Театральный этикет
Записки оперного дилетанта
Мы, якутские любители оперы, с замиранием сердца ждем завтрашнего дня, 5 октября, когда в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева — Суоруна Омоллоона откроется 54-й театральный сезон премьерой оперы Дж. Верди “Риголетто”. Билеты на нее sold out, т. е. распроданы все до одного, что позволяет мне сделать вывод, что наверняка и кто-то из вас, читателей “Якутска вечернего”, будет завтра на этом культурном событии. А хорошо ли вы знаете правила театрального этикета?
Этим летом я побывала на Зальцбургском фестивале — самом известном музыкальном фестивале, который проводится в австрийском Зальцбурге каждое лето. Получила массу положительных эмоций и испытала незабываемо яркие внутренние переживания — всё благодаря высокому исполнительскому мастерству артистов.
Но вместе с тем нашлось место хоть и малюсенькой, но ложечке дегтя в виде небольшого разочарования публикой, которая на главном музыкальном фестивале планеты, казалось бы, должна быть самой искушенной. На деле обнаружилось, что и здесь находятся люди, не вполне владеющие правилами поведения на концертах классической музыки.
В связи с чем я решила поделиться с вами теми правилами театрального этикета, что усвоила за четыре года увлечения оперой.
- Приходите вовремя
Парадная дверь в нашем ГТОиБ открывается за час до начала спектакля, а в зрительный зал начинают запускать за 15 минут.
Лучше прийти не менее чем за 20 минут до начала представления, чтобы спокойно решить все вопросы, не имеющие прямого отношения к мероприятию (телефонные разговоры, посещение буфета, туалета и пр.), и спокойно занять свои места.
Если ваши места находятся в середине ряда, то лучше пройти к ним пораньше (можно между первым и вторым звонками), чтобы не беспокоить сидящих с краю. Если все же пришлось их побеспокоить, то продвигаться к своему месту следует лицом к сидящим. И будет совсем уж идеально вежливо, когда, проходя, вы будете извиняться и благодарить тех, кто встал, чтобы пропустить вас.
Если вы опоздали, постарайтесь проникнуть в зрительный зал как можно более незаметно и занять первое подвернувшееся свободное место. Свое “законное” место по билету лучше найти уже в антракте. Если вам надо уйти посреди спектакля, постарайтесь сделать это как можно более незаметно, а лучше дождитесь антракта. Покидать зал во время представления считается неуважением как к артистам, так и к зрителям.
- Тишина
Самое главное на оперном спектакле и классическом концерте — это музыка, поэтому основной принцип нашего присутствия в зрительном зале — поменьше посторонних звуков. Мобильные телефоны лучше всего отключить либо поставить на беззвучный режим даже без вибрации. Все разговоры — только в антракте. Во время спектакля можно переброситься парой фраз, но так, чтобы не мешать другим зрителям наслаждаться действом.
- Фото и видео
В театрах, как правило, запрещено снимать во время спектакля, тем более со вспышкой, ибо яркие экраны, вспышки, да и поднятые над головой в поисках лучшего ракурса телефоны будут мешать и артистам, и другим зрителям. Капельдинеры (иногда строго, иногда сквозь пальцы) следят за соблюдением этого правила и специальной лазерной указкой светят тем, кто осмеливается нарушить. Так что если вдруг заметили красную точку лазерной указки у себя на телефоне — приостановите съемку.
Но, буду честна, лично я иногда снимаю тайком. Выключаю вспышку, уменьшаю яркость экрана до самого минимума, держу телефон на уровне груди поближе к себе. Итог: за четыре года моих походов в наш оперный театр капельдинеры сделали мне замечание лишь единожды. А сами артисты совершенно не против такой съемки и, бывает, даже просят поделиться снятым материалом.
- Аплодисменты
Чтобы не отвлекать исполнителей, не хлопайте поверх музыки.
На классических концертах, состоящих из блоков, или если исполняется произведение, состоящее из нескольких частей, нельзя аплодировать внутри блоков или между частями — это мешает артистам настроиться. Лучше, конечно, заранее подготовиться и, как минимум, ознакомиться с программой. Если вы не уверены, стоит ли хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. Также подсказкой вам может стать поведение исполнителей: певец не кланяется, музыкант не встает из-за своего инструмента, дирижер не поворачивается лицом к зрителям.
В оперном спектакле можно аплодировать по окончании увертюры, арий и дуэтов, и тем громче и продолжительнее, чем больше понравилось.
Перед началом последнего акта свет прожекторов направляется в оркестровую яму, и это говорит о том, что настало время выразить аплодисментами ваше отношение к работе дирижера и оркестра.
Финальные поклоны — пора самых бурных аплодисментов с криками “браво” — мужчине, “брава” — женщине и “брави” — если исполнителей больше, чем один. В нашем театре зрители зачастую выражают свой восторг не только продолжительными аплодисментами со вскакиванием с мест, но и топанием, свистом, улюлюканием (прямо как на каком-нибудь рок-концерте), и, по моим наблюдениям, артистам это нравится, так что тут вы можете не стесняться в выражении переполняющих вас эмоций.
И, конечно же, вы проявите свое уважение к артистам, если по окончании спектакля не броситесь сломя голову в гардероб, а останетесь в зрительном зале до тех пор, пока артисты на сцене и пока не закроется занавес.
- Цветы
Букет живых цветов — пожалуй, лучший способ выразить признательность за исключительное выступление, подаренные впечатления, проделанный труд и преданность своему искусству. В некоторых театрах, например, в Большом, цветы артисту вручаются только через капельдинера, которому вы передаете букет с указанием имени артиста. В нашем театре цветы можно вручить лично, поднявшись на сцену во время финальных поклонов. Единственное ограничение — сделать это можно не раньше выхода на поклоны дирижера спектакля.
- Дресс-код
Времена, когда в театр приходили непременно в вечерних нарядах и смокингах, канули в Лету. В наши дни достаточно одеться слегка элегантнее, чем обычно. Да и людей в джинсах никто из театра не гонит метлой. А вообще, по большому счету, можно и не думать ни про какой этикет. Если вам симпатичен артист и интересно то, что он делает, приходите в театр и не бойтесь повести себя “неправильно”, ибо ваша искренность ценнее всяких правил! Желаю всем замечательного театрального сезона! Пусть он будет наполнен энергией творчества, силой духа, светом таланта!
Светлана КОБЯКОВА