"После каждой проверки минсельхоза мы за голову хватались"
В воскресенье, 25 декабря, Айсен Николаев побаловал журналистов. Медийная братия на двух автобусах отправилась из Якутска в Намцы, где открыли лучший сельский Дворец культуры и три часа мучили Ил Дархана своими вопросами.
Расскажем, чем на Новый год будут потчевать наших бойцов СВО, почему за провалы в сельском хозяйстве не должен отвечать министр и будет ли Айсен Николаев баллотироваться на новый срок. Дата открытия самого лучшего сельского ДК была выбрана неслучайно. В этот день в Намцах чествовали великого земляка Максима Аммосова, со дня рождения которого исполнилось 125 лет. Неудивительно, что его именем назвали новый Дворец культуры и духовного развития. Журналисты из Якутска не переставали восхищенно цокать языками, осматривая здание в шесть тысяч квадратных метров. К слову, здесь разместятся районный загс, краеведческий музей и филиал Национального художественного музея, Дом народного творчества и библиотека. К каждому учреждению строители сделали отдельный вход. На торжественном вечере, посвященном закрытию Года 100-летия ЯАССР, 390-летия вхождения Якутии в состав России и юбилею Максима Аммосова, Айсен Николаев отметил, что это лучший Дворец культуры из всех, что были построены в селах. Напомнив, что финансирование проекта полностью велось из средств АЛРОСА. Ил Дархану было чему радоваться. Намский Дворец культуры был в его предвыборной программе в 2018 году. Пламенная, эмоциональная речь их земляка, председателя Ил Тумэна Алексея Еремеева пестрила реверансами в сторону Ил Дархана в стиле «мужик сказал — мужик сделал».
Воскресное утро было действительно праздничным в Намцах. И Николаева, и Еремеева собравшиеся буквально купали в аплодисментах. Кажется, радовалась новому ДК и природа, прислав в Намцы весьма комфортные –25. Праздник в новом ДК продолжался до позднего вечера, но журналисты и Ил Дархан пошли по своей программе. Порядка 40 представителей республиканских и федеральных медиа собрались в одном из просторных залов ДК. У них были вопросы, в частности, почему Айсен Николаев, став Ил Дарханом, резко сократил число своих пресс-конференций. Попросили, чтобы и члены правительства выходили на прямой диалог к журналистам. Айсен Николаев сослался на большую занятость и заявил, что и председателю правительства, и другим членам кабмина постоянно указывает на необходимость проведения пресс-конференций. «Но они вас боятся», — пошутил Айсен Николаев.
Вопрос корреспондента «ЯВ» касался прозрачности трат на восстановление донбасского Кировского и помощи мобилизованным: «Понятно, что часть этого бюджета должна быть скрыта в целях безопасности. Но не получится ли, что из-за такой секретности деньги просто разворуют? Мы можем много говорить о совести, но вспомним, что творилось в аптеках и специализированных магазинах после объявления частичной мобилизации… Кто и как контролирует расходы?». Айсен Николаев заверил, что контроль за этими расходами даже больше, чем за гражданскими. Все, включая прокуратуру, под лупой рассматривают, сколько и куда именно уходит денег в Кировское, на обмундирование наших бойцов и помощь их семьям. «Наши расходы на восстановление Кировского по результатам проверки были признаны одними из самых эффективных в России», — сообщил Ил Дархан.
Захватив микрофон, корреспондент «ЯВ» рассказал историю о том, как республика заботится о своих раненых. Несколько дней назад к нам поступило сообщение о том, что парень из Нерюнгри ранен на линии соприкосновения и направляется в ростовский госпиталь. Мы немедленно передали эту информацию в республиканский Оперативный штаб помощи мобилизованным, и буквально через 20 минут из Ростова прислали фотографию нашего бойца, едва поступившего в приемное отделение госпиталя. Там сегодня работают медики и волонтеры из Якутии, и каждого нашего раненого они встречают и заботятся. Тут же волонтеры позвонили жене бойца, успокоили, что ранение легкое, купили российскую сим-карту для связи с родными. В общем, система работает. Журналисты поинтересовались у Ил Дархана, как он относится к международным санкциям, которые на него наложили США и Британия. Айсен Николаев добавил, что список этих стран уже гораздо больше: «Когда США объявили санкции, ко мне обратилась ваша коллега. Мне нечего сказать больше, чем я сказал тогда: «Чихать я хотел на их санкции!». Ни у меня, ни у моей семьи нет счетов и недвижимости за границей», — ответил глава республики.
РУК НЕ ХВАТАЕТ
По признанию Ил Дархана, Якутия испытывает острый дефицит рабочих кадров. По программе «Местные кадры — в промышленность» с 2018 года на промпредприятия республики было трудоустроено более 40 тысяч земляков. Если раньше промышленники неохотно брали якутян, то теперь они наседают на Ил Дархана. «Мне стыдно, что мы не можем обеспечить их потребность. «Колмар» готов трудоустроить 2,5 тысячи человек. В следующем году АЛРОСА потребуется 1,5 тысячи рабочих. А у нас их просто нет. Мы их не подготовили. Главы районов почему-то думают, что они не должны этим заниматься», — сокрушался Ил Дархан. Он также отметил, что промышленные флагманы готовы за свой счет обучать рабочих, было бы у них желание. Понятно, что многие вопросы крутились вокруг СВО и сложившейся экономической ситуации. Один из них касался указов главы республики о социально-экономическом развитии (СЭР) Нерюнгринского, Мирнинского и Алданского районов. Не будут ли заложенные в них цифры скорректированы на фоне специальной военной операции.
Айсен НИКОЛАЕВ:
— Мое твердое убеждение, что те, кто кует наш промышленный потенциал, развивает республику, выводит ее на лидерские позиции в промышленности страны, обеспечивает львиную долю доходов республиканского бюджета, должны получать от республики больше. К сожалению, в этих районах социальная сфера, мягко скажем, не в лучшем состоянии. Все указы о СЭР были многократно проговорены с руководством правительства, главами районов, руководителями компаний, которые там работают, — ни одна цифра меняться не будет!
Апеллируя к последнему Посланию Ил Дархана Ил Тумэну, журналисты поинтересовались у Николаева, будет ли он принимать кадровые решение в Минсельхозе. В своем послании глава республики отметил, что деньги на сельское хозяйство выделяются беспрецедентные (в следующем году — рекордные 14,2 миллиарда), но с 2018- го объем валового продукта в отрасли вырос лишь на 8%. А Минсельхоз работает по старинке, сводя свою роль к простому распределению бюджета без учета эффективности расходов. Айсен Николаев считает, что только кадровыми рокировками проблему не решить. Более того, по его мнению, Александр Атласов — один из лучших министров сельского хозяйства Якутии. Как минимум порядка при нем стало больше. «Точно скажу, что воровать стали меньше. Если в 2018–2019 годах после каждой проверки Минсельхоза мы за голову хватались, то сейчас выявляются лишь единичные случаи», — резюмировал глава республики. Ну что ж, теперь нужно научиться работать…
ВАРЕНЬЕ ДЛЯ БОЙЦОВ
15 тонн посылок собрала Якутия для наших парней, защищающих страну на специальной военной операции. Айсен Николаев сообщил, что по поручению правительства их комплектовали местные товаропроизводители. Каждая посылка около 3,5 килограмма, в каждой якутские деликатесы — варенье, жеребятина… «Мы уже доставили посылки к линии соприкосновения. Очень надеюсь, что к Новому году они попадут к нашим ребятам. Мы будем продолжать делать все, чтобы им было хоть немного легче и чтобы они скорее вернулись домой». Предсказуемо журналисты поинтересовались, будет ли Айсен Николаев выдвигать свою кандидатуру на следующий срок (выборы Ил Дархана пройдут в сентябре 2023 года). Он сохранил интригу, сообщив, что не против. Но пойдет на выборы, если «будет доверие президента и поддержка народа республики». Между строк читалось: конечно, пойду. В этот день Николаев много говорил о том, что еще предстоит сделать в республике, в том числе Ленский мост, за который журналисты называли его чуть ли не фантазером. «Ленский мост — это уже не фантазия, а реальность, с которой нужно работать. В декабре вышло постановление Совета Федерации о необходимости строительства Ленского моста. Для понимания: постановление Совфеда — это не просто хотелки сенаторов: все они согласуются с правительством страны и фактически являются документом к действию. Кроме того, Ленский мост впервые стал отдельной строкой федерального бюджета», — оптимистично парировал Ил Дархан сомневающимся представителям медиа.
Сергей СУМЧЕНКО.