Главная » 2024 » Сентябрь » 6 » "Кенийку может победить только кенийка"

"Кенийку может победить только кенийка"

В субботу в Якутск прилетела суперзвезда Якутии, России и Кыргызстана бегунья Сардана Трофимова, которая не нуждается в представлениях. Она стала первой участницей марафонского забега Олимпийских игр из Якутии. Спортсменка на Олимпийских играх заняла 14-е место среди 90 сильнейших легкоатлеток планеты. Это достойнейший результат! В Париже Сардана установила новый рекорд Кыргызстана. В аэропорту Трофимову встретили руководство Республиканского центра спортивной подготовки сборных команд, родные и друзья.

Сегодня прославленная бегунья — гость «ЯВ» в прямом смысле слова, потому что по нашей просьбе выкроила время и заехала в редакцию.

2 ЧАСА 26 МИНУТ 47 СЕКУНД

— Признаться, я подумал, что вы сразу уедете в деревню в Верхневилюйский улус.

— Вот только собираюсь. Я приехала в субботу, а в воскресенье из-за акклиматизации заболела, когда ездила помогать друзьям с тренировкой. Там меня и продуло. Только выздоровела и бегаю по делам в Якутске. Но в деревню еду обязательно!

— Надолго в Якутию?

— Надолго. В последний раз я была в Якутске после старта в Ганновере, где стала четвертой. Это было в апреле.

— Якутск меняется от приезда к приезду? Мы здесь особо не замечаем.

— Очень! Везде кипит работа, будто одна большая стройка. Появляются новые здания. Очень хочу посмотреть на преображенную площадь Ленина. Очень много изменилось буквально за полгода, причем в лучшую сторону, чему я безмерно рада.

НЕПОБЕДИМЫЕ КЕНИЙКИ

— Сардана, расскажите, что было на Парижском марафоне? Какой стратегии вы придерживались? Все шло по плану во время забега?

— Парижскую трассу мы начали изучать еще в начале подготовки к старту. И поняли, что трасса сложная: очень много спусков и подъемов. Поэтому работали в горах Кыргызстана, где сложный рельеф, а потом начали тренироваться в Кисловодске, где такая же гористая местность. Кисловодская трасса славится своим сложным рельефом. Моя стратегия заключалась в работе над временем. Вообще, марафон — это такой вид спорта, где бегун однозначно никогда не скажет: «Я иду побеждать! Я стану чемпионом». На победу может повлиять целая масса разнообразных факторов. Марафон — это лотерея. Может повезти, а может нет. Даже если я на пике формы, суперподготовлена, то все равно рассчитать чистую победу невозможно. Например, вечером или утром перед стартом съел чего-то неправильного — и всё насмарку. Организму много чего может не понравиться. А бывает так, что толпа бежит, ты не успеваешь реагировать и тоже бежишь, причем быстрее, чем следовало бы. Может крупно не повезти. Это как рулетка. Поэтому я думала только о себе — это главная моя стратегия. Мне надо было думать о времени, и у меня это получилось.

— 2 часа 26 минут 47 секунд. Это в принципе ваше время? Можно было бы улучшить?

— Что сделано, то сделано. И я довольна. Да, могла бы переплюнуть свой личный рекорд, потому что приехала в Париж в прекрасной физической и эмоциональной форме. Правда, я никогда так готова не была, как во Франции. Если бы не эта рельефная трасса. Но что ж сейчас поделать? И потом марафон — это такая штука, что в течение 10 секунд ты можешь обогнать десятки человек. А могут и тебя обогнать. Я всегда говорю, что места на марафоне распределяет Бог. От тебя дело за малым — не тупить на трассе, не испортить забег. 2 часа 26 минут 47 секунд на такой трассе — для меня это очень хороший результат. Я 2 часа 24 минуты 39 секунд бежала в 2015 году во Франкфурте. Зная свою подготовку, я бы выбежала из этого результата, если бы не рельеф трассы.

— Вы говорите, что везение. Но есть же фавориты. Вообще, возможно победить кениек и эфиопок?

— Кенийку может победить только кенийка, а эфиопку — эфиопка. Хотя я обошла нескольких и тех, и других. До Олимпийских игр всегда считала, что с ними можно бороться на равных, если идеально подготовиться. Но сейчас я пересмотрела свои взгляды. Поняла, что это совсем другие люди. Другого ума, другого строения костей и вообще другого телосложения. Есть зазор, когда кенийки и эфиопки в плохой физической форме, но такое редко с ними бывает. Считаю, что в Париже я очень грамотно разложила свой бег, но, даже несмотря на это, мне не удалось их одолеть.

 — А что нужно, чтобы их обыграть? Кроме везения.

— Я тренируюсь в Кыргызстане, на высоте 1600 метров над уровнем моря. По максимуму использую эффект гор. А кенийки изначально родились и живут на высоте 2300 метров над уровнем моря. И во время забега их организмы не нуждаются в большом потреблении кислорода. То есть они уже родились с гипоксией, у них с рождения пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Им много кислорода не надо. А я родилась в Якутии на высоте ноль. Это ни в коем случае не оправдание! Просто объясняю расклад. У нас максимум — 1200 метров над уровнем моря в Кисловодске, поэтому туда приходится ездить.

— А вы этих кениек выигрывали?

— Конечно. И у меня не только впереди были кенийки, их много было еще сзади. Они физически были сильны, но неграмотно разложили бег.

— Вы участвовали в огромном количестве международных турниров. Какие ощущения от Олимпиады?

— Это было нечто потрясающее! На Олимпиаде я выступала впервые, и это было для меня как праздник. Честно! Сколько лет бегаю марафон, такого уровня поддержки я не встречала. У нас самый масштабный марафон — Московский. Там обычно на последних 400 метрах стоит коридором толпа людей с плакатами, свистками. В Париже же все 42 километра трассы не было ни клочка земли, где бы не стоял болельщик и не кричал! А я обожаю такую атмосферу, которая поднимает спортивный дух. Это придает сил. Так что все 42 километра я бежала себе в кайф! Не хотела останавливаться! Никогда и нигде со мной такого не было! На иных марафонах бежишь и думаешь: «О! Осталось 10 километров! Давай, Сардана, поднажми! Скоро это все закончится!». А в Париже первый раз в жизни не хотелось, чтобы трасса закончилась.

— С погодой же повезло?

— Кто-то говорил, что им было жарко. Для меня была вполне комфортная температура. Для меня вообще на Олимпиаде все было идеально! И погода, и трасса, и соперники.

— В Бишкеке вам за участие в Олимпиаде подарили 500 тысяч сомов (больше четырех миллионов рублей) и автомобиль. Что за тачка? Вы водите?

— К сожалению, у меня нет водительских прав. Машина красивая, Chevrolet Tracker. Хорошая и красивая. Мы хотели из Бишкека в Якутск приехать на этой машине, поэтому задержались, ожидая документов на авто. Но это оказался долгий процесс, мы оставили машину и прилетели на самолете.

«СЧИТАЮ СЕБЯ ПАТРИОТОМ»

— Непростые вопросы, но мне придется их задать. В российском обществе очень много людей призывало бойкотировать Олимпиаду. А уж если человек ради главных стартов в жизни поменял гражданство, то для некоторых он и вовсе враг № 1. Как вы к этому относитесь?

— Спокойно. Я не скажу, что все россияне придерживаются такой точки зрения, но вы правы, такие голоса раздаются. А спортсмены, которые прошли этот путь, думают совсем по-другому. Люди, далекие от спорта, которые не знают, что мы на протяжении жизни переживаем, чтобы выступить на Олимпиаде, естественно, могут говорить всё, что угодно. Пусть говорят. Меня это никак не задевает, каждый человек имеет право на свою точку зрения. Прежде чем судить человека, надо походить в его обуви. Я бы посмотрела на критиков, которые могут поехать на Олимпиаду, пусть и от другой страны, но из-за мнимых принципов туда не едут. Я много лет в спорте. Олимпиада для меня была мечтой. Для меня Олимпиада была и остается вершиной точки, куда стремятся спортсмены. Да, я выступила на Олимпиаде от Кыргызстана. Ни о чем не жалею! Оно того стоило! Быть в олимпийской деревне, ощущать эту атмосферу, ауру, сидеть за столом с олимпийскими чемпионами — это дорогого стоит. Я 12 лет этого добивалась. Чего мне эти диванные критики? Я просто не обращаю внимания.

— Вы активно ведете соцсети. Сталкивались с хейтом? Писали, что вы предательница, которая променяла Россию на Кыргызстан?

— Именно в мои соцсети ничего подобного не писали. Но в различных пабликах я видела такие мнения. Меня это не задевает вообще никак. Я знаю свою дорогу, по которой иду. Для меня главное — чтобы родные, близкие и друзья поддержали. На посторонние негативные мнения мне по барабану.

 — А среди спортсменов в Париже не было к вам пренебрежительного отношения? Все же знают, что вы из России…

— Что вы, нет! Я же говорю: люди, которые в активном профессиональном спорте, они прекрасно знают, чего стоит только одна путевка на Олимпиаду! Осуждают только люди, бесконечно далекие от спорта. Они даже не пытаются понять нашу мотивацию. И я вообще не понимаю, почему этот хейт только по отношению к спортсменам и актерам. Есть же масса профессий! И люди уезжают работать туда, где им удобнее и комфортнее. Людям свойственно стремиться к большому и к большему. Это же элементарно. Не считаю, что какие-то обстоятельства должны загонять нас в некие рамки. Не считаю себя предателем Родины. Более того, я патриот России и Якутии, каких еще поискать. Если бы я невыездная сидела и плакала о своей доле, то кого бы мотивировала? А я считаю, что мотивирую огромное количество россиян, в том числе и детей.

— К каким соревнованиям будете готовиться?

— Ни к каким. Сейчас полностью восстанавливаюсь и отдыхаю. В ближайшее время не планирую где бы то ни было участвовать.

— А чем займетесь?

— Семьей. Я очень много лет отдала профессиональному спорту. Сейчас надо восполнять пробелы. Хочется простого человеческого семейного счастья. Без бесконечных сборов и тренировок.

— Вы обжились в Кыргызстане? Ощущаете себя частью этого спортивного мира?

— Конечно. Я больше десяти лет тренируюсь в Кыргызстане. Живу на базе для спортсменов, куда приезжает очень много атлетов со всего мира. Приезжают на сборы триатлонисты, велосипедисты, лыжники, борцы. Есть санатории, готовые принять спортсменов. Представлена вся инфраструктура: трассы, бассейны, массажные, столовые со спецпитанием. Я же туда езжу, естественно, за всем вышеперечисленным и за высотой. Сначала ездила на три месяца в году, затем все чаще и дольше. Например, в прошлом году в Якутии была максимум два месяца. Все остальное время жила в Кыргызстане. Эта страна меня очень хорошо приняла. Я ей благодарна. И всем людям. Я быстро влилась в коллектив.

— Слухи ходят, что вы приобрели шикарную недвижимость на берегу озера Иссык-Куль…

— Небылицы всякие пишут. Мне финансы не позволят шикарные апартаменты.

— У нас же зимой особенно не набегаешься. Возможно, из-за этого у нас мало марафонцев? В отличие от тех же борцов? Это же надо постоянно ездить в Кисловодск бегать?

— Кстати, это распространенное заблуждение. У меня есть подруга Надежда Бут, двукратная чемпионка России на 100 километров. Она сейчас готовится к третьему чемпионату России, 28 сентября у них будет старт в Нижнем Новгороде. Так вот Надя никуда на сборы не ездит. Тренируется исключительно здесь, в Якутии. При этом она живет жизнь обычного якутянина. Работает с утра до вечера, а не целый день занимается. Когда есть время — бегает. Да, у нас холодно. Но у кого есть желание, обязательно достигнет результатов и здесь.

— У вас есть какие-то ритуалы перед стартами?

— Мы с моим тренером Татьяной Жирковой, трехкратной чемпионкой мира и Европы, обязательно должны обменяться энергией с помощью обнимашек. Когда-то давно она подарила мне на тренировке резиновый браслет, я с ним участвовала на соревнованиях до 2021 года. Потом он порвался. И теперь она мне дает собственный браслет на старты. Она с ним спит даже. Поэтому энергию Татьяны Юрьевны я ощущаю на протяжении всего забега. Сила тренера всегда со мной, и, когда я бегу, не забываю об этом.

— Извините за вопрос. Вам 36 лет. Не задумывались об окончании спортивной карьеры?

— У меня была цель — Олимпиада. Я своей цели достигла. Но из профессионального спорта уходить пока не собираюсь. Если силы и здоровье будут, продолжу карьеру.

— Тренерская работа?

— Меня тренерская работа пока не привлекает. Я могу тренировать, но ведь должно появиться еще и желание. Пока такого желания нет. Возможно, через два-три месяца об этом задумаюсь. Пока планов уходить нет.

— А нет после Олимпиады опустошенности? Вот была цель, и теперь она достигнута. Мечтать-то не о чем уже!

— В первую неделю как раз такие ощущения и были! Я была немного растеряна: что же дальше? 12 августа проснулась человеком без цели. Потом взяла себя в руки. Поняла, что передо мною — целая жизнь! С другими целями и задачами! Это же прекрасно!

— Сейчас тренировок стало существенно меньше?

— Да. Тренируюсь только для поддержания формы.

— А какие-то изменения с телом происходят, когда резко бросаешь интенсивы?

— Да. Чуть-чуть ушли мышцы.

— Есть плюсы: можно теперь питаться чем душе угодно!

— Я бы не сказала, что сидела на жесткой диете. Я всегда ела то, что требует мой организм. Всегда могла кусок пиццы съесть или гамбургер. Только мой организм не привык к нездоровой пище. Я просто сама не ем жирное. Привычка с юности. Но все, кто меня знает, никогда не скажут, что я суперПП-шница. Я научилась прислушиваться к организму и точно знаю, что мне надо и можно съесть. И главное, в каких количествах.

— Наши парни-борцы примерно за неделю объявили, что перестают вести соцсети, займутся подготовкой к ковру. Вы же вели свою соцсеть весьма активно! Вам это не мешало сосредоточиться? И что для вас запрещенограм?

— Я все равно уменьшила количество постов. Но да, соцсеть свою люблю, заполняю контентом, когда есть что сказать или показать. А почему нет? В конце концов, мои близкие должны были знать, что со мной происходит, в какой я форме и чем дышу. Для меня соцсеть особой нагрузки не делает. Запостила, пошла дальше. Я не отвлекаюсь на интернет. К тому же перед вылетом на Олимпиаду мне взломали ватсап, поэтому у меня сейчас другой номер. Я сочла, что это знак Вселенной, чтобы не отвлекалась, и всю Олимпиаду сидела без этого мессенджера. Очень много отвлекающих сообщений было.

«МУЖ НАУЧИЛСЯ ДЕЛАТЬ МАССАЖ»

— Прошлым летом вы вышли замуж за Евгения Луковцева. Очень трогательный был момент, когда вы на врученный в Париже телефон для спортсменов сразу же поставили фото мужа. Он за вами ездит по городам и странам? Расскажите про него.

— У Жени работа позволяет выезжать в города и страны, куда выезжаю я, так что чаще всего он меня сопровождает. Он рядом все время! Муж — это самая большая моя поддержка. Без его помощи я бы так не бежала! С утра до вечера он работает со мной. Его расписание идентично с моим расписанием. Каждое утро он просыпается рядом и делает мне профессиональный массаж, которому научился, кстати, по видеоинструкции в YouTube. Лечит мои старые травмы. После этого мы идем на тренировку. Я бегу, он едет на велосипеде. Ухаживает за мной, подает воду, еду. Там же, в YouTube, научился делать тейпирование моего травмированного колена. Я без него никуда! И вечером устает не меньше, чем я. Мне нравится искать в интернете различные рецепты и готовить вкусные блюда. Но чаще для меня еду готовит муж. Муж работает горным инженером. Мы с ним познакомились на свадьбе моей сестры. Он был шафером на той свадьбе, а я в тот день поймала букет невесты. Потом Женя взял мой номер у моей сестры и написал мне, вот так мы начали общение, потом все это потихоньку переросло в отношения.

— Предложение он вам сделал максимально романтично — в Дубае на глубине Персидского залива во время занятий дайвингом. Увлекаетесь дайвингом?

— Нет! Это вообще было мое первое погружение! Женя меня долго настраивал, чтобы я не паниковала. И я даже не догадывалась, что под водой он мне предложит выйти за него замуж. Это было очень неожиданно!

— Сейчас вы наконец поедете в деревню. Чем займетесь?

— По ягоды уже, наверное, не успею, а вот за грибами схожу. Дел невпроворот. Надо со всеми срочно увидеться. Дело в том, что Женя у меня намский и еще не был в моем отчем доме, где я выросла. Времени не было пока, а сейчас надо со всеми познакомить. Особенно хочу познакомить его с моими учителями, одноклассниками, друзьями, родными. У меня в Тамалакане очень много людей, которые хотят с ним вживую познакомиться.

— Может, тогда вторую свадьбу там сыграть?

— Эсь, хватит! Хорошего понемногу.

— Что вы думаете о материнстве?

— Мечтаю родить ребенка. И теперь, когда Олимпиада позади, задумываюсь об этом все чаще.

 СПРАВКА «ЯВ»

Сардана Александровна Трофимова (род. 28 марта 1988, Якутск, Якутская АССР, СССР) — спортсменка, мастер спорта международного класса (лёгкая атлетика), пятикратная чемпионка России по марафону. Училась в институте физкультуры и спорта СВФУ (отделение легкой атлетики), но на пятом курсе ее отчислили за то, что уехала на сборы и не сдала один экзамен.

Окончила Чурапчинский институт. Бывший член сборной России по марафону, с 2022 года выступает за Кыргызстан. В октябре прошлого года завоевала бронзовую медаль в марафоне на Азиатских играх в Ханчжоу (Китай). У Сарданы есть сестра-близнец Саргылана и брат Сахамин, который младше их на четыре года. Саргылана живет со своей семьей в Якутске. А Сахамин окончил Институт имени Баумана в Москве, сейчас учится в магистратуре. Мама, Мария Ивановна, тоже ведет здоровый образ жизни.

 

Беседовал Михаил РОМАНОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb