Арангас
Вынужденно обратился к теме, увидев в интернете вроде бы научные статьи, где говорится, что якутское слово «араҥас» означает «желтый», а Араҥас Сулус (созвездие Большой медведицы) переводится как «Желтая звезда». Но ведь «желтый» — это араҕас...
ПАМЯТНИКИ
Ритуалы захоронения покойников у народов Якутии были довольно разнообразные. Не только именно погребения, но и кремация, также частичная кремация с погребением, наземные захоронения чардаат (от чарт «доски» + -т (аффикс множественности)). В древности, до христианизации, якуты делали воздушные захоронения на высоком помосте-араҥас, находящемся на одном, двух или до восьми столбах. Когда араҥас обрушится, останки погребали в землю. На одном столбе хоронили младенца. На двух столбах, часто срубленных прямо из растущих рядом лиственниц, имеющих корни, часто хоронили эвенки. До середины 80-х по речке Чукул и на других притоках реки Кэнгкэмэ кое-где стояли такие.
АРАНГАС ОЙУУНА
На семи-восьми врытых столбах ставили араҥас знаменитых якутских ойуунов. Считали в старину, что такое сооружение триста лет послужит потомкам покровителем и оберегом. Однако лишь в том случае, если те будут следить за могилой. Когда за век помост обветшает и свалится, то потомки должны были поставить рядом новый лабаз и поместить останки предка в новое холбо. Занимались этим девять невинных юношей, а в жертву должен был быть принесен черный конь с белой мордой. Контролировал этот процесс другой нанятый ойуун, знаток ритуалов.
Гробом служила выдолбленная колода-холбо из лиственничного ствола. Лиственница в наших краях обладает высокой прочностью и стойкостью к влаге.
Если хоронили шамана, арангасное захоронение украшали воткнутыми вокруг жердями с изображениями животных-тотемов на верхних торцах. Поскольку считалось, что такое сооружение простоит сто лет, то есть потомкам ойууна, которым следовало триста лет заботиться о могиле, приходилось восстанавливать его три раза. Лишь после третьего разрушения захоронения останки предавали земле, поскольку считали, что три составляющие души — земная (буор-кут), небесная (салгын-кут) и материнская (ийэ-кут) — стали свободны.
Были и другие воззрения. О том, что ойуун вернется в род через семь поколений — в виде реинкарнации. Часто сооружали рядом и куочай кэрэх мас — жертвенное дерево. Либо на могиле уже погребенного ойууна вырастало необычное дерево с множеством ветвей — арык мас. В нем и содержалась душа-кут старинного ойууна. Как уже писали ранее в других публикациях, любая женщина рода, у которой были проблемы с зачатием, могла прийти и попросить у этого дерева душу-кут ребенка.
У сильного ойууна было девять перерождений подобного рода. И только после этого его кут улетал окончательно в Дьабын (можно сказать, в нирвану или пустоту).
Однако мы коснемся другой темы. Почему шаманские араҥас располагались на семи или восьми столбах?
ТЭППЭЭК ОЙУУН, КАМЛАЮЩИЙ НА АРАНГАС О СЕМИ СТОЛБАХ
В сборнике фольклора «Предания, легенды и мифы саха» (1995) есть историческое предание (или скорее гротескная басня, даже сказка) о богаче Чоочо (дяде народного героя-мстителя якутов Василия Манчаары). Чоочо-баай в этом произведении устного народного творчества решил стать «якутским царем». Для этого он приказал зарезать 14 кобыл, 14 коров и устроить большой ыhыах. По замыслу богача его брат должен был камлать в течение семи ночей на разных полянах, а на последнем аласе он должен был исполнить заключительное камлание из семи ночей. При восходе солнца великий шаман Тэппээк-ойуун (в миру Михаил Слепцов), имевший огромный бубен с двенадцатью рогами, должен был отдать душу девочки-жертвы деве-богине Кыыс таҥара. Во-втором варианте предания самого ойууна намеревались там же закопать в свежей яме и поставить крест. Между камланиями шаман отдыхал и спал на лавке орон из семи (!) очищенных лиственниц.
Любопытно, что в другом варианте легенды вместо седалища из семи очищенных лиственниц в качестве места камлания выступает араҥас на семи березовых столбах. Притом это не место его погребения после заклания, поскольку для парня-ойууна приготовили отдельную яму и намогильный крест.
А все-таки, что за настил из семи лиственничных жердей и араҥас на семи березовых столбах?
СОЗВЕЗДИЕ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ
В якутской традиционной шаманской космогонии и космологии есть множество названий различным небесным созвездиям. Мы ранее обращались к этой теме подробнее. Потому сейчас осветим лишь вкратце.
Среди этих созвездий минимум три названия, связанные с араҥас. Саамай араҥаhын cулуha «Звезды воздушного погребения самоеда» — пояс Кассиопеи. Есть еще Тоҥус араҥаhын cулуha «Звезды воздушного погребения тунгуса» — это созвездие Малой Медведицы.
Араҥас Сулус «Звезды воздушного погребения» — это созвездие Большой Медведицы.
Большая Медведица Араҥас Сулус (Звезды Воздушного Погребения), пожалуй, самое заметное из созвездий на всем ночном небе.
В якутской и тунгусской мифологических картинах мира существует множество легенд и преданий об этих звездах.
В том числе об охотнике, преследующем Небесного Оленя/Лося. Или о том, что по звездам Араҥас Сулус ступал шаман, взлетевший на небесные слои-араҥа, — вспомним ойууна Тэппээк с его семистолбовым помостом.
Бывают араҥасы на семи столбах — это, конечно же, семь звезд Большого Ковша (созвездие Большой Медведицы), известного у якутов как Араҥас Сулус (Созвездие Воздушного Погребения).
А араҥас на восьми столбах — это, конечно, связь с древними мифологическими восьминогими созданиями: Восьминогий Олень, Восьминогий Лось, Восьминогий Крепыш Адьарай (несомненна связь с Великим Господином Западного Неба Улуу Тойоном, а также с древнеперсидским аждарга ‘дракон’) и пр.
ОТДАЛЁННАЯ СВЯЗЬ С КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИЕЙ
Удивительно отмечать, насколько далекие традиционные культуры могут взаимно влиять друг на друга, когда языковые и культурные предки жили рядом, а после отдаления связь и влияние не прерывались — опосредованно через другие народы. Вот взять китайскую и якутскую культуры. Что может быть общего? Тысяча лет изоляции друг от друга. Хотя древнеуйгурские и монгольские предки якутов вступали в отношения с Древним Китаем. Далее влияние шло через тунгусо-маньчжурские народы. В конце концов, Маньчжурия почти рядом. Река Черного Дракона Амур/Хэйлунцзян по одну сторону Станового хребта, по другую еще один дракон — река Лена. Западные буряты считают духом реки Лены также известного якутам Адьарай-беге — генионим этот восходит к персидскому аждарга ‘дракон’. Да и в названии Өлүөнэ чуть ли не угадывается лун «дракон».
Так вот. В старинном Китае принято было заколачивать гроб семью медными гвоздями. Что означают семь медных гвоздей? Ну, конечно, 北斗 Бэй-доу «Северный Ковш», т. е. созвездие Большой Медведицы, владычествующей над судьбами и смертью людей.
И ведь якуты тоже считали Араҥас Сулус связанным с тайнами Загробной жизни. Семь столбов — аналогия семи гвоздям.
Как объяснить восемь столбов, тоже встречающееся количество опор на якутских воздушных погребениях? Ханьцы считали, что кроме семи известных звезд Бэйдоу есть еще восьмая, невидимая обыкновенным людям.
Возвращаясь к Тэппээк-ойуун. Орнамент «елочкой» таҥалай ойуу — древний якутский вид орнамента, символизирующий лестницу в небеса, божественную тропу к Верховным божествам, благословение на правильный путь.
Вообще, таҥалай — «нёбо», таҥалай былыт — «перистые облака».
В шаманской культуре движения хамнаа есть способ шагов таҥалай хаамыы. Там начинают идти зигзагами, переставляя ступни по схеме, напоминающей конфигурацию Араҥас Сулус. Затем эти переставления ног переходят в битии (частотное топотание пятками, вызывающее вибрации по всему телу). Схема движения раскручивается по спирали против хода часовой стрелки (а значит, навстречу солнцу) по все большему кругу. Все это символизирует восхождение ойууна в обители Верхнего Мира.
Далее схема камлания обратная: спираль по часовой стрелке сужается, и в конце переступают по семи звездам Большой Медведицы зигзагообразно.
Эта схема перемещения ойууна очень уж напоминает 禹步 Юйбу — шаг Юя или Юев шаг, описанный даосом Гэ Хун в его сочинении «Баопуцзы» как способ общения с духами.
По другой версии якутских шаманов, созвездие Большой Медведицы — врата в Нижний мир. Согласно компасному картушу ойуунов, составленному фольклористом Сэhэн Боло, на севере-северо-западе — путь в Царство мертвых. На севере — 99 родов Львиноликого Арсан Дуолая. По направлению на север-северо-восток живут Северные старухи, среди них бабушка Дөйдүйүкээн-эмээхсин со своими сыновьями — 39 поварами (по другой версии, горшечниками), возбудителями тяжелых (практически неизлечимых) заболеваний.
Далее на северо-восток — обитель покровителя крупного рогатого скота Ынахсыт тойон и его семьи, описанная выше. На карте на месте их обители схематично дана прорисовка созвездия Большой Медведицы, называемой у якутов Созвездие Воздушного Погребения Арангас сулус. Крупный рогатый скот (в отличие от конного скота) древние якуты считали более близким к Нижнему миру. По крайней мере, граничащим с этими демоническими пространствами.
ЭТИМОЛОГИЯ
Считается учеными, что способ захоронения араҥас якуты заимствовали у монголов, ведь у них аранга — «помост». Можно принять и версии, что название араҥас происходит от якутского араҥа «слой, пласт (бересты)» или от глагола араҥаччылаа «ограждать; укрывать; защищать; соблюдать». В своем мифологическом сознании саха представляли небо как слои бересты. Вспомним редкое значение слова суба «звездное небо», общеупотребительное значение «тонкая пленка бересты».
В древности автохтоны Якутии хоронили своих покойников обернутыми в бересту.
Так откуда появилась эта традиция воздушных погребений у якутов? Вероятно, раннесредневековые тюрко-монголоязычные алагшины, участвовавшие в этногенезе якутов и жившие в таёжной зоне Амура так же, как и тунгусы, практиковали воздушные захоронения.
Владимир ПОПОВ