Криминальный авторитет отсудил деньги у МВД России
Необычный гражданский иск рассматривался в начале февраля в Якутском городском суде. Криминальный авторитет Прокопий Тимофеев (Прошка Сунтарский), хотя таковым он себя не считает, отсудил у МВД РФ деньги за причиненные моральные страдания и возмещение ущерба. Честно говоря, мы не припоминаем, чтобы когда-нибудь криминальные элементы судились с Министерством внутренних дел РФ. Обычно влиятельные люди из этого мира не судятся ни со СМИ, ни тем более с силовиками. Но вернемся к иску.
В своем исковом заявлении Тимофеев указал, что 4 сентября 2019 года он подвергся незаконным действиям со стороны врио начальника ОМВД РФ по Сунтарскому району полиции Терентьева. Тимофеев был задержан за появление в общественном месте в алкогольном опьянении, и ему в качестве наказания был назначен административный штраф в 500 рублей. При этом в своем исковом заявлении он сообщает, что его задержание длилось более 48 часов, все это время он находился в стоячем положении в железной клетке-вольере, без сна, без приема пищи, воды и без возможности сходить в туалет. Далее Прошка сообщает, что он потратился на услуги адвоката в 50 тысяч рублей, а этот неприятный для него инцидент был внесен в качестве «отрицательного характеризующего материала» в базу данных Информационного центра МВД Якутии.
В иске он обращает внимание, что это его незаконное административное задержание рассматривалось в судах. Сунтарский районный суд согласился с тем, что права Тимофеева были нарушены сотрудниками полиции, и судебное решение даже устоялось в Верховном суде республики. Прокопий указывает и на то, что эта недостоверная информация о его появлении в пьяном состоянии содержалась в материалах уголовного дела, была доступна СМИ, поэтому ему были причинены нравственные страдания. В итоге он попросил взыскать с Минфина России причиненный материальный ущерб в 50 тысяч рублей, а также компенсацию морального вреда в 20 тысяч.
Здесь надо отметить, что судебные процессы по этому делу Прошки Сунтарского тянутся аж с 2022 года. За это время была произведена замена ответчика — с Министерства финансов РФ на МВД России. Затем истец увеличил исковые требования, прося дополнительно взыскать судебные расходы в сумме 47 тысяч рублей. В эту сумму ему обошлась нотариально заверенная WhatsApp-переписка с сунтарскими полицейскими.
***
На недавнем состоявшемся судебном заседании его представители поддержали требования в полном объеме, прося взыскать с МВД РФ сумму ущерба в 50 тысяч рублей, компенсацию морального вреда в 20 тысяч рублей и судебные расходы на сумму 47 080 рублей. В то же время представитель ответчиков МВД РФ с иском не согласилась: сумма ущерба в 50 тысяч рублей чрезмерно завышена; требование о компенсации морального вреда необоснованно, потому как истец не предоставил доказательства о причиненных ему нравственных и физических страданиях.
Представители Сунтарского районного отдела полиции на судебное заседание не явились, а направили письменный отзыв, в котором просили суд отказать в требованиях Прошки.
Судья Валентина Цыкунова, в производство которой попало дело, изучив материалы, пришла к выводу, что столь нестандартный истец, в общем-то, прав. В феврале 2022 года Сунтарский районный суд действительно отменил постановление об административном правонарушении, к которому привлекался Тимофеев. Производство по делу было прекращено в связи «с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения». Но судья снизила аппетиты Прошки: вместо заявленных 117 тысяч рублей она постановила взыскать с государственной казны в его пользу всего 25 тысяч.
***
Напомним, что следственные органы обвиняли Тимофеева как организатора похищения человека, в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору, а также в занятии высшего положения в преступной иерархии. Судебный процесс, в котором фигурировали Прошка и его дружки, рассматривался судом присяжных. Осенью 2022 года суд присяжных заседателей снял с Тимофеева самые тяжелые обвинения. Он был оправдан по статьям «Занятие высшего положения в преступной иерархии», «Организация похищения человека», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору». Единственное, что суд присяжных заседателей признал, — это то, что Тимофеев был соучастником в возможном подстрекательстве для избиения человека. Ему было назначено 8,5 лет в колонии особого режима. Остальным четверым подельникам Прошки повезло куда меньше.
Также отметим, что фигура Тимофеева знакома и нам. Он ранее подавал иск на «Якутск вечерний», считая, что одна из публикаций о нем нанесла ему репутационный вред. Он просил суд взыскать с газеты семь миллионов рублей, но ему было отказано.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА