Главная » 2024 » Апрель » 26 » "Это было не месторождение, а гектар!"

"Это было не месторождение, а гектар!"

 

Недавно мы сообщали, что бывшего депутата Ил Тумэна, экс-директора Завода базальтовых материалов Егора Жиркова привлекли по статье «Незаконное предпринимательство».

ВЕРСИЯ СЛЕДСТВИЯ

По версии следствия, в 2014 году Егор Жирков, на тот момент он являлся директором ООО «Завод базальтовых материалов», узнал от своего подчиненного, главного геолога, что в Алданском районе на месторождении «Безымянное» складированы горные отвалы рудника «Эльконка» с диопсидсодержащими полезными ископаемыми, пригодными для производства минеральной ваты.

В 2015 году Жирков был уволен с должности директора завода базальтовых материалов, но идейный управленец не растерялся, а, наоборот, решил самостоятельно заняться добычей полезных ископаемых. В том же году он создал фирму ООО «Минеральное промышленное сырье», назначив в качестве учредителя и директора своего родственника, но фактически всем рулил сам Егор Петрович, контролируя деятельность и финансы.

Бывший депутат Ил Тумэна собрал коллектив, получил сроком на пять лет земельный участок, находящийся на территории самого месторождения, завез технику и начал бизнес. Все добытое сырье поставлялось в ООО «Завод базальтовых материалов», которое он же ранее возглавлял. Все бы ничего, но Жирков не имел лицензии на добычу ископаемых, в чем и обвинили его следственные органы. Ущерб от незаконной деятельности составил более 50 миллионов рублей.

 

ВЕРСИЯ ЖИРКОВА

Правда, у Егора Жиркова иная версия произошедших событий. Он категорично заявил, что ему скрывать нечего: «Месторождения не было, а был дальневосточный гектар!».

— Егор Петрович, чем вы сейчас занимаетесь? Работаете?

— Основное мое занятие в последние годы — это подготовка к судебным заседаниям. Последовательно веду защиту своих прав и свободы, отбиваюсь поочередно от посягательств на мои законные интересы. По двум связанным с текущим уголовным преследованием судебным делам (не уголовным) удалось отбиться. По иску от 18 ноября 2022 года замприродоохранного прокурора Шибиной А. В., которым хотели расторжения договора аренды гектарного участка, Верховный суд 13 марта 2023 года вынес определение об отмене незаконного решения Якутского городского суда от 16 декабря 2022 года. Плохое для меня решение судьи Алданского суда Михайловой Т. Е. от 15 мая 2023 года (о признании недействительным договора аренды гектарного участка) было отменено 2 ноября 2023 года Верховным судом, правильность которого подтверждена недавно, 2 февраля этого года, кассационной инстанцией во Владивостоке.

— Если говорить об уголовном деле, вы вину не признаете?

— Не признаю, нет с моей стороны виновности. Считаю, что следователь Васильев А. В. привлек меня, заведомо невиновного, к уголовной ответственности. О том, что следователь сам, нарушая запрет Уголовного кодекса РФ, незаконно привлек меня в качестве обвиняемого в уголовном деле, я написал жалобу в адрес прокурора республики. Получив формальную отписку, обратился в суд признать отписку незаконной. От суда первой инстанции получил отказ. Подал апелляционную жалобу в Верховный суд, который удовлетворил ее. Теперь должно состояться повторное рассмотрение в Якутском городском суде.

— То есть, как вы считаете, в отношении вас незаконно возбуждено уголовное дело?

— Публично заявляю, что предъявленное мне обвинение в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода в особо крупном размере (речь идет о 52 миллионах рублей. — Е. Ч.), является необоснованным и незаконным. Оцениваю дело надуманным и незаконным. Я со своей стороны подал жалобу в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, чтобы был рассмотрен вопрос о незаконности и необоснованности вынесенного следователем постановления о предъявленном обвинении. Рассмотрение моего заявления в Верховном суде в апелляционной инстанции назначено на 2 мая этого года.

— Егор Петрович, так что вы все-таки добывали? Следствие уверено, что занимались добычей полезных ископаемых. Так?

— Нет, не так. Я не занимался и не мог заниматься добычей полезных ископаемых на гектарном участке и нигде рядом. Во-первых, я не та личность, кто может нарушать закон. Во-вторых, там не было месторождения полезных ископаемых. Лишь при разработке конкретного месторождения осуществляется добыча полезного ископаемого с извлечением его из глубин недр земли. Нет месторождения — нет добычи, нечего лицензировать. В-третьих, в нашем 21 веке никто и никогда на предоставленном государством гектарном участке и в его обозримой окрестности не вел буровые работы, не проводил взрывные и вскрышные, добычные работы.

— Судя по вашим словам, это было не месторождение, а дальневосточный гектар? Тогда откуда вообще появилось месторождение «Безымянное»?

— В октябре 2016 года моя инициатива превратилась в первую в республике заявку на оформление дальневосточного гектара. Тогда закон требовал от уполномоченного на оформление этих гектаров госоргана делать проверку по 26 основаниям для отказа в заключении договора на безвозмездное пользование земельным или лесным участком. В октябре 2021 года, когда оформляли продолжение пользования гектарного участка на условиях аренды, все строгие требования и условия государства были сохранены. В том числе неукоснительно соблюдался запрет закона № 119 на предоставление гектарного участка там, где могло быть залегание в недрах месторождения полезных ископаемых. Таким образом, закон исключал возможность получения гражданами гектарного участка там, где месторождение. Однако такие прокуроры, как Шибина А. В., судьи, как Михайлова Т. Е., следователи, как Васильев А. В., не удосужились изучить закон о дальневосточных гектарах. В моем случае лицензия не требуется. Следователь предъявляет обвинение, указывая и ссылаясь на ФЗ «О недрах». Однако там черным по белому написаны статьи о лицензии на пользование недрами, но никак не лесным участком, не поверхностью земли. На гектарном участке ни я и никто поблизости ни в какие недра не проникал, ничего не извлекал из глубины. Более того, в соответствии с этим законом обязательным признаком лицензии, условием ее выдачи является наличие конкретного месторождения (которого нет) с указанием конкретных пространственных координат блока недр. Поскольку не имеется месторождения, значит, нечего лицензировать. Из этого следует, что Закон о недрах не является применимым к деятельности гектарщиков. Значит, обвинение следователя, исходящее из примеривания на меня Закона «О недрах», само является незаконным.

— Законодатель запрещает каким-либо методом использовать отходы, пока из них не будут извлечены полезные ископаемые или полезные компоненты, или не доказано, что их извлечь невозможно. Проводилась ли по этому поводу оценка?

— Вопрос некорректный. Нет в законе об отходах такого требования или порядка. Законодатель запрещает обращение без лицензии с отходами первого, второго, третьего, четвертого класса опасности. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлено, что для обращения (сбора, сортировки, переработки, перевозки) с отходами 5 класса опасности не требуется получение лицензии. На гектарном участке велась подготовка к разрешенной реакционной деятельности. Работы велись по сбору, сортировке (дроблению), вывозке отходов обогатительных фабрик ГОК «Алданслюда». Эти отходы в федеральном классификационном каталоге отходов имеют нулевой класс опасности. Из этого следует, что на гектарном участке велась законная и разрешенная деятельность, непохожая на добычу.

— По версии следствия, между ООО «Минеральное промышленное сырье» и ООО «Завод базальтовых материалов» заключались договоры на поставку сырья.

— Я не заключал, не подписывал ни с кем договоров поставки сырья. Были договоры между двумя самостоятельными и независимыми юрлицами — ООО «Завод базальтовых материалов» и ООО «Минеральное промышленное сырье». В постановлении следователя указан период «с 2015 г. по 2020 годы». В это время я никакого отношения к ООО «Завод базальтовых материалов», к дочерней компании АО «РИК», не имел. В отношении второго юрлица — ни одного распоряжения, ни одного приказа этого предприятия не издавал, не подписывал ни один договор по сырью между ними.

— А правда ли, что директор ООО «Минеральное промышленное сырье» Ковалев — ваш зять?

— Правда. Но я не учреждал и не участвовал в учреждении этого предприятия, не являлся руководителем ООО «Минеральное промышленное сырье». Вопрос о количестве договоров между ними не ко мне, а к ним.

 

Екатерина ЧЕМЕЗОВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb