Чем монолитнее становится Ил Тумэн, тем менее зрелищными получаются его заседания
Чем монолитнее становится Ил Тумэн, тем менее зрелищными получаются его заседания. Нынешний седьмой созыв собрался под безусловным верховенством «Единой России». Редкие депутаты от оппозиции то ли еще не нашли себя, то ли совершенно потерялись на ее фоне.
Третье пленарное заседание нынешнего созыва Госсобрания Якутии стартовало 18 октября в традиционные 10 утра. Традиционно открыл его председатель Алексей Еремеев. А начали с почти скучного назначения двух мировых судей. Процедура техническая и лишь однажды вызывала бурную дискуссию депутатов, когда продляли полномочия судье по уголовному делу их коллеги Виктора Лебедева. Нынешние кандидаты перед парламентариями «не провинились», так что выступление Елены Голомаревой стало неожиданным. Она что-то говорила про законность принимаемых судьями решений, а закончила призывом вызывать местных прокуроров и судей на планерки районных глав. «Они говорят, мы федералы, у нас другие задачи. Нам надо в корне изменить подход к работе федеральных структур с республиканскими и особенно районными. Они так далеко ушли со своими федеральными полномочиями от насущных проблем людей», — резюмировала депутат Голомарева. Ее предложение коллеги оставили без обсуждения и почти единодушно продлили полномочия судьям.
МНОГОДЕТНЫМ — ПО ПОЛТУАЛЕТА
Некое подобие дискуссии возникло на вопросе о внесении изменений в бюджет республики 2023 года. Депутаты пытались перетащить его «одеяло» на свои избирательные округа, ответ перед ними держал исполняющий обязанности министра финансов Якутии Валерий Жондоров. В отличие, к примеру, от уже утвержденных председателя правительства и его заместителей Жондорову для удаления приставки «и. о.» еще предстоит пройти согласование в Минфине РФ. Впрочем, с его опытом на посту министра это наверняка будет простой формальностью, всего лишь требующей времени. Одним из наиболее активных парламентариев был нынче единственный представитель ЛДПР в Ил Тумэне Гаврил Парахин. Он, в частности, поинтересовался у Жондорова: зачем вместо положенных многодетным семьям земельных участков предоставлять им денежную компенсацию? И не лучше ли направить эти деньги на газификацию и электрификацию наделов с последующей передачей их многодетным? «200 тысяч рублей компенсации — это сегодня 1,5 квадратных метра квартиры в Якутске — туалет больше. Может, эти сотни миллионов лучше пустить на создание инфраструктуры и затем уже выделять земельные участки?» — вопрошал Парахин. В ответ и. о. министра напомнил, что сегодня в очереди на землю в Якутии стоят более 4,5 тысячи многодетных семей. И, по словам Жондорова, не все они малоимущие: «Мы знаем, что в этой очереди стоят и многодетные семьи, уже имеющие земельные участки, дома и квартиры. Эта мера, позволяющая сократить очередь, призвана определить наиболее нуждающихся».
И. о. министра напомнил, что впервые компенсацию вместо земли многодетным предложили в прошлом году, выделив на нее 300 млн рублей. Теперь добавили еще 100 млн. Он выразил уверенность, что в последующем эта мера также сохранится, поскольку «удовлетворяет потребности нуждающихся». Парахин возразил: «Если бы мы подвели к земельным участкам газ и электричество, они бы стоили не 200 тысяч, а 1 миллион 200. Люди берут компенсацию лишь потому, что годами не могут дождаться положенной земли». И. о. министра Жондоров заверил парламентариев, что республика будет вкладываться в инфраструктуру для многодетных. Но никакие цифры при этом приводить не стал.
Не прошло и часа с начала заседания, как председатель Ил Тумэна Алексей Еремеев предложил объявить перерыв, сославшись на то, что подошло время. Коллеги поправили спикера: времени до перекура еще час. И Еремеев продолжил вести заседание. Он еще не раз сбивался и путался, что на него было не похоже. А когда все же объявили перерыв, председателя увезли на скорой с гипертоническим кризом.
Взявший в свои руки бразды первый заместитель руководителя Ил Тумэна Александр Жирков не раз объяснял депутатам, чем отличаются вопросы от выступления, и просил быть конкретными. Однажды сделал замечание и и. о. министра Валерию Жондорову, отметив, что не только вопросы, но и ответы должны быть конкретными. А с цифрами и. о. министра финансов в этот день был особенно осторожен. Как отметили на заседании, в нынешних условиях и правительство России не дает конкретных прогнозов по экономике на два-три года вперед. Так что вряд ли стоило ждать этого от регионального министра. Жондорову все чаще приходилось объяснять, что те или иные пункты будут включены в бюджеты 2024–2025 годов. Но выглядело это больше как предсказание, а не планирование. Однако ему пришлось признать, что некоторые обязательства государство с себя уже сняло. Так, еще недавно, как мантру, чиновники цитировали президента, поручившего к 2024 году перевести школы на односменную работу. «У нас сейчас первейшая задача — обеспечить новые места в школе. В этом году в республике планируется сдача порядка 13- ти школ. На мой взгляд, работа со второй сменой у нас, конечно, в дальнейшем», — сбивчиво подытожил и. о. министра, разбавляя свой ответ пространными рассуждениями о достижениях в строительстве.
Из 70 парламентариев до третьей пленарки дошло лишь 57. А к принятию поправок в бюджет председатель оказался в больнице и куда-то растворился еще один депутат. Против выступила фракция «Новых людей», дав ничего не значащие пять голосов. Три парламентария воздержались, а 47 поддержали правительство. Из 26 вопросов повестки, как обычно, львиную часть составляло приведение республиканского законодательства в соответствие с меняющимся федеральным.
По ходатайству прокуратуры республики из Кодекса административных правонарушений РС(Я) исчезла статья об ответственности за несанкционированную уличную торговлю. Парламентарии поначалу заволновались, что улицы зарастут несогласованными лавками и киосками. Но их быстро успокоили: данный вопрос находится в ведении федерального законодательства, а в федеральном КоАП соответствующая статья предусмотрена. Так что ее дублирование в республиканском кодексе не только незаконно, но и бессмысленно.
Наверняка неприятно поёжились региональные и муниципальные чиновники. На удивление для них не было административной ответственности за неисполнение должностных обязанностей. Федеральные служащие при этом, что называется, ходят под статьей. Но 18 октября Ил Тумэн ввел аналогичную ответственность и в республиканский КоАП. Отметим, что с таким предложением на пленарке лично выступил прокурор Якутии Максим Попов.
С ПРОТЕСТОМ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Третье пленарное заседание уделило внимание и тем якутянам, кто вдруг захочет помитинговать. Как говорится, ничего личного, а лишь приведение местного законодательства в соответствие с изменениями в федеральном от 5 декабря 2022 года. Тогда расширили список запретных мест для публичных протестов, включив в него территории любых вокзалов и станций, объектов жизнеобеспечения, образовательных, медицинских учреждений и детских площадок.
Нельзя митинговать на объектах органов соцзащиты и власти, причем и на «непосредственно прилегающих к ним территориях». Депутаты робко поинтересовались: как понять, что эта территория непосредственно прилегает и любой протест на ней вне закона? Им ответили: все в руках муниципальных глав, которые должны своими распоряжениями закрепить «прилегающий» статус.
Предсказуемо говорили на заседании о поддержке семей участников спецоперации. В первом чтении утвердили законопроект о продлении статуса многодетной семьи тем, чьи дети находятся или погибли на СВО. Такое протокольное поручение было вынесено еще 16 мая, но к октябрю парламентарии дозрели лишь до первого чтения. Теперь голосовавших стало еще меньше — 54. Принято 52 голосами «за» при двух воздержавшихся.
После обеденного перерыва работа депутатской пленарки пошла куда бодрее. Рассчитанная на два дня повестка была исчерпана уже к 16 часам. Новый депутатский созыв вспомнил предыдущий опыт, все чаще выкрикивая: «По проекту!». Это когда ни выступлений, ни обсуждений, а сразу голосование.
Впрочем, лишь на одном этом основании депутатов вряд ли можно безапелляционно заклеймить «дежурными кнопкодавами»: каждый вопрос прорабатывался в профильных комитетах, наиболее важные разбирались и во фракциях. Тот же и. о. министра Жондоров до заседания множество раз отвечал на вопросы парламентариев. Надо полагать, многие были сняты еще тогда. 18 октября Ил Тумэн безотказно принял всё, что ему подготовили глава и правительство республики. Сами же депутаты с законопроектами пока не выходили.
Сергей СУМЧЕНКО.