Главная » 2023 » Май » 28 » Бойцам СВО дадут возможность выбрать Ил Дархана

Бойцам СВО дадут возможность выбрать Ил Дархана

Через две недели в Якутии официально стартует большой политический сезон 2023 года. 10 сентября в Единый день голосования состоятся выборы главы республики, депутатов Ил Тумэна, Якутской городской Думы и других органов местного самоуправления.

Председатель Центральной избирательной комиссии рассказал корреспонденту «ЯВ» о том, как международные санкции могут помешать отдельным россиянам участвовать в выборах, будет ли право голосования у бойцов СВО и выехавших в Казахстан якутян, отслеживает ли ЦИК иноагентов, а также как стоит относиться к тому, что ожидаемое выдвижение Айсена Николаева до сих пор не произошло.

8 июня Ил Тумэн планирует объявить о назначении выборов главы Якутии и депутатов Ил Тумэна. На следующий день это решение опубликуют, еще через неделю стартует масштабная муниципальная избирательная кампания. По словам председателя Центризбиркома республики Евгения Федорова, сентябрьские выборы пройдут по действующему законодательству без каких-либо сносок на международные санкции и специальную военную операцию. «Никаких изменений на территории нашей республики нет. Мы работаем в рамках действующего законодательства», — заявил председатель ЦИК.

Внимательно выслушав, корреспондент «ЯВ» все же заострил вопрос на международных санкциях. По закону лица, владеющие акциями зарубежных компаний и всем тем, что на сухом юридическом языке называется «иностранными финансовыми инструментами», в России не могут быть выдвинутыми на выборы. Но сейчас избавиться от этих самых «инструментов», к которым, к примеру, относятся даже акции Яндекса, в силу международных ограничений нередко бывает весьма проблематично. Значит ли это, что россияне с мертвым грузом заграничных акций не смогут стать кандидатами?

Евгений ФЕДОРОВ, председатель Центризбиркома РС(Я):

— В 2021 году федеральным законодательством были наложены ограничения на право быть кандидатами на выборах на лица, владеющие иностранными финансовыми инструментами. Затем все региональные законодательства были приведены в соответствие. Поэтому, если у человека есть иностранные акции или вклады, он не может стать зарегистрированным кандидатом. Есть отдельные факты, что такие граждане сейчас в силу международных санкций не могут избавиться от каких-то акций. Мне известен один такой факт в республике. Этот человек обратился в прокуратуру за разъяснениями. Мы сейчас разбираемся. Но, скорее всего, запрет быть выдвинутым кандидатом останется, поскольку закон обратной силы не имеет. У нас много людей без иностранных финансовых инструментов, имеющих пассивное право быть избранными. Будем выбирать из них.

— Евгений Николаевич, также запрет избираться наложен на лиц, признанных иностранными агентами или состоящих в организациях, считающихся у нас экстремистскими. Сколько таких граждан сегодня находится на территории республики?

— В этом направлении мы очень тесно работаем с Управлением Минюста по республике. На сегодняшний день на территории Якутии нет граждан, признанных иноагентами, а также участников экстремистских организаций. Кто-то уехал за границу, кто-то, возможно, просто не высовывается. Но ведь всё находится в динамике, и по каждому выдвинутому на выборы физическому лицу мы однозначно будем проводить проверку. Допускаю, что кто-нибудь да появится. Но пока, повторю, у нас таких сведений нет.

— С началом СВО и особенно после объявления частичной мобилизации определенное количество якутян выехало за границу, преимущественно в Казахстан. Они смогут голосовать на сентябрьских выборах?

— Такая возможность у них была бы при проведении дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Но на этих выборах ДЭГ в республике не будет. Соответственно, у тех, кто находится в Алматы, Ереване или даже в Москве или Иркутске, не будет возможности голосования на выборах в Якутии. На выборах федерального уровня открываются участки в российских зарубежных посольствах и представительствах, но на региональных такого нет: можно голосовать только в пределах республики путем личной явки на избирательный участок.

— А что делать людям, которые живут в Якутии, но прописаны в другом районе или поселении?

— Только в Якутске проживает несколько десятков тысяч человек с регистрацией в районах. Они могут написать заявление и выбрать для голосования избирательный участок по собственному усмотрению, где им будет удобнее. Мы обязаны открепить такого человека, к примеру, из Ленска или Среднеколымска, и прикрепить к новому участку. Но такие граждане в сентябре смогут голосовать только за главу Якутии и партийные списки Ил Тумэна — нельзя голосовать за одномандатника, к примеру, в своем родном Ленске, ну и, соответственно, на муниципальных выборах.

— Евгений Николаевич, после всего сказанного вопрос не совсем уместен, и все-таки: есть ли вероятность, что на фоне СВО сентябрьские выборы будут отменены?

— Нет. Более того, в сентябре выборы пройдут даже на новых территориях. Там будет несколько изменен механизм назначения выборов — по представлению президента. Но выборы состоятся, хотя вы понимаете, что ситуация на новых территориях куда более напряженная, чем, к примеру, в Якутии. Более того, на прошлой неделе на федеральном уровне принято решение о том, что в зоне СВО будут создаваться экстерриториальные избирательные участки, которые дадут возможность желающим принять участие в голосовании на субъектовых выборах при формировании органов государственной власти. Уверен, что мы дадим возможность нашим ребятам, которые находятся там, голосовать на выборах Ил Дархана и за партийные списки Ил Тумэна.

— Насколько, по вашему мнению, эти выборы будут конкурентными?

— Традиционно у нас в республике выборы проходят очень конкурентно. Сегодня одна из партий проводит свое мероприятие по выборам кандидатов с привлечением огромного количества избирателей. На 24 мая зарегистрировано 110 тысяч человек — это каждый шестой избиратель в республике. Другие партии также нацелены на результат. Мы работаем со всеми и знаем, что и непарламентские партии очень серьезно готовятся к осенним выборам.

— Почему дистанционное электронное голосование не будет использовано в Якутии в сентябре и возможно ли его применение на президентских выборах 2024 года?

— Я не думаю, что по всей стране на президентских выборах будет использоваться ДЭГ. Там очень много компонентов, лишь при соблюдении всех Москва дает разрешение на дистанционное голосование. В сентябре на Дальнем Востоке ни один из регионов не решился применять ДЭГ. Мы все же знаем: один «инновационный» столб упал — и интернета нет... В Арктике хотят принять участие в праймериз, а интернет не тянет. Сначала нужно ликвидировать цифровое неравенство, а потом уже говорить об электронном голосовании. Введя его сейчас, мы признаем, что нерюнгринцы лучше, к примеру, булунцев или колымчан, поэтому у них дополнительные инструменты для голосования, а это неправильно. Поэтому мы пока воздерживаемся от ДЭГ, и Москва наши доводы признала. Замечу, что при использовании ДЭГ сохраняется возможность голосования на избирательных участках — это уже кому как удобнее.

— Евгений Николаевич, вопрос, конечно, не по адресу, но... Вы, как руководитель Центризбиркома и человек, долгое время работавший с Айсеном Николаевым, наверняка владеете некоторой инсайдерской информацией. Ожидаемое выдвижение Николаева всё затягивается, что порождает различные слухи. Можете объяснить, что происходит?

— Точно ничего страшного не происходит. Мы не можем влиять на желание того или иного гражданина выдвинуться на выборы и комментировать, почему он этого не делает или пока не сделал. Но если посмотреть аналитику, то в прошлом году кандидат на должность главы Бурятии встречался с президентом 30 мая. По данным «Коммерсанта», еще четыре губернатора, где в субъектах в сентябре пройдут выборы, не встречались с Владимиром Путиным, никакой трагедии я из этого не делаю. Время, как сказал, еще есть. Выборы Ил Дархана даже не назначены. Давайте немного подождем. Думаю, ситуация прояснится в ближайшие дни.

 Сергей СУМЧЕНКО.

Фото:https://yakutia.info

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb