Пятикратный!
Вадим КОЛТОВСКОЙ — обычный худощавый скромный парень с рюкзаком, каких на улице тысячи. Спортивный инструктор, выпускник школы № 26 Якутска. Ему 31 год. По окончании торгово-экономического колледжа получил специальность технолога общественного питания, проще говоря, повар. Отслужил в рядах Российской армии в военно-морском флоте в Приморье и на Камчатке. В данное время заочно учится в институте физической культуры и спорта СВФУ.
И люди, далекие от спорта, ни за что бы не догадались, что это мастер спорта международного класса, четырежды обладатель Кубка мира, чемпион Европы. Пятикратным чемпионом России он стал в эти выходные в Кемерове. Против него в финале выступил, так уж получилось, якутянин Антон Ле. Опытнейший Колтовской завоевал очередную золотую медаль.
— Ты занимаешься кикбоксингом с 9 класса. Кто привел в спорт? Как это было?
— У меня самого была изначальная заинтересованность, постоянно смотрел фильмы с боями, рубился на компьютере. Мне это всегда было интересно. А в 9 классе мой одноклассник начал ходить на секцию в "Эллэй Боотур", я увязался за ним. Плюс подтолкнул родной брат Роберт. Он совсем незадолго, недели за две, что ли, первый пошел тренироваться, и родители даже купили ему перчатки. С ним и дрались. Я с одной правой перчаткой, он с одной левой. Потом менялись. Занимался для себя, для общего развития. Ни о каких выступлениях, тем более международных, и не помышлял.
— Сразу стало получаться?
— Через два месяца я уже выступал на открытых соревнованиях по тайскому боксу. И выиграл турнир.
— До этого у тебя подготовка была?
— Ноль. Вообще не занимался спортом.
— И растяжки даже не было?
— Не было. Говорю же, все свободное время я сидел за компом. Вот так спорт меняет жизнь.
— Где учился? Кто твои родители?
— Мои родители из Вилюйского района: мама Изольда Игоревна Еремеева — из села Хампа, папа Сергей Михайлович Колтовской — из села Тымпы. Мы же с братом родились и выросли в городе. Учился с 1 по 11 класс в школе № 26.
— В детстве без перчаток были стычки с братом?
— А как же! Два года разницы — это ощутимо, так что я получал знатно. Ссорились, дрались. Как все мальчишки, наверное.
ЯКУТСКИЙ ФИНАЛ
— Что было самым трудным в Кемерове? Какой бой? С кем?
— Начну с событий, которые произошли чуть раньше. Я прошлогодний чемпион России, вхожу в сборную страны. У нас в год сборы проводятся три раза. И заключительные сборы провели в Алексине Московской области. Я туда поехал в октябре. После этого сразу в Кемерово, очень заранее до чемпионата. И там тоже были сборы. В Кемерове живут известные на всю страну сильные тай-боксеры. Мы с ними стояли в спарринге, и это всей нашей команде очень помогло!
Провел три боя. Первый соперник из Дагестана снялся, такое бывает. Я даже не понял, сам он снялся или по совету врача. Второй оппонент — парень из Волгограда, он моложе меня, горячий и уже очень опытный. Не сказал бы, что это был супербой, тем не менее конкуренцию он создавал. Я его выиграл за счет натренированности, да и опыта у меня побольше будет. И да, я был в хорошей форме.
— А в финале ты встретился с земляком Антоном Ле. Обидно, что финал вышел якутским?
— Случилась редкость. Обычно если выходят в финал в одном весе два спортсмена из одного региона, их разводят. Но нет худа без добра: Антон, занявший второе место, выполнил норматив мастера спорта. Это исторический случай, когда в финале встречаются два якутянина. Такого ни разу вообще не было.
— Вы ведь наверняка все друг друга знаете? Или появились молодые да дерзкие?
— Лидеров знаем прекрасно. Но есть еще молодые темные лошадки. Вот они очень опасны. Они только вышли из юниоров и жаждут титулов. А мы-то их не знаем! Не видели, как они боксируют!
— А тебе есть уже принципиальная разница? Пятикратный ты, шестикратный?
— Честно говоря, уже без разницы.
— Тебе 31 год. Каков век кикбоксера? Когда готовишься...
— ...на пенсию? Все индивидуально. По статистике, могу боксировать еще до 40 лет. В любительском боксе заканчивают чуть раньше, до 34 лет примерно. Скорость и молодость еще никто не отменял.
— Ты объездил полмира. Не скучаешь сейчас по международным соревнованиям?
— Скучаю, конечно. Всегда мечтал стать чемпионом мира, но такой возможности у меня больше нет, и вряд ли будет теперь уже. Я оставил все свои мечты, уже успокоился. И вообще, стремления выступать на больших рингах у меня нет. Я два раза выступал на чемпионатах мира. В первый раз очень обидно проиграл. На втором ЧМ у меня опять вылетело плечо, делали две операции. Не судьба.
— А вам Минспорт оплачивает проезд, проживание, питание?
— Да, конечно. Без поддержки Минспорта не было бы никаких успехов якутского кикбоксинга.
— Тренер сборной Андрей Алексеев строгий?
— Не сказал бы, что строгий, но справедливый. Это мой первый тренер, я с ним до сих пор. У него уникальный подход к каждому.
— Я недавно был на боях юниоров. Есть таланты?
— Есть! На нынешних "Детях Азии" мы проводили совместные сборы, и я там заметил людей, которые вполне достойно могут нас в будущем заменить.
ДРУГА БИТЬ НЕ ЖАЛКО
— Якутские кики дружат между собой?
— Конечно. Я даже скажу, что основные мои друзья — из мира спорта. Мы часто тусуемся много где помимо зала. Да, на тренировках друг друга жестко бьем, но в жизни очень хорошо друг к другу относимся.
— Не жалко друга бить?
— Нет. Не жалко.
— Сколько у тебя сейчас длятся тренировки?
— Перед большими стартами — неделю и пять дней, два раза в день, по полтора часа. Если есть силы, можно остаться в зале и что-нибудь поделать.
— Скажи как инструктор: во сколько лет можно отдавать ребенка в кикбоксинг?
— В 13 примерно, когда более-менее сформируется скелет. А так малышам получать ногой по голове не очень приятно. Удары — это больно. В подростковом возрасте — оптимально.
— Сколько стоит экипировать и отдать ребенка в твой вид спорта?
— Да, в общем-то, недорого. Перчатки, если особо не замахиваться, стоят примерно три тысячи, щитки тоже примерно такая же сумма. В районе 15 тысяч можно экипироваться. А дальше уже все зависит от целей и задач. Если отдавать ребенка для общего развития, то пожалуйста! Клубов в Якутске очень много. А если отдавать в ДЮСШ на результат, то там надо платить чуть больше.
— А каждого подростка можно отдать?
— Да, если нет жестких врачебных ограничений. У меня вообще никаких абсолютно данных не было в начале пути. Главное — желание. Меня родители вообще ни в чем не ограничивали, я шел туда, куда хотел. За это я им очень благодарен.
ЛЮБЛЮ ЯКУТСКИЙ СУП
— Наверное, по окончании карьеры будешь тренером?
— Вот не знаю. Пока не думал об этом.
— Но профессия же есть — технолог общественного питания. Это так поваров нынче называют?
— Да. Я повар, работал в местных ресторанах. Много чем занимался. Сейчас я инструктор, это основная моя работа.
— И какое коронное блюдо?
— Это рестораны. Что скажут, то и приготовлю.
— Раз уж речь о еде. У тебя жесткая диета?
— Стараюсь питаться сбалансированно, и если у меня весогонка, то стараюсь урезать калораж. Но в целом никакой жесткости нет. Я всеяден, ем что люблю. Главное — без фанатизма. Просто у меня природная конституция такая: особо не толстею. В межсезонье максимально набирал 66 кг, но достаточно быстро скидывал до 60 кг перед боями. Оптимальный мой вес — 63–64 кг.
— А дома что готовишь?
— По настроению. Я неприхотлив к еде, очень люблю обычный якутский суп. Могу приготовить пиццу, пасту, бутерброды, салат.
— Охота, рыбалка?
— Это не мое. Очень люблю музыку, причем не придерживаюсь абсолютно какого-то стиля, увлекаюсь игрой на гитаре. Слушаю все подряд! Меломан. Раньше нравился рок, потом альтернативная музыка. Сейчас — все подряд.
— Ты на улице применял свои навыки кика?
— Никогда!
— Ну ты с виду обычный щуплый парень! Наверняка слово обидное слышал или оскорбления в свой адрес...
— Настоящий спортсмен на это никогда не пойдет. Я же могу и не рассчитать силу удара. Хотя допускаю, что если случится критическая ситуация, то подерусь. Но такого еще не было. И вы, кстати, правы. Некоторые люди остаются в шоке, когда узнают, что я кикбоксер международного класса.
— А в армии неужели не дрался?
— Армия есть армия. Да, были стычки в учебной роте, но я все-таки уже служил в период, когда в армии соблюдали устав.
— К чему сейчас готовишься?
— В феврале в Якутске начнутся соревнования уровня Дальнего Востока памяти Александра Иванова. Опять все по новой: ДФО, Россия.
— Что тебе лично дает спорт?
— Это дисциплина, воля. Наш вид спорта — экстремальный. И в нем ты реально можешь проверить свои волевые и критические способности. Я теперь понимаю, как могу реагировать на ту или иную ситуацию. Плюс — коммуникации. Дружу с очень большим количеством людей со всей страны. Кругозор. Ну и связи. Плюсов очень много.
— А получать по голове всякий раз ведь неприятно, сам сказал. На здоровье же влияет такой профессиональный спорт!
— Это издержки. Надо отрабатывать защиту грамотно! Тогда можно без урона уйти с ринга. И, кстати, по голове мы получаем удары меньше, чем боксеры.
Михаил РОМАНОВ
Фото ЦСП "Триумф"