Буор Сигиди эмээхсин
Материал в прошлом номере «ЯВ» о стихиальных духах и в частности о духе Сиргидэх изначально вышел ранее на сайте нашей газеты. И в порядке обратной связи поступил ряд вопросов, общий смысл которых сводился к тезису: «Каким образом якутское слово сиргидэх связано с ненецким сихиртя, кроме некоторого созвучия и похожести значения? Можете подробнее растолковать?» Да. Давайте расскажем о Старушке Буор Сигиди и ее семействе чуть подробнее.
Пролог
Владыка Нижнего мира Львиноликий Титан Сперва следует упомянуть могучего злого духа, супруга Старухи Сигиди.
На самом дне Нижнего мира и обитает глава 36 родов злых духов Арсан Дуолай, или, по-другому, Арсан Дуолан. Другие имена его — Земляной Рот Буор Маҥалай (похоже, что эпитет), Провидец Дракон-владыка Луо-хаан-тойон, Бородатый Чаҕаллаах, Усатый Бытыктаах (более позднее имя — времен христианизации якутов, когда Сатану считали усатым), Звездный Змей Одун Моҕой, Пестрый Огромный Провидец Ала Буурай тойон.
Тайное шаманское имя Темного Владыки — Хозяин Синих Глубин Күөх Далай иччитэ Эрилик-хаан-тойон. Здесь все прозрачно — это тюрко-монгольский мифологический образ Владыки ада Эрлиг-хан. Буор Маҥалай одновременно намекает на имя хтонического хозяина Вселенной Маҥхалыын-тойон, и это намек на подземного змея-дракона Луо-хаан-тойон, который после войны миров зарылся, поедая землю, глубоко вниз и затаился на тысячелетия в спячке. Возможно, этот Мировой Змей является еще и Временем-Сах в виде змея, кусающего свой хвост и в таком положении вращающем мир и отсчитывающим дни и ночи. К этому же образу подходит Звездный Змей Одун Моҕой. В старомонгольских языках «одон/одун» имеет значение «звезда; звездный». Моҕой «змея» — в монгольский это слово, вероятно, попало из китайского 魔虺 «мохуй» — «дьявольский змей» через южномонгольский баонаньский язык — «мoҕyй», «змея».
Давайте запомним этот образ — Звездный Змей.
Предполагается, что Арсан от якутского «арсай» — «скалить зубы», родственного тюркским (киргизским, хакасским, шорским, тувинским и т. д.) словам «арсай, ырсай, арзай», означающим тоже «скалиться». В многочисленных монгольских языках «арсай» тоже встречается, но там семантика слова тяготеет к «быть острием кверху (например, про положение копья)», «ощетиниваться во все стороны». Другая этимология слова «Арсан» — от тюркского арслан «лев». У нас «лишний» звук «л», может, конечно, и выпасть, согласно требованиям закона гармонии звуков якутского языка. Борода Арсан Дуолая, судя по фольклорным описаниям, переходит в гриву, подобную львиной. Подтверждением тому еще одно его имя — Чаҕаллаах или Чаҕыллаах, «Имеющий бороду». Пасть полна острых клыков.
Слово «дуолан» в гениониме переводилось как «огромный». То есть имя Темного владыки можно перевести примерно как Огромный Лев, Львиноликий Титан, Оскалившийся Гигант.
Монгольский многоголовый мангас
Владычица Нижнего мира
Супругу главы Нижнего мира чаще всего зовут в олонхо и шаманских запевах при камланиях Госпожа Пестрая Громадина или, если допустить сочетание Буур-Ай, то Пестрая Лось-Луна, ходящая в колодках на своих ступнях — Адаҕалаах Ала Буурай-хотун. Еще одно имя — Адаҕалаах Адайда Буурай Хотун.
Эти колодки сравнивал со средневековым китайским изуверским культом миниатюрных женских ступней еще П. А. Ойунский. Это когда у маленькой девочки из знатной семьи бинтовали ноги. В результате ноги оставались такого же размера, однако страшно деформировались. Пережиток прошлого, уродующий ради сомнительной культурной эстетики.
Вероятно, эти очень тесные металлические башмаки злого духа женского пола — память о временах контактов культурных предков якутов с представителями Северной Сун.
Контакты эти были, но отражаются ли в других названиях духов?
Платон Ойунский сравнивал Арсан Дуолан с придуманными им «в подражание китаизмам» словами: «аар-суун», «дао-лиин» или «ар-чун-дао иэн». Все эти размышления из разряда ненаучной «народной этимологии».
Однако в словаре якутского языка Э. К. Пекарского есть вариант Аарсын Дуолай. Аар «могучий», а «сын» напоминает Сун — название китайской династии, правившей в 960–1279 гг. н. э., с которой тесно взаимодействовала (вели торговые отношения, воевали) часть культурных и лингвистических предков якутов — теле-гаогюй, древние уйгуры, бома.
В Дуолай можно действительно выделить Дуо. Дуо/Туо в якутском языке в старину действительно означал аналог китайского понятия Дао-Путь.
Хэhэлээх Тимир Сигидики. Изображение из просторов интернета
Сигиди как ключ к генионимам
Другое имя владычицы Нижнего мира и супруги Арсан Дуолана звучит как Буор Сигиди-хотун (Земляная Сигиди-госпожа), управлявшая семью племенами абааhы. Давайте сравним этот генионим с якутским бранным словом «сиргидэх», ранее обозначавшим злых духов — сиргидэх или сиэмэх сиргидэҕэ «низший из злых духов-едоков», который пристает к человеку, если тот случайно наступит на притаившегося в дорожной пыли злокозненного духа. Едоки-сиэмэх — это особая категория мелких злых духов якутской мифологии, грызущих тело, ум и душу человека.
Также видна некая тесная связь Сигиди с ненецкими сихиртя «земляными едоками, злыми духами, выбирающимися в Срединный мир под покровом полярной ночи, чтобы поедать людей и их оленей, да собак».
В якутских шаманских запевах при камланиях этот демонический женский образ Сигиди называется Буор Сиргиди-эмээхсин или Буор Сигирди-эмээхсин. А вот этот звук Р, плавающий и пристраивающийся то там, то здесь, и является связующим звеном между якутским сиргидэх и самодийским сихиртя. Все здесь выстраивается достаточно логично.
Притом метатеза эта есть и в ненецком языке — сихиртя, сирчи, сиртя, сирхитя.
И в якутском — бранное слово «сиргидэх» распространено в западной части Якутии, а именно чаще всего в сунтарском диалекте. Отмечаются варианты этого слова в фольклорных текстах северо-западных якутов (оленекцев и анабарцев) в виде сигирдэх. Через это сигирдэх мы и приходим к ненецкой параллели — сихиртя.
Еще одно имя этого могущественного злого духа звучит еще более витиевато — Хэhэлээх Сэттэ хос бастаах Тимир Сигидики (Сиргидики) Моҥус Эмээхсин, что можно перевести как Семиголовая Прожорливая Старуха Железная Сигидики (Сиргидики), имеющая бубен (хэсэ по-бурятски означает «шаманский бубен»). Семиголовость — явная отсылка к хтоническим чудовищам монгольской мифологии — мангыс. В полузабытой ныне якутской демонологии называются они моҥус.
Вот этот генионим Сиргидики и породил слово «сиргидэх». Сакральный термин превратился в бранное слово.
Индуистская богиня Манаса
Манака~мангус/мангас~моҥус/маҥыс
В Южной Сибири археологи описали изображение древнего мифического существа с семью головами. Сообщается, что в нижнем левом углу рисунка находится, вероятно, более поздняя руническая надпись — Манака.
Не раз проводили параллели с божеством с семью головами, известным как Чикомекатль древних народов Мексики. А также с মনসা Манаса — индуистской туземной богиней змей, культ которой распространен в Бенгалии и других частях Северо-Восточной Индии. Считается, что Манаса способна предотвращать змеиные укусы и исцелять ужаленных змеями. Описывают Манасу как очень добрую к своим преданным и жестокую к тем, кто не желает поклоняться ей. Изображают Манасу сидящей на водяной лилии и окруженной змеями, как бы торчащими из ее головы. А так связь терминов Манаса и Манака видится не столь отдаленной.
Нам же видится и связь Манака (да и Манаса) с монгольскими мангус или мангас, а также с якутскими моҥус или маҥыс.
Возвращаясь к сигиди
Вариант сиргиди, возможно, указывает на основу сир «земля», особенно учитывая полное имя злого духа Буор Сиргиди. Ведь буор тоже означает «земля; глина».
В собственно Сигиди можно заподозрить метатезу согласных, способствующих родственности с якутским «сидик, сидьиҥ» — «поганить, сквернеть; страдать от недержания мочи; неряха; гадкий, поганый, противный, мерзкий; гадкий» — полное соответствие семантическому ряду слова сиргидэх. Корни слов «сидик, сидьиҥ» в тюркском «сидик», «моча».
Есть и отдельная семантика в «сидьиҥ» — «то, что пресмыкается, ползет; пресмыкающееся». Например, словосочетание: «үс сир сидьиҥ эриэн кыыла» Э. К. Пекарский переводит как «три пресмыкающихся по земле змеи».
Вот и наступило время вспомнить супруга Буор Сигиди — Звездного Змея Одун Моҕой.
Но почему обитатель Нижнего мира называется в фольклоре Звездным Змеем? В кулуарных беседах с основателем современного неоязыческого учения айыы кандидатом филологических наук Лазарем Афанасьевым — Тэрис, я не раз слышал от него концепт о том, что разделение на три мира в якутской мифологии достаточно условно. «Звездные» и «Небесные» имена могут иметь и обитатели Нижнего мира.
Семиголовая богиня Манака, наскальные писаницы, Южная Сибирь
Владимир ПОПОВ




