"Сюрприз". 38-й сезон
А давно мы не писали об образцовом. Да и о танцах тоже. Выбор редакции остановился на ансамбле танца «Сюрприз», ведь именно он является образцовым коллективом России, народным коллективом Якутии, участником международных фольклорных фестивалей.
О том, что есть танец, мы беседуем с человеком, всю жизнь ему посвятившим, директором, художественным руководителем и идейным вдохновителем ансамбля «Сюрприз», заслуженным работником культуры и отличником образования Ириной ЕГОРОВОЙ.
На фоне наград Образцового коллектива РФ, народного ансамбля эстрадного танца "Сюрприз"
ТАНЕЦ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПУСТЫМ
— В детстве я занималась во Дворце пионеров, который был в каждом городе, поселке и даже селе. Хорошо помню своего первого педагога Лидию Павловну Гуревич, благодаря которой и выбрала в последующем эту профессию. Я коренная горожанка. После школы поступила в наше культпросветучилище, где у меня были замечательные педагоги! По их наставлениям мы все после училища поступали в институты культуры, по окончании которых возвращались домой.
— В 1987 году я окончила отделение хореографии Восточно-Сибирского государственного института культуры и приехала в Якутск работать во Дворец культуры и техники, ныне это ДДН имени Кулаковского. Сразу же создала ансамбль эстрадного танца, название которому придумали сами ребятишки: я дала волю их фантазии, в итоге выбрали «Сюрприз».
— Коллектив очень быстро разрастался. Я расширяла репертуар, который сразу же полюбился зрителю. И уже очень скоро мы стали выезжать с выступлениями за пределы республики. Если помните, мы участвовали в телепрограммах «Утренняя звезда», «Шире круг», «На балу у Золушки», «Хрустальный башмачок» и в других не менее популярных проектах.
— Детей становилось все больше, а когда количество участников перевалило за сотню, я взяла педагогов, да и мои первые выпускницы подрастали и шли по моим стопам, так что выросшие детки возвращались в родной коллектив — только уже хореографами. А впоследствии и они создавали свои коллективы в городе, так что «Сюрприз» можно назвать кузницей кадров с преемственностью традиций.
— Здесь получали базис отличник культуры Диана Посельская, актриса Алла Бузмакова, прима-балерина Екатерина Тайшина, золотой голос Центрального ТВ Сергей Вострецов, Татьяна Савочкина, ныне руководитель ансамбля «Тетрис», и многие другие известные творческие личности. У нас проходят дипломную практику студенты колледжа культуры и искусства. Были у нас на практике и иногородние студенты, например, Минусинского колледжа культуры, а Андрей Пойда стал главным солистом военно-морского ансамбля танца в Калининграде. Словом, у нас много выпускников, которыми я горжусь!
— Огромная география у нашего коллектива, посетившего более двадцати стран мира и все континенты, а в некоторых были и не по одному разу, где принимали непосредственное участие в больших фольклорных фестивалях и международных конкурсах. У меня в кабинете много стоит кубков Гран-при, дипломов лауреатов первой степени, наград и медалей, красноречиво говорящих о плодовитости творческих замыслов и их реализации.
— Сегодня в коллективе больше ста детей, и мы ставим не только современные танцы, но углубляемся и в народный танец, изучая танцы народов мира, то есть подкованы как в теории, так и в практике.
— В тесном сотрудничестве с родителями детей родился ансамбль русского танца «Ярилов день». Больше десяти лет назад мамы и папы, которые приводили своих детей на репетиции, ждали их в нашем буфете часами. Однажды я предложила: а давайте попробуем подарить на юбилей «Сюрприза» номер от родителей, что было встречено с большим энтузиазмом. Первый русский народный танец исполнили семь мамочек и один папа и сразу получили одобрение от зрителей. Уже скоро мы впервые приняли участие в конкурсе, и в жюри сказали, что «Ярилов день» стал очень интересным танцевальным коллективом.
— Сегодня в нашем репертуаре народно-сценические и традиционные танцы, но есть и немного стилизованные под них номера, а коллектив с возрастной категорией от 22 до 44 лет все больше разрастается. Кстати, первый, как я его называю, золотой, состав был гораздо старше. А еще приходят люди со специальной подготовкой, кто уже занимался хореографией, даже из государственных ансамблей танца, с тем чтобы учиться ставить более сложные номера. Так что мы широко представлены практически на всех сценических площадках города.
— Мечтаем выезжать с коллективом в другие города и страны, приглашений очень много, но финансово все туговато, да и взрослым людям подбить свои отпуска на один период довольно сложно. Радует, что все большие энтузиасты, влюбленные в танец, и бесперебойно посещают двухчасовые занятия строго три раза в неделю! «Ярилов день» объединяет людей самых разных профессий, но самое главное, что мы все как одна дружная семья, не разлей вода.
— Танцы — это даже не профессия, а скорее образ жизни, без которого я жить не могу и работаю 24/7, вынашивая в голове постановки, обрабатывая кучу идей, мыслей и фантазий. Там не всё так просто: танец от начала до завершения — зачин, кульминация, развязка — строится по законам хореографии. Каждый номер имеет свою историю, то есть это не движение ради движения, а обязательная смысловая нагрузка, замысел, идея. Как хореограф я воплощаю мое «Я» и доношу до зрителей всю идею в совокупности идеи, музыки, лексики — танец не должен быть пустым.
— Каждая история может иметь свое продолжение. Так же и танец. Исполнив однажды казачий танец, мы стали углубляться в танцы казаков разных регионов России — донских, кубанских, терских, казаков Сибири и так далее, — изучая лексику, которую только эта этническая группа исполняет. От национальных, возрастных и даже областных особенностей зависит не только лексика, но и подбор костюма. Тут очень легко ошибиться и попасть впросак, поэтому подготовке к танцу мы уделяем большое внимание. И за границей мы выходили не «а-ля рус», как это можно себе в воображении представить — сарафан да расшитый кокошник. Отнюдь. Мы несли и историю, и костюм, и танец во всей ее красоте! И несем по сей день.
— Что меня вдохновляет на создание танца? Когда слышу какой-то музыкальный материал, который и вдохновляет на новую постановку. Или это образ, сюжет, мизансцена, подсмотренные где-то в городе. Поэтому хореографы — это очень внимательные, наблюдательные люди: надо обязательно очень много смотреть! Во многих танцах вы можете увидеть целые сценки из жизни города. Ну и третье: учиться надо у великих. Свою лажу всегда успеете поставить (смеется), а поначалу срисовывайте, добавляя в творчество что-то свое, какую-то изюминку, поверьте, со временем вы приобретете свой индивидуальный почерк.
— Да, с почерком лучше не затягивать, потому что сейчас много коллективов, очень похожих друг на друга, как под копирку! А надо, чтобы вышли танцоры — и сразу видно: вот коллектив, не похожий ни на кого! Со своим видением, рисунком танца, оригинальной подачей и техникой исполнения, которую не каждому танцору поручишь, тут все зависит от индивидуальных способностей. Постановка танца — это огромная работа! Пока ставишь, двести раз все переделаешь, пока не сложится то, что надо. Для того чтобы создавать неординарное, нужно любить свою профессию, это однозначно!
ЖИТЬ НА ПОЗИТИВЕ!
— Ой! Если я буду танцевать, боюсь, что развалюсь (хохочет), все же седьмой десяток уже разменяла. Репетиции, конечно же, веду в полную ногу, все присядки мужские показываю, с девочками все кручу-верчу, дроби стучу, но целиком самой исполнить танец уже будет сложно. За молодежью не угонишься. Да и нужно ли? Надо, чтобы на сцену выходили молодые-красивые!
— Хобби? Я очень хорошо делаю ремонты! Мне по плечу дизайн квартиры и его воплощение в жизнь. Очень нравится красить, шпатлевать, шторки развешивать, а потом любоваться проделанной работой — кайф! Пространственное мышление — всё мое.
— Я же теперь живу на два города — все пытаюсь переехать в тепло, в Анапу, но никак корни не отпускают. Я родилась и выросла в Якутске, здесь вся моя жизнь, мои коллективы, моя любимая работа, которые никак не могу бросить. Родные уже перебрались в тепло. У меня большая семья. Есть сестра-близняшка, и мы всю жизнь друг друга поддерживаем. Сынуля выбрал профессию актера театра и кино. Но не знаю, как отрываться.
— Мои жизненные принципы? Нужно всегда стремиться к новым знаниям. Как только ты перестаешь это делать, считай, начинаешь стареть. Нужно идти в ногу со временем! Педагог, он как зеркало, и, так как я работаю с детьми, мне никак нельзя отставать от них, а стремиться к знаниям, творчеству, новым победам. Словом, нужно идти вперед и нигде не останавливаться! И обязательно жить на позитиве!
Яна НИКУЛИНА
Фото предоставлены героиней материала