Главная » 2022 » Январь » 17 » Глава Нерюнгринского района об указе ил дархана

Глава Нерюнгринского района об указе ил дархана

С указом ил дархана наперевес он намерен изменить течения в Нерюнгринском районе. Через полгода после избрания главой Роман Щегельняк заручился важным документом, позволяющим привлечь миллиардные инвестиции. Мы говорили с ним о том, грозит ли такая удача головокружением от успехов, чем единоначалие лучше и почему нерюнгринцы не любят власть.

15 декабря глава Якутии Айсен Николаев подписал Указ о социально-экономическом развитии Нерюнгринского района в 2022–2026 годах. Масштабность инициативы подчеркивалась тем, что об этом ил дархан объявил в своем ежегодном послании Ил Тумэну. Согласно указу, за пять лет численность жителей Нерюнгринского района должна увеличиться на пять тысяч (до 80 тысяч человек), и 80% из них будут получать больше, чем в среднем по республике. Построят студенческий кампус, новый жилой квартал в Нерюнгри, отремонтируют десятки километров дорог и объектов здравоохранения, благоустроят сотни дворов по всем району. Это лишь малая часть того, о чем говорится в указе Айсена Николаева.

В канун Нового года мы побывали в гостях у главы Нерюнгринского района Романа Щегельняка. И поинтересовались, радуется он или печалится. Ведь предстоит не только провести огромную работу по улучшению жизни десятков тысяч нерюнгринцев, но и добиться того, чтобы они это оценили. В указе прямо оговорены индикаторы, по которым через пять лет власти поймут, дошли ли их усилия до каждого человека. Роман Щегельняк возглавил район в конце апреля 2021 года. И подписание указа главы, безусловно, является его первой значимой победой в должности. В своем рабочем кабинете поначалу встретил нас настороженно: «О чем говорить будем?». «В первую очередь о планах. О достижениях поговорим позже».

Роман ЩЕГЕЛЬНЯК:

 — В таком серьезном районе, как Нерюнгринский, работать можно только планово, об этом я говорил еще в рамках своей предвыборной программы. Вместе с командой администрации мы сначала определили основные задачи для поселений, которые долгое время не решались и были бы по-настоящему прорывными, позволившими территории и населению развиваться. Мы накидали план, в котором было гораздо больше мероприятий, чем вошло в Указ главы республики. Но вы же понимаете, что, зайдя на обсуждение в министерства и ведомства, программа обтесывается, остается самое главное. Что мне особенно нравится, мероприятия запланированы на пять лет. Этот временной промежуток позволяет нам четко прорисовать для себя дорожную карту, определить направления, которые можно быстро реализовать, и выявить задачи, требующие при серьезном финансировании решения за два, три, четыре года. А есть мероприятия, над которыми будем работать на протяжении всех пяти лет. Так что скучать здесь никому не придется. А потом придется и ответить за то, что сделано. Не будет работы ради работы — конечную оценку поставят жители района. А потом уже мы — местная власть — будем держать ответ перед Айсеном Сергеевичем.

Роман Михайлович, вы восемь месяцев возглавляете Нерюнгринский район и первыми в республике получили подобный указ от ил дархана. Поделитесь секретом, как это удалось?

— Впервые о необходимости принятия долгосрочного плана социально-экономического развития Нерюнгринского района я с Айсеном Сергеевичем говорил летом. В последние годы нерюнгринцам вряд ли стоит жаловаться на республиканскую власть: в то же здравоохранение вложены огромные деньги. Но не хватало системной, плановой работы. Айсен Сергеевич сказал: давайте оформляйте программу в виде указа. И предупредил, что все мероприятия будут прописаны очень четко, чтобы они были понятны не только чиновникам, но и любому человеку. Знаете, как бывает: напишут чуть ли не научную работу, защитят ее, прорекламируют, а о чем она, понимают только единицы. Наш же указ очень существенный во всех мелочах. Это повышает уровень ответственности исполнителей: если написано ввести в эксплуатацию, значит, нужно ввести и никаких разночтений быть не может. Если указано провести ремонтные работы, то где, когда и какие.

Не страшно?

— Мы со своей командой трудностей не боимся. Глав поселений я тоже считаю нашей общей командой. Так что остается засучить рукава и работать, сомнениям места нет.

После подписания указа вы общались с главами других районов? Они вам, наверное, завидуют…

— (Засмеялся.) Я уверен, что все коллеги меня понимают и поддерживают. По поводу зависти от комментариев воздержусь. Хотя, честно говоря, есть чему завидовать. Мы подсчитали, что за пять лет дополнительные инвестиции в район из разных уровней бюджета составят порядка 15 миллиардов рублей. Для сравнения: весь годовой бюджет Нерюнгринского района — 4 миллиарда. Деньги будут поступать из республики, района, поселений, из внебюджетных источников от наших градообразующих предприятий. Также в рамках реализации указа мы планируем проводить серьезную работу по привлечению федеральных средств через участие в различных грантах и программах.

 — В указе главы республики есть строительство квартала «Р» в Нерюнгри. Говорили, что первый дом «Колмар» надеялся заселить еще ко Дню шахтера (отмечается в последнее воскресенье августа), потом ко Дню города 6 ноября. На дворе конец декабря, а воз и ныне там.

— Были такие разговоры. Но есть ряд объективных причин, по которым, к сожалению, дом ввести в эксплуатацию не удалось. В квартале «Р» речь идет о строительстве девяти домов. Сейчас просматриваются контуры двух пятиэтажек, в квартал подводят инфраструктуру. Кварталу «Р» быть, я в этом уверен. Надеюсь, к следующему Дню города эти два дома введут в эксплуатацию.

Ваши слова звучат как-то неуверенно…

— Я очень осторожен, потому что реализацией проекта занимается компания «Колмар» — они строят, контролируют. Мы интересуемся, конечно, но в большинстве случаев влиять на процессы не можем. В квартале «Р» изначально должны были жить работники «Колмара». Но сейчас прорабатывается вариант, чтобы перенести туда и всё строительство по программе переселения из аварийного жилья. Раньше дома строили в разных концах Нерюнгри, но к ним ведут старые сети, из-за которых часто возникают проблемы. Нам нужно все новые дома переводить на новые инженерные сети.

ДАЁШЬ УГЛЯ?

Роман Михайлович, месяц назад мы с вами говорили о резком подорожании угля для котельных. Нерюнгри, Чульман, Серебряный Бор и Беркакит отапливаются НГРЭС. Но есть другие поселки и села, где генерирующие мощности представлены угольными котельными. Проблема не только в том, что энергетический уголь подскочил в цене — его просто нет в районе. Сейчас у вас Иенгра подмерзает. Как справляетесь?

— В Иенгре ситуация специфическая. У нас есть кабактинские угли с необходимыми сертификатами, которые хорошо горят в котельной соседней Золотинки. А в котлах Иенгры они не выдают необходимую температуру. Опытные работники ЖКХ говорят, что так бывает. Я разговаривал с алданцами, они тоже жалуются, что в некоторых котельных кабактинские угли не идут. К решению этой проблемы подключилось и правительство республики. Попробовали уголь других предприятий, неплохие результаты показывает Нерюнгринское месторождение «Долгучан». Но «Долгучан» законтрактован с Дальневосточной генерирующей компанией, весь уголь идет на Нерюнгринскую ГРЭС. Пока есть решение, что оттуда нам до конца января все же будут поставлять уголь, мы будем смешивать его с кабактинским и использовать в котельных. Конечно, мы не должны были заниматься этим в разгар зимы. Но раньше Иенгра отапливалась углем из «Якутугля» и проблем не было. Сейчас в «Якутугле» просто нет энергетического угля — не делают они вскрышу тех пластов, которые нам нужны. Я уверен, что этот отопительный сезон мы пройдем, а к следующему будем смотреть угли из других регионов. У нас хороший пример в поселке Хани, где предприниматель закупает уголь в Иркутской области. Даже с доставкой цена получается нормальной.

Не обидно, что в угольную столицу республики уголь будете завозить из других регионов?

— Не то чтобы обидно, а, наверное, странно. Но Нерюнгринский район — столица коксующихся углей не только республики, а всей страны. Нам же нужна так называемая «энергетика». Если наши угледобывающие предприятия при вскрыше пластов выйдут на уголь нужного нам качества, мы будем покупать его. Если нет, я не стану рисковать энергобез- опасностью района, будем завозить.

Неоднократно поднимался вопрос о создании муниципального образования «поселок Эльга». Пока эльгинский уголь добывают вахтовым методом. Ну а что с полноценным поселком?

— Пока ситуация не развивается. Наверное, движение должно идти с республиканских министерств и ведомств, где ведется работа с собственником Эльгинского угольного комплекса. У меня нет определенного понимания, нужен ли там постоянный поселок. Но, во всяком случае, это был бы интересный опыт — появление в республике нового муниципального образования. Чтобы заработало полноценное поселение, нужно сделать очень и очень многое. Знаю, что в планах «Эльгаугля» строительство на Эльге аэропорта. В Москве я встречался с руководителями компании, они мне подробно рассказали о своих планах. Проект грандиозный. Они большие молодцы, ни дать ни взять. Я видел Эльгу раньше, и за год она сделала гиперскачок в развитии.

На территории Нерюнгринского района три угледобывающих гиганта — «Якутуголь», «Эльгауголь» и «Колмар». Вам удается выстроить отношения с ними?

 — У нас нормальное живое взаимодействие. С руководителями этих компаний мы будем создавать Совет градообразующих предприятий. Планируем пригласить в него также «Транснефть-Восток» и «Газпром», подразделения которых работают на территории нашего района. Предварительно все согласны, будем ставить на Совете задачи и искать пути их решения. У нас все крупные предприятия в районе социально ответственные. Никто из них не отбывает номер, не подходит к своему присутствию формально. Недавно Нерюнгринское РНУ «ТранснефтьВосток» оказало содействие в серьезнейшей реконструкции оперблока в центральной районной больнице. Подобных примеров могу привести много. Но в рамках Совета мы сможем объединить усилия и решать более масштабные задачи.

ОДИН ЛУЧШЕ

Еще десять лет назад поднимался вопрос об объединении Нерюнгринского района и города Нерюнгри. Потом эта тема будоражила ленчан, олекминчан. Как вы считаете, нерюнгринцам нужно объединять две администрации?

— Считаю, что это было бы более эффективно. Зачастую бывает, что люди приходят в администрацию, а им говорят: «Извините, это не мои полномочия». Так нельзя отвечать. Простой человек не должен разбираться, с каким вопросом ему идти на третий этаж, а с каким — на пятый (администрации Нерюнгринского района и города Нерюнгри находятся на разных этажах одного здания. — Прим. ред.). Один глава должен нести ответственность за всё и отвечать на все вопросы. Поэтому объединение, единоначалие считаю абсолютно правильным. У меня настольная книга (Щегельняк поднял со стола брошюру) проект закона о реформе местного самоуправления. Он уже внесен в Государственную Думу и предполагает, что до 2028 года все муниципальные образования России приобретут статус муниципальных или городских округов. На примере Нерюнгринского района у нас будет глава района, а главы поселений будут им назначаться — как главы управ в Якутске. Так что мы даже законодательно движемся в этом направлении. Предыдущая схема тоже позволяла объединить район в единый муниципальный округ, но была очень витиеватой и труднодостижимой. Так что дождемся документа (Щегельняк постучал рукой по проекту закона).

 — Но, к примеру, до Хани из Нерюнгри ехать сутки поездом. Как управлять таким хозяйством?

 — Проще, чем в большинстве других районов республики. У нас хотя бы дороги есть. Я во время объезда с утра стартую в Чульмане и до вечера посещаю все населенные пункты за исключением Хани. Так что у нас муниципальный округ точно приемлем.

Объективно нерюнгринцы живут лучше, чем люди в большинстве районов республики. Город и поселки достаточно молодые с соответствующей инфраструктурой. Но, как регулярно показывают выборы, здесь очень низкая явка избирателей и протестное голосование. Чем, по вашему мнению, недовольны люди?

— Постоянно об этом думаю. Я знаю Якутию, жил и работал в Томпонском районе, алмазной провинции. И реально считаю, что в Нерюнгринском районе очень круто. В каких-то вещах мы даже в разы круче, чем Якутск. Но почему у людей такие настроения, я иногда не понимаю. Может быть, это какая-то общая картина, что мы перестали радоваться простым вещам.

 — Что в первую очередь нужно изменить в Нерюнгринском районе?

— Прежде всего, нужно провести хорошее качественное, современное благоустройство территории и организовать бесперебойную работу всех служб, обслуживающих население. По большому счету мы обеспечены инфраструктурными объектами, у нас есть спортзалы, бассейны, объекты культуры и т. д. Но территории, к сожалению, немного подзаброшены. Если мы благоустроим дворы, школьные территории, детские сады, сделаем дороги, наладим четкую работу внутригородских и межпоселковых перевозок, сбор мусора, картинка заметно поменяется и в том числе в головах людей. Нам нужно изменить многое. Прежде всего, подход к своему городу, поселку, своему дому. Каждый населенный пункт района имеет свою смысловую индустриальную нагрузку. Нерюнгри — город горняков, Серебряный Бор — поселок энергетиков, Беркакит — железнодорожников, Чульман — авиаторов и геологов и т. д. Нам необходимо разработать дизайн-код для каждого населенного пункта, в который вложить всю его смысловую энергетику и плясать вокруг нее. Я так это вижу. У нас же идет какой-то разброд и шатание, нет единого облика.

Из-за пандемии люди стали меньше путешествовать по заграницам и больше обращать внимания на свою страну. Если кто-то из туристов соберется в Нерюнгри, что бы вы посоветовали ему посмотреть?

— Пока не скажу громко «Welcome!», но посмотреть есть на что. Можем показать уникальный красавецразрез «Нерюнгринский», прекрасный краеведческий музей. Можем организовать маршрут по историческим местам Нерюнгри. Мы были последним построенным городом великой страны. Нерюнгри только 45, но и у нас уже есть своя история. Летом и осенью музей организовывал экскурсии. Мы выделяли автобус, и он всегда наполнялся. Всех первокурсников провезли по городу, рассказали о его истории, чтобы понимали, где они учатся. Да, пока это на уровне начальной школы. Но по тому же указу мы будем строить этностойбище в Иенгре, работаем над созданием музея в Чульмане. У этого поселка большая история. Кстати, одно время там и нобелевский лауреат Иосиф Бродский работал. Вокруг его фигуры тоже можно многое сделать, даже зарубежных туристов привлекать. Есть предложение по организации дикого зимнего кемпинга. Эти идеи поддерживает «Колмар», у которого есть компания «Колмар-Тур». У нас обязательно будут совместные проекты.

Думал, вы с Нахота начнете. Все-таки самый раскрученный нерюнгринский бренд.

— Я сознательно умолчал про него. Горячий источник Нахот уникален, но там предстоит многое сделать. Он находится в частной собственности. Предприниматель готов его продать, но пока нет желающих взять его за эту цену.

В заключение нашего разговора хотелось бы задать несколько коротких вопросов и по возможности получить такие же ответы. Работа в Нерюнгринском районе есть?

 — На предприятия Нерюнгринского района требуются 1800 человек, особенно востребованы квалифицированные рабочие. Крупные предприятия ведут большую работу по привлечению кадров, переобучают их, снимают жилье… Перед нами же стоит задача привлечения работников бюджетной сферы. В стадии разработки план по строительству дома для них. С главой республики мы этот вопрос уже обсуждали.

Вы по-прежнему зимой на балконе спите (Щегельняк — заядлый альпинист, и в рамках подготовки к очередному восхождению спит на балконе)?

 — (Рассмеялся.) Сейчас нет, это моя боль. В рамках подготовки к 100-летию республики мы хотели подняться в Гималаях на 8-тысячник и водрузить на нем стилизованный флаг Якутии, с одной стороны флаг республики, а с другой — флаги всех муниципальных районов. Но работа главы района внесла корректировку в эти планы, даже на балконе перестал спать. Надеюсь, что когда-нибудь все же осуществлю свою давнюю мечту в Гималаях. Я себе отвел год на то, чтобы понять все течения, которые происходят на территории района. Когда это полностью пойму, думаю, мне будет проще направлять их в нужное русло.

С указом ил дархана наперевес вам теперь будет проще разговаривать с официальным Якутском, чтобы нерюнгринские течения шли туда, куда нужно.

— Конечно! Указ Айсена Сергеевича — это стрелы в моем колчане. Это документ, на который я буду ссылаться, опираться, апеллировать к нему — кто не с нами, тот против нас.

Звучит угрожающе — против НАС (НАС — Николаев Айсен Сергеевич, глава Якутии)…

— Ха-ха-ха, а я даже об этом не подумал.

Сергей СУМЧЕНКО. 

фото: 1sn.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb