Картина за секунду
Месяц завершился. Да и зима почти уже на исходе. По крайней мере, морозы ослабли. Следовательно, пора подводить итоги конкурса зимних фотографий. Работ к нам поступило за это время очень много. Наши читатели всегда были очень активными, за что мы вас и любим. Зима в Якутии в телеграм-канале «ЯВ» представлена в самых разных вариациях — начиная от замерзших ягод и заканчивая беспроглядными туманами.
Итак, победителем нашего конкурса стала фотография с очаровательной белочкой из городского Парка культуры и отдыха. Пушистый зверёк, умилительно сложивший свои лапки в виде сердечка, вызвал массу восхищения у редакции и нашей аудитории на канале. Автором забавного кадра является житель столицы Виктор ГРИГОРЬЕВ. Вообще, конечно, нас восхитила и другая серия его фоторабот с белочками и птичками. Еще до конкурса он отправлял нам самые разные фотографии. Поэтому мы решили познакомиться поближе с, как он себя называет, фотографом-любителем.
СЛУЧАЙНЫЙ КАДР
— Виктор, фотография — это то, чем вы занимаетесь постоянно в виде хобби или всё-таки это ваша профессия?
— Это скорее хобби. Я пенсионер. Раньше работал огранщиком алмазов. Вышел на пенсию пораньше, в 50 лет, и решил заняться фотографированием. Мне еще с детства нравилось снимать на пленку интересные моменты. И вот так получилось, что, уйдя на заслуженный отдых, случайно в магазине вместо телефона неожиданно приобрел свой первый фотоаппарат.
— Какой аппарат прикупили?
— Фотоаппарат Nikon D5100 Kit. Потом, конечно, сменил несколько камер. Знал, что, если буду дальше развиваться в этом направлении, мне потребуется уже более серьезная аппаратура.
— А что вас подтолкнуло так резко поменять жизнь?
— Большую роль сыграла наша группа в инстаграме* — «Фотомастер». Админом был молодой парень. К сожалению, его в прошлом году не стало. Александр Петров создал группу и собирал со всей республики фотографов. У нас в группе есть также признанные художники Чысхаан из Оймякона (Семен Сивцев), Сууралдьыма (Александра Бочкарева-Иннокентьева), Андрей Чикачев. Они художники и тоже начали увлекаться фотографией. Александр, как профессиональный фотограф, обучал нас различным программам. И это всё бесплатно было.
— Профессия огранщика — это тоже искусство. Нужно придать камню нужную форму, навести красоту, в общем-то. Помогает ли вам прежняя профессия в фотографии? Рисовать, кстати, умеете?
— К сожалению, не умею красиво рисовать. Огранка больше похожа на инженерную графику. Когда учились, был такой предмет, где мы постоянно чертили гайки и болты, потом пошли уже предметы сложнее. Огранка — это больше всего точность линий. Для фотографирования помогает навык составления четкой композиции. На линии обращаю внимание. Но главное, конечно, это сюжет.
— За каждым кадром есть история? Или это просто красивые картинки?
— Вначале идёт просто съёмка. А потом, когда начинаешь просматривать результат, тогда и начинается история. Причем эту историю вытягиваешь сам. Допустим, нащелкал тысячу кадров, из них отбираешь 200. Потом уже идёт выборка из оставшихся — получается десять снимков. И вот именно эти кадры становятся потом историей.
— Как у вас получилась белочка с сердечком? Некоторые даже подумали, что это компьютерная графика. Нереально как-то сложила лапки, да еще и позировала. В обычной жизни такого точно не увидишь.
— Это как раз было после снятия изоляции после пандемии. Пошел впарк, и тут ко мне навстречу вышел такой упитанный бельчонок. Смотрю, лапки держит ровно. Показался мне таким забавным, и я начал снимать. А вот то, что лапки он соединил в виде сердца, я даже не сразу заметил. Увидел уже потом на компьютере, когда просматривал кадры. Вот так бывает, что случайно удачная композиция сложится. А так люблю, кроме белочек, птиц фотографировать. Их сложнее снимать. Они очень быстрые и всё время в движении.
— Позабавила еще ваша фотография с деревом, где «растут» яблоки и бананы, а рядом упитанная белочка.
— Это тоже случайно вышло. Недавно резко потеплело на улице. Сходил в овощной ларек, накупил фруктов, и по пути заглянул в парк. Как-то в голове сложился сразу такой кадр.
— Замечательно вышло! И белочки сыты, и фотографии получились как надо. Теперь знаем, кто зимой в парке кормит белок.
— Главное, не кормите их жареными семечками. Кстати, я заметил позавчера, что кто-то принёс яблоки. Раньше такого не видел. И правильно делают, что мелко нарезают. Вот, думаю, может, кто-то мою фотографию увидел и вдохновился.
— Как думаете, может ли камера телефона соревноваться с хорошим фотоаппаратом?
— У телефона есть свои ограничения, и можно пропустить удачный кадр во время съемки. Хорошие снимки отбираются ведь из серии. Да и телефон держать неудобно во время съемок. На фотоаппарате удобнее работать. И, самое главное, качество снимка, разумеется, лучше. Детализация выше получается, независимо от мегапикселей.
— Вам больше нравится фотографировать животных или людей?
— Всё люблю снимать. Людей люблю фотографировать интересных. А так я по большей части репортажник. Это я понял, когда побывал в позапрошлом году в Верхневилюйске на Ысыахе олонхо. Было очень много людей в красивых нарядах. На день съездил просто так в качестве гостя. Там объявили фотоконкурс, и я отправил туда фотографии. Когда вернулся в Якутск, попросили прислать еще несколько снимков. Я отправил. Потом говорят: вы выиграли призы. Пять номинаций, что ли, было. И все первые. Вот так интересно получилось. Съездил на один день, окупил поездку и заработал случайно. У меня потом спрашивали: «А вы правительственный фотограф, да?» — так как на некоторых кадрах у меня были глава республики, глава Верхневилюйска, министры. Где-то на «Сахалайфе» фотографии выходили, кажется, уже и не помню. Фотографам-друзьям мои снимки понравились.
— Еще в каких конкурсах принимали участие?
— В 2020 году Министерство труда объявляло конкурс «Семья в объективе». Там моя фотография победила в номинации «Январь. Лучшие новогодние подарки под елкой не найти. Это семья, дети, друзья и тот человек, которого любишь».
— А, между прочим, ваши фотографии с теми же белочками вполне могли бы опубликовать зарубежные издания. Тот же National Geographic.
— Да как-то не думал об этом. У нас в «Фотомастере», кстати, есть девушка-оленевод из Оленька Римма Соловьева, фотографию которой опубликовали в National Geographic. На снимке были олени.
— Не хотите работать где-нибудь штатным фотографом? Или всё же предпочитаете свободу?
— Я свободным хочу быть. И так всю жизнь постоянно где-то у кого-то работал. Внештатным фотографом, может быть, и согласился бы. В основном фотографирую знакомых, юбилеи, свадьбы, портретные фото. В студии почти не работаю. Не люблю замкнутых пространств. Часть работ выкладываю на своей страницу в инстаграме*. А так больше репортажи люблю. Хочется показать событие, рассказать историю, чтобы люди, увидев фотографии, прочувствовали всю атмосферу. Маленькие истории — про белок, допустим. А большие истории — это праздник лета, ысыах, например. Мои первые репортажные фотографии были опубликованы на портале Ykt.ru. Сходил на фестиваль «Зима начинается в Якутии». И вот с этого момента начинаю считать себя репортажным фотографом. Но я, как любитель, прихожу-ухожу. Мероприятия посещаю не ради денег, а просто так, для себя, потому что мне это интересно. А вообще, фотография — это когда ты за одну секунду делаешь картину. И поэтому, когда фотографирую, всегда спрашиваю себя, смогу ли я потом распечатать эту фотографию и повесить на стену. Стоит ли она печати или нет?
— И как? Много фотографий распечатали у себя дома?
— Вообще нет. Друзьям только распечатывал. Но есть у меня одна самая хорошая фотография. Пять лет назад взял фотоаппарат и случайно сделал тысячу снимков своих детей. И, наверное, 1001-й кадр получился самым-самым. Вот эту картинку не могу повторить. Она была снята на любительскую камеру, без установки хорошего света, без ретуши. Но для себя считаю, что это моя самая лучшая работа.
— Что вас вдохновляет?
— Сам себе цель задаешь. А так всё по настроению. Даже если тебе кажется, что получились не очень хорошие кадры, всё равно остаётся ощущение небольшого адреналина. После съемки торопишься домой, хочется быстрее включить компьютер и посмотреть фотографии, чтобы отобрать лучшие. И если из сотни кадров только один получился таким, каким ты его хотел видеть, тогда приходит чувство удовлетворения.
— Какую самую необычную фотографию можете выделить?
— Как-то поехал по ягоды с соседом и его семьёй. А у нас же многие любят фотографироваться с «уловом». Вот так я составил по-быстрому композицию. Ведра, заполненные голубикой, — на передний план. Посадил рядом семью и сфотографировал всех на фоне заката. Получилось лучше, чем картина. Потом эту фотографию отправил на конкурс, который организовывало «Якутавиа», и выиграл билеты на поездку за границу. Но я не полетел. Подарил подруге авторское право на эту фотографию, потому что там живёт её сестра. Она потом из поездки привезла мне футболку. И это получилось тоже чисто случайно. Сначала не обращаешь внимания, а потом выясняется, что это твоя самая лучшая незапланированная съемка.
— То есть вы всегда носите с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть «случайные» хорошие кадры?
— Раньше — да, сейчас не всегда. Просто, когда появляется опыт, уже знаешь, какой получится результат и стоит ли брать с собой фотоаппарат.
— Черно-белые фотографии не делаете?
— Когда учился в школе, черно-белые фотографии делал в старших классах. Мне еще тогда нравилось снимать людей в движении. Несколько катушек брал с собой, чтобы сделать сотни кадров, не просто когда они позируют, а именно когда были чем-то заняты. Кто-то речь толкает в походе, кто-то бежит. К сожалению, эти фотографии у меня не сохранились. Не люблю статичные фотографии. Конечно, когда снимаешь постановочное фото, ты говоришь модели, какую принять позу и так далее. Но начинаешь снимать в тот момент, когда он расслабился и думает, что ты не его фотографируешь. Таких приёмов очень много. К примеру, вижу на ысыахе красиво одетую семью. Уже в голове представляю, что будет хорошее фото. Поэтому подхожу к людям и прошу повторить то мгновение, которое я увидел глазами, но не успел сфотографировать. Фотографии постановочные на первый взгляд, но, когда собираешь все кадры с события, они входят в историю как не постановочные, как бы срежиссировал.
— Какие советы вы могли бы дать, тем, кто хочет стать фотографом?
— Прежде всего, должно быть желание. И, когда оно есть, надо снимать всё, что ты видишь. Начинается всё «просто так», а потом тебя затягивает в этот увлекательный процесс. Вот я пошел покупать телефон, но вместо этого приобрел фотоаппарат. В моём случае был интерес. Телефон такой маленький, а фотоаппарат большой и красивый. Так подписал себе приговор. Конечно, можно найти в интернете какието курсы для начинающих. Но бывает так, что люди много обучаются, но у них всё равно нет видения. Первые десять тысяч фотографий, сразу говорю, будут ни о чём. А уже потом ты поймешь, что получил тот результат, к которому долго шёл.
* Запрещен в РФ, принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской в России.
Надежда СИВЦЕВА