Переправа раздора
Обычно страсти по поводу перевозки на тот берег реки пассажиров и грузов возникают в начале сезона. В этом году ситуация обострилась в конце июля. И виной тому послужила обычная конкуренция. На переправе появился новый перевозчик «Сулус».
Началось все с того, что новички с ходу назначили стоимость перевозки пассажиров по маршруту Якутск — Нижний Бестях 800 рублей вместо обычных 1000 рублей за место, которых придерживались все 15 фирм-перевозчиков на переправе. Молодцы! Прекрасно!
Но в итоге, по словам директора компании «Сулус» Сергея Владимирова, на второй день работы сотрудники «Ленаводсервиса» выставили свои катера на их месте высадки пассажиров, заявив, что они его арендуют. В итоге у «Сулуса» не осталось места для стоянки, и это вынудило их использовать отдаленный и неудобный причал на дамбе, где отсутствует инфраструктура, крутая лестница и каменистый берег, что создает трудности при посадке пожилых людей, пассажиров с детьми и большим багажом.
Однако люди все равно предпочитали сэкономить. Тогда все «старички» тоже снизили стоимость проезда аж до 500 рублей. Здорово, не правда ли?! Пассажиры ликовали.
«Сулус», чтобы не остаться ни с чем, также снизил стоимость проезда до 500 рублей, призвав в соцсетях поддержать новеньких местных и пользоваться их услугами перевозок. Надавив еще на жалость, что конкуренты осложняют им работу. Это сыграло. Многие действительно стали выстраиваться даже в очереди, дожидаясь именно «Сулус». Пассажиры подарили ребятам коврики в национальном стиле и призывали в интернете помочь им с причалом всем миром.
В интернете стали появляться различные видео с обвинениями в разжигании межнациональной розни. «Я тоже местный!» — обиженно и вполне обоснованно кричит лодочник «Ленаводсервиса» людям, которые ждут в очереди «Сулус», игнорируя лодки конкурентов.
В общем, психанув, все остальные перевозчики пошли ва-банк и снизили цену на свои услуги до 300 рублей, причем заявили, что этот тариф будет действовать до конца этой недели. Так что, кто хочет съездить на ту сторону и обратно по рекордно низкой цене, успевайте. Чтобы вы понимали, 300 рублей за проезд до Нижнего Бестяха это даже не себестоимость. Это конкретный такой минус. Потому, сами же снизив цены, все они стали немедленно возмущаться.
В итоге, чтобы утихомирить разбушевавшихся перевозчиков, было созвано целое совещание с представителями компаний-перевозчиков «Сулус» и «Ленаводсервис», заместителем министра транспорта республики Семеном Коркиным, главой Мегино-Кангаласского района Дмитрием Тихоновым, народными депутатами Ил Тумэна, а также представителями транспортной прокуратуры и «Ленатурфлота».
Обсуждались разногласия между двумя конкурирующими перевозчиками и блокировка доступа лодкам компании «Сулус» к причалу в речном порту Якутска.
Спорщиков вроде утихомирили, однако страсти на той же переправе и в социальных сетях продолжаются.
Мы решили пообщаться с представителями обеих компаний и выяснить, чего им, собственно, не хватает. Здоровая конкуренция всегда идет только на пользу потребителям.
Сергей ВЛАДИМИРОВ, директор компании «Сулус»:
— У нас все нормально. По плану работаем. С нашей стороны комментариев не будет.
— У вас сейчас все нормализовалось, все хорошо?
— Да, все нормально. Спасибо, что беспокоитесь за нас.
Представители возмущенной конкурирующей стороны были более разговорчивы.
Валерий ТЕ, директор компании «Лена-Транс», и Олег Лебедев, «Ленаводсервис»:
— В целом получилось так, что на днях, в субботу, 26 июля, появилась новая компания на рынке речных пассажирских перевозок. Новое речное такси. В количестве пяти единиц. Они вышли работать на переправу.
Люди вышли работать и работают. Это хорошо. Вопросов нет. Установление цены на перевозку — это тоже дело каждого. Хочешь возить бесплатно — вози бесплатно. То же самое с любым другим продавцом, который продает свои услуги.
Конечно, мы общались с ребятами, предлагали им работать по единому тарифу, по очередности, чтобы сумятицы не было. Мы это проходили уже за время своей работы. Когда каждый перевозчик хочет переманить к себе, начинается цирк. Но «Сулус» наше предложение отверг, сказали, что ни о чем договариваться не будут.
— Это их право, вы сами сказали.
— Да. Но нам не нравится, что все их объявления идут только на якутском языке и не все пассажиры их понимают.
— Это их проблемы. Они тем самым ограничивают себе целевую аудиторию и заработок.
— Да, но тем самым они ограничивают тех пассажиров, кто не понимает якутский язык, пассажиры не знают, что они возят дешевле.
— Ну и радуйтесь. С вами ездят дороже.
— У нас работают парни всех национальностей — и русские, и якуты, и осетины, — я вообще кореец. Объявления и рекламу делаем на двух языках.
— Говорят, что вы баррикадировали их стоянки лодками, цепями…
— Это все выдумано. Такого не было.
— По поводу снижения тарифа: вы снизили до 500 рублей, потом сделали еще ниже. И что дальше?
— Это выживание.
— А всегда нельзя возить за 500 или 300 рублей, раз вы сейчас так возите?
— Можно, но невыгодно. Люди не понимают этого. Смотрят в моменте, получается на единицу катера хорошая сумма за одну поездку. Но, к примеру, заработали мы 30–40 тысяч рублей в день. В месяц это примерно миллион. Мы отработали четыре с половиной месяца. Но! Потом катер нужно отвезти домой либо арендовать место на зиму. Перед зимой обслужить, законсервировать на время холодов, охрана катера, стоянка — это все идет в расходы. Далее начинается судоремонт. Специалисты должны сделать корпусные работы, по мотору, купить и поменять запчасти — все это большие деньги. И на то, что мы получили за сезон, живем, работаем, обновляем, ремонтируем флот и выходим в новый сезон. Если мы работаем по 500 рублей, то это приведет к тому, что пройдет год или два и средств на ремонт и восстановление не будет.
Никто не говорит, что мы не получаем прибыль. Любое предприятие создается для получения прибыли. Но это делается и для того, чтобы развивать бизнес. Покупать новые катера, менять их, улучшать работу, развиваться. То есть в эти дни мы работаем, можно сказать, бесплатно. Но мы не хотим потерять пассажиров. Каждый перевозчик заинтересован в их количестве. Поэтому мы и объявили эту рекламную акцию.
— Как долго продлится акция?
— До конца недели. У меня еще два больших теплохода — «Руковишников», который в Бестях ходит, и «Московский». Их тоже нужно содержать и ремонтировать. Для этого три года назад был взят в аренду еще один теплоход. Пока восстановили, получили документы. Буквально на днях обещали выдать санитарное свидетельство на корабль, и тогда добавим его к существующим рейсам, чтобы не было толкучки.
— Хорошие новости.
* * *
Так что в итоге? Пассажирам, вот честно, как говорится, «фиолетово», кто их везет, главное — переправиться на ту сторону вовремя и безопасно. И дешевле. Кто и как делит игрушки в песочнице, им все равно. Главное, чтобы не дрались. А цены? Конечно, пассажиры только рады, что стоимость проезда хоть на короткий период, но снижена. Это прям праздник! Что будет потом? Скорей всего, все перевозчики так и будут ориентироваться на минимальную цену проезда на рынке, ненавидя при этом новичков, уронивших им рынок. Конкуренция — она такая!
Виктория БУШУЕВА