Главная » 2022 » Сентябрь » 16 » В Якутске под угрозой обрушения 38 домов

В Якутске под угрозой обрушения 38 домов

 

 

10 сентября мэр Якутска Евгений Григорьев созвал пресс-конференцию, где среди прочего сообщил: «38 домов в городе — под угрозой обрушения». Мы восприняли эти слова буквально: завтра рухнут вместе с несчастными обитателями. Где эти дома? Кто эти люди, которым угрожает опасность? За ответами пришли в мэрию, где нас ждали заммэра Антон Алексеенко и и. о. руководителя Департамента жилищных отношений Вадим Семёнов.

Справка «ЯВ»

Сегодня практически все деревяшки Якутска признаны аварийными. Власти поставили амбициозную задачу: до 2032 года полностью ликвидировать ветхое аварийное жилье в деревянном жилом фонде. Везде. И в Мархе, и в Сайсарах, и на 17 квартале.

Якутия — лидер по ветхому и аварийному жилью в стране — 1 млн 100 тыс. кв. метров. Президент Путин неоднократно в разные годы своего правления заявлял: «Пора вытаскивать людей из трущоб, пора закрывать эту позорную страницу!»

***

 — Прямо завтра эти дома возьмут и рухнут?

Антон АЛЕКСЕЕНКО:

 — Это не так все-таки. Аварийных домов в Якутске значительно больше — 1075. В ближайшей программе по переселению — 165. Из этих 165 какие-то дома в более аварийном состоянии, какие-то в менее аварийном. Но 38 домов должны быть расселены в самое ближайшее время. В таком контексте подавалась информация.

 — Существует же строгая очередность, этапы.

— Дома признаются аварийными по решению жильцов. Это инициатива собственников жилья. Есть четкая очередь: кто первым признал свой дом аварийным, тот первым попадает под расселение. За исключением ситуаций, когда территория, где располагается аварийный дом, подпадает под комплексное развитие территорий. Если есть инвестор, который готов на этой земле построить многоквартирный дом и расселить людей, мы только рады.

Вадим СЕМЁНОВ:

— Эти 38 домов в критическом состоянии. Когда мы ведем работу с территориальными органами, имеем сводную информацию о том, с каким конструктивом дома не позволяют находиться там людям. Ради безопасности. Эти 38 домов не попали в действующую программу расселения. Они были признаны аварийными после 1 января 2017 года. Волевым решением наших ил дархана и мэра мы должны полностью избавиться от непригодного для проживания фонда до 2032 года. Необходимо привлечение большого объема финансирования не только из госбюджета Якутии, но существенную часть надо привлечь из федерального бюджета. Мы понимаем, что весь аварийный фонд, несмотря на то, что он был признан аварийным в разное время, построен примерно в одно время и они находятся в одинаково аварийном состоянии. Просто кто-то признал свой дом раньше, кто-то позже. Сейчас аварийных домов не прибавляется, это к лучшему. Но с этими 38 домами надо решать уже сейчас. Мы предложим депутатам городской думы при формировании бюджета на 2023 год учесть эти 38 домов. При этом из этих 38 домов не все имеют официальные заключения комиссии по чрезвычайным ситуациям о том, что есть конкретная угроза обрушения. Но у нас есть предписания надзорных органов, есть акты управ.

— Я правильно понимаю, что эти 38 домов будут расселены вне очереди?

Антон АЛЕКСЕЕНКО:

 — Есть республиканская адресная программа расселения — это 165 домов. Но помимо этого у нас есть муниципальная программа, которая значительно меньше объемом, тем не менее при формировании городского бюджета мы понимаем, что есть дома, которые реально надо расселять. По которым есть документы надзорных органов. И прокуратура нам всякий раз указывает, что мы обязаны расселять такие дома. На сегодня их — 38. Из 1075 аварийных домов Якутска эти 38 необходимо расселить в первую очередь. Каждый год мы в бюджете города предусматриваем средства и постепенно работаем. За этот год по муниципальной программе мы расселили четыре многоквартирных дома.

Вадим СЕМЁНОВ:

— Адреса: Кеши Алексеева, 8/1, Новокарьерная, 27/2, Рыдзинского, 15 и Верхоянская, 19. Некоторые собственники изъявили желание получить не жилое помещение, а денежные возмещения. Деньги уже все получили. Остальные ждут ввода жилья. Также мы можем предложить квартиры на вторичном рынке. По нынешнему бюджетному 2022 году мы будем обеспечивать жилыми помещениями до конца 2023 года.

— А кто, собственно, определяет: «Ты жди своей очереди в туманном 2025 году, а ты готовься с вещами на выход». Кто в составе комиссии? Кто ходит и щупает эти аварийные стены?

Антон АЛЕКСЕЕНКО:

— Есть комиссия по чрезвычайным ситуациям, члены которой обследуют жилые помещения. Они и определяют, что есть угрозы обрушения.

— Зайдите в любую квартиру аварийного дома. Я вас уверяю, что все начнут убедительно вам доказывать, что именно их дом со дня на день обрушится!

— В составе комиссии много экспертов из разных структур. Есть и Департамент ЖКХ, управления ГО и ЧС, ДЖО, СЭГХ, — да все специализированные структурные подразделения окружной администрации. Решение принимается коллегиально людьми, которые имеют компетенцию, инженерное образование, обладают опытом эксплуатации многоквартирных жилых домов. Члены комиссии выполняют акт осмотра.

— 31 декабря истекает срок, когда в новые дома должны въехать люди, чьи дома были признаны аварийными несколько лет назад на очередном этапе. Въедут? Есть куда?

— На сегодняшний день есть несколько объектов. Это семь многоквартирных домов в микрорайоне «Звездный» на ДСК, многоквартирный дом на Кузьмина, 20, и многоквартирный на Свердлова, 3. Эти дома — 573 жилых помещения — до 31 декабря этого года будут сданы.

— В «Звездном» дома еще не построены, а новый год — близко.

— Они в довольно высокой степени готовности. До конца года будут построены.

— А санкции? Удорожание стройматериалов?

 — Есть четкая обоснованная стоимость выкупа помещений. Застройщик готов за такую цену продавать. Если будет принято решение об увеличении стоимости выкупа, застройщик уведомит. И насколько я знаю, цена и так уже была увеличена.

Вадим СЕМЁНОВ:

— Летом этого года региональным оператором — Дирекцией жилищного строительства при Минстрое Якутии — было принято решение о повышении цены на контракты. Застройщики, испытывая санкционное давление, уже подняли цены. По срокам? По РИА мы ощущаем хорошую готовность, но необходимо трезво смотреть на вещи и понимать, что некие риски у застройщиков могут быть.

Антон АЛЕКСЕЕНКО:

— Под конец стройсезона мы еженедельно проводим штабные заседания, оцениваем готовность объектов, сегодня по РИА мы не видим рисков ни по освоению, ни по выполнению строительно-монтажных работ. Семь многоквартирных домов они введут в срок. Есть небольшие задержки по другим объектам, но они не критичны. Есть время, когда нужно консолидироваться застройщикам, привлечь дополнительные ресурсы. Мы контролируем эти процессы.

— Федеральную программу по переселению продлят?

— Она закончится 1 сентября 2025 года. Сейчас у нас идёт опережающими темпами освоение средств. Осенью был визит в Якутию председателя правительства Михаила Мишустина, ставился вопрос, чтобы продлить и увеличить финансирование тем регионам, которые в срок или досрочно выполняют адресную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Есть регионы, где вообще идет неисполнение. Надеемся, что правительство РФ нас услышит.

— Сейчас много горожан желают признать свое жилье аварийным?

— Не все горожане могут консолидироваться. Признание дома аварийным стоит денег — на техническую экспертизу в специализированной организации. В свое время муниципалитет принял решение, что эти расходы город берет на себя. То есть мы за счет городского бюджета признаем эти дома аварийными, включаем их перечень, и тем самым у горожан появляется возможность встать в эту очередь. Но еще раз: сейчас признано 1075 домов. А всего у нас — 1135 многоквартирных деревянных домов плюс порядка 400 блокированных домов.

— Что такое блокированных?

— Это одноэтажные деревянные дома на две или на четыре квартиры. То есть признано всего около 75% домов аварийными.

 — Как быть с теми, кто купил уже аварийную квартиру? Им ведь новое жилье не положено — дают по оценочной стоимости, а оценивают в 50 тысяч за квадрат. Таких цен в Якутске давно нет.

Вадим СЕМЁНОВ:

— Статья 32 Жилищного кодекса гласит, что человек, приобретший право собственности в аварийном жилье, не имеет права на жилое помещение. А имеет право только на стоимость, на которую он эту собственность приобрел. Это суровая норма для тех, кто не знал о том, что будет такая норма. Они в судебном порядке эту норму оспаривают. Мы неоднократно обращались к нашим депутатам, чтобы они вышли с законодательной инициативой для внесения каких-то поправок. Закон обратной силы не имеет. Мы на стороне граждан. Сейчас идут прения. Но мы следуем букве закона. Это двоякая ситуация.

— И многие добились справедливости в суде?

— Таких ситуаций в Якутске около 160. Сейчас решили положительно свой жилищный вопрос не больше одной трети. Судебные споры идут.

— Как быстро вы рушите расселенные дома, которые стоят без окон и без дверей?

 — В этом году — 20 домов.

— Ну и главный вопрос, из-за чего я собственно к вам и пришел. Кто все эти счастливчики из 38 домов? Кому дадут жилье или деньги в первую очередь?

Антон АЛЕКСЕЕНКО:

— Вы адреса хотите?

 — Желательно. — Эти дома разбросаны по всему городу. Это Сайсары, Строительный округ, Марха. Но мы вам конкретные адреса не дадим, потому что это некорректно по отношению к другим участникам, которые стоят в очереди.

 

Михаил РОМАНОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb