Главная » 2024 » Май » 4 » Мастер

Мастер

Он не любит привлекать внимания к себе, больших скоплений людей и любой обязаловки. У него два высших образования, джип во дворе «своей деревянной лачуги», хаотичная мастерская с кроватью вместо дома и полная внутренняя свобода. Он — Мастер. У него нет и никогда не было рекламы, а люди находят его исключительно по закрытым рекомендациям «среди своих». «Свои» у него тоже странные: например, к нему идут за заказами шаманы и удаганки и те, кто считает себя шаманами и удаганками. Среди этого потока он отбирает тех, кому будет делать заказы. Ибо Мастера не работают на поток, они творят. Ему за 60, но об этом, наверное, никто и не догадывается. Потому что он и сам похож на былинного русского богатыря: высокий, с красивым низким голосом и большими руками с трудовыми мозолями от всевозможных инструментов. Сходство становится практически 100-процентным, когда он берет в руки меч. Да-да, мой спортивный меч не входит в ножны, что и являлось причиной моего визита.

«Игрушка, — оценивает моего красавца Мастер, — художественная гимнастика». Простая функциональность — основное его требование к своим изделиям. Все его ножи, которые он изготавливает, — это серьезное рабочее оружие.

— Почему вы не хотите, чтобы я назвала в этом интервью ваше имя?

 — Ни в коем случае! Так и знал, что с вами, журналистами, лучше не связываться (смеется). Приходите по делу, а все равно все упирается в интервью. Так что если избавиться от вас уже не получится, то хотя бы анонимно. Тем более я же не работаю на поток.

— А почему? Что за избирательность?

— Мы должны совпасть. Иначе ничего не получится. Иногда видишь человека и сразу же понимаешь, какое изделие ему подойдет, как его надо сделать. Ты же все равно вкладываешь душу.

— Вы верите в энергию?

— Конечно, а вы?

— Не знаю, возможно. Вернее, я пытаюсь верить, но пока ничего не ощущаю.

— Для меня весь мир вокруг — это энергия. Так что если вижу, что человек, так скажем, не мой, то и делать ему ничего не возьмусь, все равно не получится.

— А что вы уже изготавливали?

— Бубны, ножи, хомусы, всякие любопытные вещи, которые и мне интересны.

— Ну вот, например, как надо делать настоящий бубен? Вы прямо изучаете этот вопрос с этнографической точки зрения? Читаете всякие труды о шаманах?

— Нет. Те, кто заказывает, сами говорят, что надо сделать.

— Например, что?

— Найти помеченное дерево. Например, пораженное ударом молнии.

— Столько лет живу, только одно такое видела. Где такие вообще взять?

— Вы просто не присматриваетесь. У меня вот в окрестностях сейчас уже пять таких деревьев на примете есть для следующих изделий. Ну и просто так пойти рубить я тоже не могу. Все должно совпасть: и настрой, и вселенная. Не умею работать без вдохновения. Четыре бубна вот сделал, пятый и шестой, наверное, на подходе. А потом перерыв.

— Почему?

— Хорошего понемногу. Да и летние работы начнутся.

— То есть вы обязательно встречаетесь с теми, кто просит сделать, лично? Чтобы поговорить и понять, сможете ли сделать?

— Конечно.

— С деревом понятно, а дальше?

— Дальше шкура. Их мне привозят необработанными. Замачиваю и выделываю сам, потом надо правильно натянуть и подстроить звук бубна, сделать колотушку. Тонкостей много. Вот вы знаете, например, что оригинальный звук бубна вообще не передается через запись? Он звучит совершенно иначе, чем вы видите по видео или слушаете в записи. А еще он меняется после обряда оживления, который проводят шаманы.

— Да ну.

— Правда. Меня приглашали потом на такой обряд. И я слышал это сам. Отдаешь готовый бубен, а после обряда он звучит совершенно по-другому.

— Про обряд будете рассказывать?

— Нет, не могу, это же не мой обряд, не могу разглашать без их согласия. Интересное, конечно, зрелище. Могу лишь сказать, что даже после изготовления бубна есть определенные действия, которые надо выполнить. Например, лично я потом не беру древесину от того же дерева на другой бубен или вообще на что бы то ни было. Всю древесину, включая опилки, увожу в лес и закапываю в одном месте.

— Да кто узнает, даже если вы этого не сделаете?

— Вот поэтому я и не работаю на поток (улыбается). Потому что я точно все это сделаю, вне зависимости от того, будет ли кто-то знать. Зачем мне обманывать?

На верстаке возле кровати лежит куча железных силуэтов: черепашка, ворон, круглые почти зеркальные «медяшки».

— А это что такое?

— Это обрядовые фигурки на костюм удаганки. Но их нельзя фотографировать. Все манипуляции с ними могут быть только с разрешения хозяйки, а она точно его не даст.

— А эскизы она сама вам нарисовала?

— Да, эскизы мне дали готовые. По ним и делаю. Или вот, например, зеркало-оберег. Он берет в руки круг с петелькой на внутренней стороне, похожей на пуговичное крепление. Внешняя сторона отполирована до блеска, и в нее вполне можно смотреться.

— А зачем?

— Отгоняет злую энергию, отражает плохие намерения, направленные на хозяина.

— Ой, тоже такую хочу. Красивое.

«Я подумаю», — говорит Мастер и тут же отвлекает мое внимание, беря в руки нож.

— Тоже ваш?

— Да, тут все ножи мои. С ними тоже история всегда интересная. Особенно с одним любопытно получилось. Охотник попросил изготовить нож. Я его и сделал. А после изготовления обнаружил, что по долу (на лезвии) проявились рисунки. Сами собой, я их не делал. Человек, зверь и птица. Вот как? Сам удивляюсь. А вот, например, я делал хомус. Показать вам видео?

На видео в деревянном ящике лежит красавчик хомус... с тремя съемными язычками.

— А что, так можно было? Никогда такого нигде не видела. А слушайте, это же гениально. И звук меняется, да?

— Конечно, у каждого язычка своя тональность. Я тоже такого нигде не видел, как-то само в голову пришло: а что, если? Ну и все получилось. Этот хомус уже уехал к своему владельцу, очень понравился. Остальные до него делал с одним язычком. Но когда впервые попробовал, то, прямо скажем, намаялся.

— Почему?

— Вот вы думаете, язычки из какого металла делают?

— Вообще не думаю. А из какого?

— Я давай всех мастеров расспрашивать, мол, из чего делаете, чтобы звук такой был чистый и красивый? Мне все сказали: из пилы. Из пилы, ага! Как же! Ну я теперь тоже всем говорю, что из пилы, пусть сами мучаются (смеется).

— Да ладно вам, из чего?

— Из пилы!

— Слушайте, а есть вообще что-нибудь, что вы не можете сделать?

— Не могу, так научусь.

— Робота?

— Ой, подловила, робота не могу (смеется). Все, что связано с умной начинкой, — это не ко мне. Меч-то свой, кстати, забери сразу.

— Почему?

— Да потому что бояться сломать не надо. Силу приложи просто, он и защелкивается. Без силы, приложенной с умом, в этом мире ничего не сделаешь.

Мария ПОТАПОВА

 

 

 

 

 

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb