"Дело Шамана": Габышева вновь упекли в "психушку"
2 февраля более шести часов длился суд над Александром Габышевым— Шаманом, на котором рассматривался иск Якутского психоневрологического диспансера о его принудительной госпитализации. Суд был выездной, при закрытых дверях, СМИ не были допущены к освещению процесса.Сторонники Шамана в эти дни жгли огонь и пекли оладьи, надеясь, что ритуалы помогут Шаману. Но не сработало. Заслушав мнения сторон, суд принял решение о принудительной госпитализации Александра Габышева. Во второй раз.
***
«ОН ВНОВЬ ОТКРЫЛ РОТ»
В своем ходатайстве о принудительном лечении ЯРПНД указал в качестве одного из ключевых факторов, по которому Шаман должен быть срочно госпитализирован, то, что он «вновь начал делать громкие заявления в средствах массовой информации». Этот, мягко говоря, странный довод всерьез рассматривался на процессе. Умные люди в виде прокурора и судьи взяли на вооружение эту формулировку врачей-психиатров, в итоге придя к выводу, что Шаман, как «активный диспансерный пациент» не может делать никаких заявлений в СМИ, а, значит, ему срочно нужно лечение.
Сторона защиты приобщила к материалам дела экспертизу независимого врача-психиатра, из которого следует, что Габышев не нуждается в госпитализации. Также адвокат ходатайствовала об отложении дела, чтобы вызвать специалиста из другого региона, но увы. Суд полностью отклонил ходатайства защитников Шамана.
По сведениям «ЯВ», на суд были приглашены свидетели со стороны Шамана. Это общественница Виктория Захарова, экс-депутат Госсобрания (Ил Тумэн) СулустаанаМыраан, его дальний родственник Валерий Габышев. Был также вызван на суд земляк Шамана, некий Василий. Мужчина пришел на предварительное заседание в первый день, а на сам суд уже не подошел, ссылаясь на занятость. То, что Александра вновь упекут в «психушку», было вполне ожидаемо. Адвокат Габышева Ольга Тимофеева намерена обжаловать решение суда в апелляционной инстанции. Ранее Габышев заявлял «ЯВ», что не боится ни смерти, ни психбольницы.
***
ЭКСТРЕННОЕ СООБЩЕНИЕ
Тем временем, пока судили Шамана, у общественницы и соратницы ГабышеваВиктории Постниковой появились проблемы с полицией и с органами опеки. В понедельник, 1 февраля, социальные сети взорвались от сообщения, что органы опеки отбирают у Виктории четверых приемных детей.
Виктория ПОСТНИКОВА, общественница:
— У меня восемь детей, четверо из которых приемные. Сегодня (в понедельник, 1 февраля.— Е.Ч.) мне позвонили из органов опеки и сказали, что им поступило экстренное сообщение из МВД, якобы я собираю несанкционированные митинги. В качестве доказательства у них был скриншот паблика «Дьиикэй» в инстаграме! И там от моего имени кто-то призывал к участию в несанкционированных митингах. Причем, была размещена давняя фотография. Разумеется, меня это шокировало!
— И какие действия последовали со стороны органов опеки?
— Меня предупредили, если во второй раз поступит подобное сообщение, то они вынуждены будут забрать детей. Но ни в каких митингах я не участвую! Тем более,в несанкционированных! В эти дни, 23 и 31 января, я была дома, занималась детьми, хозяйством. Мне некогда ходить на митинги. Вот уже трое суток возле нашего дома дежурят полицейские.
— Вы уверены, что это полиция?
— Уже как трое суток возле дома стоят неизвестные нам автомобили. Мы видим их через видеокамеру.
Во время нашего приезда у дома Постниковой действительно стояла полицейская машина. В ней находился участковый уполномоченный полиции, который, увы, не представился.
— К нам сегодня поступило сообщение, что Постникова призывает людей на несанкционированные митинги. Нам нужно ее опросить. Никуда ее увозить не собираемся! Вот ждем ее адвоката.
— Конечно, женщина боится выходить из дома, опасаясь, что вы руки скрутите и увезете в отдел.
— Никто ее не собирается увозить. Нам нужно ее опросить и все.
Дождавшись адвоката, Викторию опросили полицейские, возбудив на нее административное производство по статье «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Но соратница Шамана не согласилась с предъявленным ей обвинением.
***
«ОН ИЗ ТЕХ ПАЦИЕНТОВ, КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬ НЕДОБРОВОЛЬНО»
Задержание Шамана всколыхнуло не только Якутск, но и Москву. В поддержку Габышева было подписано открытое письмо деятелей культуры, а также было опубликовано развернутое интервью директора Независимой психиатрической ассоциации.
В своем интервью исполнительный директор ассоциации Любовь Виноградова заявила «МБХ медиа», что Габышев в принудительном лечении не нуждается. Приведем некоторые цитаты из публикации.
— Александр, безусловно, не представляет опасности ни для себя, ни для окружающих. Мы его видели, знакомы с его медицинскими документами, неоднократно общались с его адвокатами.
Его состояние никогда настолько не ухудшалось, чтобы это угрожало его здоровью. Он себя больным не считает, лечиться не хочет. В данном случае — это его право. Он из тех пациентов, которых нельзя лечить недобровольно. Мы тоже считаем, что у него есть некоторые особенности и он мог бы добровольно принимать лекарства, которые, возможно, сделали бы его жизнь легче. Но если он не хочет, это не должно быть принудительно.
— Что у него за болезнь?
— Назвать ее означало бы разгласить медицинскую тайну. Мы писали заключение по его психологическому и психиатрическому состоянию и давали подписку о неразглашении. Это было в рамках первого уголовного дела, которое против него возбуждали: тогда шаман прошел большой путь, его везде встречали и к нему присоединялись люди.
Сейчас ситуация другая, он просто [находится] дома и в очередной раз «напугал» всех, объявив, что хочет идти на Москву.
В прошлый раз, когда его привезли в стационар, он под давлением дал согласие на лечение — в таком случае уже действительно ничего нельзя сделать. Но если он [в этот раз] не дал согласия на лечение, они [психоневрологический диспансер] должны будут подать в суд, в результате которого можно будет больше понять о том, нуждается ли пациент в принудительном лечении.
— Чем опасна принудительная госпитализация?
— Прежде всего, это грубое нарушение прав человека, которое приравнивается к лишению свободы. Оно возможно только в связи с определенными, жестко прописанными обстоятельствами. Если их нет, то это нарушение прав человека, которое наверняка будет признано Европейским судом.
Также в поддержку Шамана высказались российские деятели культуры России.
Из открытого обращения:
— За шамана заступалась мэр Якутска Сардана Авксентьева, недавно ушедшая в отставку. Теперь за него заступиться некому. Неужели Путин боится шамана и считает, что его появление в Москве может ему реально навредить? Иначе почему «блаженного» (как его назвали бы в православии) Габышева всё время задерживают, расценивают его поход как «экстремистскую деятельность» и подвергают карательной психиатрии, печально известной по советским временам?
Обращаться к преследователям шамана бессмысленно, потому это письмо — обращение ко всем, кто мог бы помочь освобождению Габышева и привлечь внимание к возобновлению практики карательной психиатрии, которую мы считаем недопустимой.
Под открытым письмом подписались Светлана Алексиевич, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе; Александр Гаврилов, литературный деятель, телеведущий; Александр Гельман, драматург; Марина Давыдова, театральный критик, главный редактор журнала «Театр» и многие другие.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА, фото expert.ru