Гарпани Солинга: Этно-музыка, просвещающая мир
Всю свою сознательную жизнь Гарпани Солинга (он же Гавриил Суздалов) посвятил задаче, которую поставил перед собой ещё ребёнком, — сделать так, чтобы эвенская музыка звучала по всему миру. В этом интервью он объясняет, почему этника — не просто жанр, а мост между народами, как личный бренд помогает поднять вопросы Арктики в медиапространстве и какой смысл он вкладывает в «разрыв шаблонов» своего творчества.
— Расскажите про себя, про ваш псевдоним. Что он означает?
— Меня зовут Гавриил Суздалов, или же Гарпани Солинга. Это даже не псевдоним, а мое эвенское имя. Переводится как «Лучезарная заря». Я сам по себе человек лучезарный. Люблю смотреть на солнце, на зарю. Особенно если это заря моей родной тундры, Усть-Янского района. Представьте горы, бегающих оленей, и это все во мне, в моей крови, и моя природа, Север являются моим вдохновением.
— Расскажите про свою деятельность.
— Я этно-артист, этно-певец, популяризатор северной культуры, этнической музыки в целом, потому что этническая музыка — это самая древняя музыка. Там есть мудрость народа, тайные знания, ответы на все человеческие вопросы. Этно-музыка как закон жизни, потому что и народ саха, и эвены — разные этносы, они жили по своим канонам, соблюдали свои традиции. А традиции в основном исходят из материального, то есть из того, что окружает тот или иной народ. Например, эвенский народ основывается на традиции и культуре, оленеводстве, рыболовстве, на тесной связи с природой. И якутский народ — это скотоводство, это обычаи, традиции, которые основываются в первую очередь на связи человека с природой и предками.
Что может быть более ценным, чем духовная составляющая человека? А именно связь с природой, уважение к ней и почитание той земли, на которой мы живем. Моя основная цель — прославить этно-музыку во всем мире, потому что я обещал своей бабушке, что музыку эвенского народа услышат везде.
— Весьма благородная мечта.
— К своим 20 годам я уже три года как профессиональный артист, записываю музыку и выступаю. Я уже не только занимаюсь углубленно эвенской музыкой, но мне стала интересна и культура других этносов, ведь это тоже огромный пласт тайных знаний, которые действительно способствуют обогащению духовности человека.
Представьте, я эвен, и если моё имя прославится во всём мире, то я стану лидером мнений. И мой бренд «Гарпани Солинга» может через себя рассказывать, ставить вопросы, проблемы Севера, Арктики, что способствует развитию культуры, традиций.
Личный бренд на медиаплатформе имеет огромный вес. Если этническая музыка прославится во всем мире, то на ней будут популяризироваться семейные, традиционные ценности, духовные составляющие. И это моя глобальная цель — заявить о музыке своего малочисленного народа во всем мире, чтобы эвенов услышали и чтобы через эвенскую музыку ставить вопросы развития Арктики.
— Расскажите про ваше участие в «Звуке Евразии». Что это был за проект?
— «Звук Евразии» — это всероссийский проект, который продвигает на крупных медиаплатформах этническую музыку, это своего рода «Фабрика звезд», этнических звезд, получается, этно-музыкантов. Со всей России подали более тысячи людей: оказывается, известных популярных этно-исполнителей много. Из них отобрали всего лишь пятерых. Я не попал в эту пятерку, к сожалению, но они составили лонг-лист из 35 человек, и по народному голосованию можно было стать шестым финалистом.
Представляете, там были хакасы, тувинцы, буряты — очень популярные артисты. И, когда я попал в шестерку лидеров, организаторы мне признались, что они не могли даже подумать, что малочисленный эвенский народ попадет в финал. Они были в шоке.
И тем, что мы по народному голосованию попали в финал, я обязан своим землякам — якутянам, своим сородичам эвенам, чукчам, малочисленным народам всей России. Я им безумно благодарен. Тем самым мы показали нашу сплоченность, что якутяне поддерживают своих ребят, свои молодые таланты. Сплотились в нужный момент, в более чем пяти городах России благодаря моим землякам зазвучала эвенская музыка. Мы показали богатство культур нашей Якутии: не только якутская, чукотская, эвенкийская музыка, но и эвенская.
Мы сняли документальный фильм, кстати, премьера состоится 5 сентября в историческом кинотеатре — «Октябрьский», в Москве. Документальный фильм про этническую музыку. И это всё благодаря моим землякам, я всем хочу выразить свою признательность.
— Где выступали недавно? Какие планы на будущее?
— Мы провели в Вилюйске бесплатный концерт — это социальный проект в честь дедушки Маргариты Поповой. Дедушка — историческая личность не только в Вилюйске, но и во всей Якутии. Его зовут Василий Давыдович Иванов. Он первый, единственный из якутян участник Нюрнбергского процесса. Во время международного трибунала над военными преступниками Третьего Рейха в Нюрнберге якутский солдат Василий Иванов стоял в почетном карауле у здания суда. И в честь него мы сделали социальный проект. И всем жителям Вилюйского района также показали, что есть эвенская музыка. Все были удивлены, восхищены, и это было реально радостно и классно.
Ещё я записал видеоклип на песню «Нямсиду». Автор мелодии — Тамара Попова, Хадаана, уроженка Сунтара, одна из самых популярных, уважаемых на якутской эстраде исполнителей. Она написала мелодию на стихи эвенского писателя Василия Кимикинова — Баргачан. Я сделал кавер на эту песню. Песня, скорее всего, выйдет в конце сентября — начале октября.
И, кстати, этот клип будет отправной точкой к разрыву шаблонов. Почему говорю «разрыв шаблонов»? Потому что я три года занимался этнической музыкой, выпускал песни, но моя основная аудитория — это люди в возрасте. А я хочу распространиться на более молодую аудиторию. Конечно, молодёжи нравится моя музыка, но не так сильно, как хотелось бы.
Я всегда хожу в традиционной эвенской одежде. Сейчас я выпускаю совершенно новый формат. Показываю клип всем своим друзьям, молодёжи, да даже школьникам — и они удивляются: «Я бы эту песню послушал, отправьте мне этот клип прямо сейчас». Им реально это понравилось.
Я хочу уже сменить образ, поменять на более молодёжный, более стильный, современный. И клип — это как закрытие того сезона, как переход на новый этап — новая песня, символизирующая будущее. Это не будет прощание с Гарпани Солинга. Акустическая традиционная программа останется, потому что без своей эвенской музыки я не Гарпани Солинга. Но будет добавляться кое-что новое. Посмотрим, что из этого выйдет. По крайней мере, эксперименты и импровизации в моём молодом возрасте — это новое дыхание и вызов к новым достижениям и новым вершинам.
Дмитрий СИВЦЕВ