Главная » 2023 » Октябрь » 16 » "Якутяне любят манго"

"Якутяне любят манго"

Фруктовых палаток, магазинчиков в Якутске очень много. И практически везде работают люди, приехавшие в РФ из соседних стран. Главным образом, из Киргизии. Наверняка у многих жителей города есть так называемый «свой фруктовик», проверенный и рядом с домом. Один из таких — Шавкат МУМИНОВ, приветливый и вежливый человек. Он уроженец небольшого городка Ноокат Ошской области Кыргызской Республики. Ему 37 лет, из которых вот уже тринадцать, как работает в Якутске.

Я попросил его рассказать о том, как ему работается здесь, насколько сложно жить в разлуке с семьей, а также, например, и о том, какие экзотические фруктовые предпочтения есть у горожан.

— Как получилось, что из солнечной Киргизии ты оказался в гораздо менее солнечной Якутии?

— До Якутска я был в других городах. Работал в Благовещенске, Новосибирске, Казани. А потом друзья предложили приехать в Якутск. Зарплату обещали чуть больше. И с тех пор я здесь. Уже тринадцать лет. Люди мне нравятся — добрые, хорошие и общительные. А я человек активный и общительность очень ценю.

— А есть мнение у гостей республики, что якутяне, наоборот, довольно закрытые.

— Я так не думаю. Мой опыт говорит об обратном.

— 15 лет вдалеке от дома. Сложно было уезжать? Там совсем нечего было делать?

— Работа есть. Но зарплата очень невысокая. И, главное, накопить ничего не получается. Фактически все деньги уходят на еду. Например, за такую же работу там я бы получал половину того, что есть у меня здесь. Хотя цены, конечно, тоже ниже. Сейчас вот картошка, к примеру, в Якутске стоит 80 рублей, а у нас 40 сомов, что в пересчете около 50 рублей. Хотя сейчас еще дешевле. И, конечно, фрукты дешевые. Самый лучший виноград — около 100 рублей.

— Ну это в Якутии такие цены, в других регионах они такие же примерно, как и у вас. За эти годы, наверное, уровень жизни в Киргизии все-таки вырос?

— Да, конечно. Многие и не уезжают на заработки. Предпочитают зарабатывать у себя. Но у меня так не получается. И образования не хватает.

— Даже за то время, что ты здесь, цены выросли вдвое. Рубль по отношению к доллару подешевел более чем вдвое. А вообще, еще выгодно работать здесь?

— Я такие деньги там не смогу заработать. А у меня четверо детей. И есть они хотят каждый день.

— Они никогда здесь не были?

— Не могу себе этого позволить. Не хватит средств. Поэтому езжу туда сам раз в год, когда совсем начинаю скучать по родным.

— Ты был здесь, когда после изнасилования местной девушки якутяне собрались на митинг в «Триумфе». Тогда призвали проверить всех мигрантов, а почти все фруктовые лавки закрылись на несколько дней.

— В те дни я был в Киргизии. Что тут сказать? Если один человек плохой, то это не значит, что целый народ плохой. Что касается меня, то я не боялся возвращаться. У нас есть поговорка, что если ты чист, то бояться тебе нечего. К тому же, думаю, люди тоже понимают, что нельзя судить всех из-за одного поступка. Что касается меня, то я никаких проявлений национализма по отношению ко мне не замечал. Я хорошо отношусь к людям, и это отдается мне. Всегда стараюсь найти общий язык с людьми. Хотя, конечно, иногда приходится потерпеть, помолчать. Не всегда бывает сладко. Но все это ради детей.

— Нет намерений в другой город переехать или попробовать работать в другой стране?

— Друзья зовут в Южную Корею. Рассказывают, что очень неплохо получают, работая садовниками. Мне, конечно, хотелось что-нибудь поменять. Заниматься одним и тем же надоедает. А что касается других регионов России, то я уже говорил, что раньше работал в других городах. И, кстати, пару лет назад еще в Новом Уренгое был. Но в Якутске мне больше нравится.

— Тебе да. А не замечаешь, что твои земляки начинают уезжать?

— У меня только один такой пример. Остальные, как и раньше, работают, потом едут в отпуск и возвращаются.

— Кстати, а киргизская община каким-то образом помогает? Связь есть?

— Может помочь, если какой-то конфликт произойдет. Я никогда за помощью не обращался. Но могу сказать, что в мечети нам объясняют, как себя правильно вести в обществе. Что делать можно, а чего не следует.

— А СВО в Украине никак не повлияла на твою жизнь и работу в России?

— На мою работу влияния не оказывает. Хотя цены растут и у нас ассортимент стал меньше. Европейской продукции почти нет. Причем и из Латинской Америки тоже ничего нет. Стало больше продукции из Узбекистана, Армении, Китая.

— Российского больше стало?

— Да. Вот из последнего, например, помидоры из Чувашии появились.

— Покупательские предпочтения как-то изменились? Вообще, покупателей не стало меньше?

— Покупатели не исчезли. Хоть дорого, но люди покупают. И, на мой взгляд, покупать меньше не стали. Уже привыкли. К тому же на Севере особенно нужны витамины. Еще вот одно наблюдение. Например, у нас такого ассортимента, как здесь, нет. Мои дети не знают, что такое экзотические фрукты, такие как авокадо или ананас, например. В наших фруктовых лавках черешня, яблоки, дыни, виноград — всё, что растет в Киргизии.

— Кстати, а какие экзотические фрукты больше любят якутяне?

— Больше всего манго. Очень много продаю именно манго. Ананасы еще пользуются популярностью.

— У тебя четверо детей. Это не просто жить на таком расстоянии от них.

— Очень сложно. Но есть мечта — достроить дом. Потом вернуться и начать заниматься другим делом. Но для этого нужны деньги. Надеюсь, еще через три-четыре года работы необходимая сумма у меня появится и я смогу вернуться.

— Какая главная сложность в жизни вне своей культуры, вдалеке от дома?

— Самое сложное — это одно, и это тоска. Жить без родных, тем более без детей — это самое непростое. Друзья или какие-то увлечения или развлечения в этом не помогают. Наступает момент, когда просто уже не можешь быть без них. Поговорить с мамой, поиграть с детьми. Всё остальное я могу побороть, а с этим ничего не сделать. Болезнь души.

— Есть несколько вопросов о твоей работе. Любопытно, как утилизируется испорченный товар.

— Идет на свалку. Мы платим деньги, и испорченное забирается и вывозится на свалку.

— То есть на точки приезжают?

— У нас точка маленькая и нестандарта немного. А у оптовиков выбрасывается ящиками.

— На твой вкус, какие больше овощи нравятся? Местные или привозные? Например, помидоры.

— Местные с таким кисло-сладким ароматом, а привозные уже с более насыщенным вкусом, спелые. Вот, например, эти чувашские мне нравятся больше, чем якутские. На мой вкус, они спелее, и я предпочитаю именно такие.

- Есть еще, конечно, главный сезонный вопрос, который будоражит умы потребителей. Как все-таки выбирать арбузы и дыни?

— Арбузы нужно брать полегче, а дыни потяжелее. То есть если есть два арбуза одинакового размера, а по весу один весит 11 килограммов, а другой — 12, то нужно брать тот, который легче. А с дыней наоборот.

— А то, что говорят, что на цвет нужно ориентироваться, стучать куда-то?

— Нет, это всё «понт», если по-простому. Еще, конечно, сезонность важна. С августа самое время.

 — Кстати, а какой твой свой самый любимый фрукт?

— Виноград. Много там всего полезного. Больше всего нравятся кишмиш и «дамские пальчики». Вот которые у меня здесь в магазине, они как раз из Киргизии.

— Спасибо за разговор. И удачи!

И. БАРКОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb