андрей ДОГОНЧИН — на сегодня он единственный действующий эвенкийский шаман в Бурятии. Его самоназвание — Адо. Прибыл по приглашению своих коллег по цеху. Небольшого роста, с тихим голосом, мягкими манерами, но, когда камлает, энергии в нем хоть убавляй, и сила духа чувствуется немалая. Занимается целительством. Странствует. «ЯВ» пришел посмотреть его большой обряд.
А В ГРОБУ ТОЛЬКО УНТЫ ЛЕЖАТ
— Я родился в стойбище, в таежном роду Чальтигир, все мы потомственные оленеводы. Мама была ветеринаром, отец — охотником и пастухом. Всё детство провел в кочевье. А потом забрали в интернат. До ближайшего села — двести километров. Затем на самолете — до районного центра Багдарин, что переводится как «белая гора».
— Русский язык освоил только во втором классе, и все равно для нас это была чуждая цивилизация. Постоянно хотелось домой, в тайгу. Убегали часто, но отлавливали, возвращали. Дразнили нас орочонами. Это старинное тунгусское племя. Оленные люди. А теперь все в грудь стучат: мы — орочоны.
— Это единственный в Бурятии эвенкийский район. Баунтовским его назвали по одноименному озеру Баунт. В 1925 году это был Баунтовский аймак БурятМонгольской АССР, а в 1977 году переименован в Баунтовский эвенкийский район. Кстати, приравнен к районам Крайнего Севера. Большая часть района расположена в пределах Витимского плоскогорья.
— В Бурятии много шаманов. Этому искусству можно даже обучиться, пройдя все ступени. Но у эвенкийских шаманов нет школ. Это природный дар. Как всё началось? Я пас оленей, стояла поздняя осень. Смотрю, все мои олени в одну сторону смотрят, ну и я повернулся, конечно. Прямо ко мне шел крупный белый олень. Чисто белый. Сначала была мысль стрельнуть, отпугнуть, чтобы домашних не увел. Но передумал. Говорю ему: уходи с миром. Он ушел. Да только с этого момента открылся мне мир духов.
— Наследственность со счетов скидывать никак нельзя, конечно. Бабушка моя силой владела, была долгожителем, уже никто и не помнил, сколько ей на самом деле лет, но точно больше ста. Она завещала проводить ее в висячем захоронении, как в старину это делали, но почему-то этому не придали значения и устроили современное погребение. На годовщину приезжаем, а ее в гробу нет. Всё аккуратно раскопано, а в гробу только унты ее лежат. Помню, разговаривали старики, что она медведицею оборотилась. — Когда я в школе работал, у нас проводилась большая экспедиция по стойбищам эвенков. А я дороги хорошо знаю, иду впереди. Лето, а мне вдруг всё обернулось осенью, когда птицы улетают. И вдруг навстречу мне вылетает стая белых лебедей. Вот тут-то я без сознания упал. Экспедиционеры говорят, что полчаса меня всего посиневшего откачивали, едва в сознание привели. Вот в этом состоянии я и встретился с предками, которые заставили меня вернуться назад. Сказали, что я здесь нужен.
— Однажды приходит к нам мамина подружка и говорит: посмотри меня. Я не понял: чего смотреть-то? Но подошел. И вдруг тревога откуда-то взялась, говорю ей, пусть муж ваш не едет никуда. А он, оказывается, в город собирался, чего я даже и не знал. После обеда во второй раз прибегает, плачет, муж только от Багдарина отъехал и перед мостом на машине перевернулся, не послушался меня.
— Видений становилось всё больше. Началась шаманская болезнь, о которой в советское время не принято было распространяться, ведь в таком случае только психушка и светила. Я в тайгу уехал, вот там настоящие чудеса начались. Пришло осознание: хочешь не хочешь, а дар принять надо. Поехал в Улан-Удэ, но от посвящения у бурятских шаманов отказался. И как только это произошло, открылась мне дорога к эвенкийскому шаману — на той стороне моего перевала. 90 лет старику. Гостей не привечает. А меня как родного встретил. Ждал, говорит. Погостил у него. К посвящению подготовились. Вдвоем камлали, вокруг ни души, это было самое счастливое время!
— Старик благословил меня в самостоятельный путь. Тяжелые испытания настали. Родственники отвернулись. Любимая моя супруга погибла в аварии. Одиночество — наш спутник. Я поехал по Забайкалью, в Читу, в Чебоксары, потом в Монголию. И даже до Москвы добрался. Так и живу, пилигримом. — Деньги? На мой взгляд, за ними шарлатаны бегают. У шамана другая миссия — людям помогать. Небольшое вознаграждение я принимаю — на пищу, проживание, проезды. В старину тоже так было — едой брали, а если странствующий, то на проезд от села к селу да на ночлег. — У меня сильные духи. В Якутии я впервые. И здесь ученики появились. У вас огромный потенциал. А вот проводников мало.
ОБРЯД
В пятницу, на Благовещение, стояли прекрасные погоды. Шаман Адо со коллеги провел большой обряд на Зеленом лугу, где призывал духов помогать смертным в делах наших скорбных. Дрова в большой костер аккуратно составили во много «этажей», между которыми расположили дары, принесенные участниками обряда: лепешки с маслом, рыбу, мясо, словом, всё, что и мы вкушать любим. Сам обряд заключался в камлании, обходе всех присутствующих, а также их транспортных средств с бубнами, в трансе Адо, который упал бездыханным, а коллеги его в чувство привели, но поволноваться это событие всех заставило.
Говорил Адо с духами на эвенкийском, и с точки зрения этнографии зрелище было интересным и привлекательным, а если рассматривать его как сакральное действо, то и, по словам его участников, весьма эффективным. Мы попросили Адо прокомментировать суть обряда, и вот как он его объяснил:
— В огне мы передаем угощение духам предков и природы, через которых и общаемся со всеми мирами. Костер в виде юрты в несколько рядов уложен, и угощение — по количеству всех миров, например, речной рыбы по девять штук. Это вы не видите астральный мир, а я с ними общаюсь со всеми, прошу помощи, благословения всем нам, чтобы в мире все жили, в согласии, в благополучии. В трансе я могу пребывать до восьми часов кряду в зависимости от сложности проводимого обряда. Это бывает очень опасным занятием: сердце встает, и можно обратно и не вернуться. Хоть со смертью я близко знаком, но пока не тороплюсь к предкам. Что духи говорят? Объединяться людям нужно, сложные времена предстоят. Так что пожелание одно: будьте терпимее, добрее друг к другу, живите дружно — вне зависимости от национальности и верования. И веру не теряйте.
Вероника САФЬЯННИКОВА.
Фото Майи МАКСИМОВОЙ.