Главная » 2023 » Ноябрь » 12 » Крути своих, чтобы чужие боялись

Крути своих, чтобы чужие боялись

В «ЯВ» обратился подполковник полиции, ветеран МВД, кавалер ордена Мужества и заодно председатель общественно-наблюдательной комиссии Якутии за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Егор Иннокентьев, рассказавший нам свою довольно любопытную историю.

Он проработал в правоохранительных органах более 20 лет, возглавлял районные отделы полиции, дослужился до зама начальника по оперативно-розыскной части управления уголовного розыска МВД Якутии. Но полицейский Иннокентьев, выйдя на пенсию, даже в мыслях не мог представить, что когда-нибудь ему будут выкручивать руки свои же. Люди в погонах. А история тут такая.

ВЕРСИЯ ИННОКЕНТЬЕВА

27 сентября прошлого года Иннокентьев вместе с семьей и восьмимесячным сыном ездил по направлению педиатра в бассейн и на лечебный массаж. Ребенку нужно поправить здоровье, поэтому родители уделяют ему большое внимание. После они заехали в ресторан на обед.

Егор ИННОКЕНТЬЕВ:

— Пообедав в ресторане, мы вышли и стали садиться в свою автомашину. Когда я посадил ребенка в автокресло, супруга сказала, что кто-то стоит сзади. За мной стояли два абсолютно незнакомых мне человека, которые пытались скрутить мне руки и посадить в автомобиль. Оказалось, что это были оперуполномоченные управления экономбезопасности МВД Якутии Сивцев А. П. и Захаров В. Е. Они не представились, не предъявили служебного удостоверения, даже не попросили у меня документы, а сразу налетели. Но как это понимать? Когда стали разбираться, что произошло, они вручили мне просроченную повестку за подписью дознавателя Поповой. Я возмутился, сказал, что повестка недействительная. Тогда один из них сказал: «Давайте ручкой исправим». Я попросил оперативников выписать у дознавателя новую повестку на позднее время, но это их разозлило, они схватили меня за руки, начали выкручивать за спину, чтобы дотащить меня до своего автомобиля.

— Егор Павлович, а вообще за что вас задержали? Вы фигурировали в уголовном деле? Какой у вас был статус?

— В 2021 году некий Горохов получил фиктивное удостоверение об обучении на курсах по безопасному обращению с огнестрельным оружием с печатью, принадлежащей учебному центру «Гарант», где являюсь учредителем. Я должен был прийти к дознавателю Поповой для дачи объяснения в качестве свидетеля, но заранее ее предупреждал, что могу прийти только вечером, потому что весь день занимаюсь семьей и младшим ребенком. Она была прекрасно об этом уведомлена.

— А что было дальше?

— После того как мне отпустили руки, я почувствовал сильную, резкую боль в плече. Сказал об этом. И вместе с семьей поехал в травмпункт. Сивцев и Захаров последовали за нами. В травмпункте врач, осмотрев меня, установил кровоподтек мягких тканей правого бедра; травму манжеты правого плечевого сустава; кровоподтеки мягких тканей правого плеча. Как так можно задерживать? Без удостоверений, с просроченной повесткой, выкручивая руки. Ну я ведь сам из правоохранительной системы. Ну сказали бы нормальным языком: «Надо проехать к дознавателю». Разве я скрывался? Честно говоря, мне по-человечески обидно за себя.

Около 17 часов я вышел из травмпункта с адвокатом Константином Андреевым, меня ожидали на улице Сивцев, Захаров и еще два сотрудника. Адвокат спросил: «На каком основании вы хотели доставить Иннокентьева к дознавателю? Есть ли у вас постановление о приводе?». У них этого документа не было. Адвокат поговорил с оперативниками УБЭП и подписал повестку. На следующий день, 28 сентября, я встретился с дознавателем Поповой и дал ей объяснения.

Сотрудники полиции имеют право при задержании применять физическую силу и спецсредства, однако в моем случае у них не было законных оснований для этого. У меня на тот момент не было статуса свидетеля, ни разу не вручалась повестка. Но я не стал это дело оставлять просто так, а написал заявление о привлечении этих сотрудников УБЭП по статье «Превышение должностных полномочий», потому что считаю, что мои конституционные права были нарушены. Я сам в настоящее время являюсь председателем общественно-наблюдательной комиссии, защищаю права людей, но мои права тоже нарушаются. Получил средний вред здоровью, вынужден был какое-то время не работать, а находиться на больничном. Вот скажите, в чем я не прав? Если я, человек из правоохранительной структуры, столкнулся с беспределом, то страшно подумать, с чем сталкиваются обыкновенные граждане.

— Оперативников привлекли или нет?

 — Нет. Мне пять раз было отказано в возбуждении уголовного дела.

— Почему?

— Не видят законных оснований. Я вынужден писать жалобы. Обращался в ОСБ МВД Якутии, к министру Прокопенко. В сентябре этого года следователь следственного отдела СК Якутии Романов написал мне сообщение, что уголовное дело будет возбуждено по статье ч. 3 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в отношении Сивцева и Захарова. Он направил проект постановления возбуждения уголовного дела в следственное управление СК РФ по Якутии, но меня никуда не вызывали. И у этой истории появилось другое продолжение.

— Что еще произошло?

— Спустя год на мою супругу возбудили уголовное дело.

— За что?

— По статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Когда полицейские пытались усадить меня в свой автомобиль, разумеется, супруга заступилась. Так поступила бы любая жена.

****

Виктория, супруга:

— Вы будете удивлены, но я сама из этой же системы. В прошлом я старший следователь, проработала в Хангаласском отделе полиции. Обычно в мужские разговоры не лезу, но тут почувствовала, что подошедшие к нам двое мужчин были настроены агрессивно. Спросила, в чем дело, на что один из них мне грубо ответил, чтобы я отошла, мол, они сами разберутся. Я боялась, что может начаться драка, потому как они все время пытались супруга куда-то увезти. Мужчина в сером пальто и кепке стал держать мужа за правую руку, а тот, который был в черном пальто, держал его за левую руку, и они дергали мужа в разные стороны. Хотела всё снять на видео и, пока разбиралась с телефоном, услышала, что супруг закричал от боли. Я подбежала и стала их отталкивать. Один из них сделал выпад в мою сторону и сказал: «Отойди отсюда, что мешаешь?». Я рефлекторно взмахнула рукой и попала по козырьку его кепки. Никаких ударов с моей стороны не было. Они не представились, у них не было с собой повестки, не объяснили, кто они такие, зачем и куда хотят увезти супруга.

— То есть сейчас вам предъявляют, что вы нанесли удары полицейским?

— Да. Мне предъявили обвинение, что я трижды ударила кулаком Сивцева по голове, а Захарова толкнула в грудь, зная, что они являются сотрудниками правоохранительных органов, и чтобы помешать их законным действиям. Уголовное дело возбуждено только на показаниях полицейских.

14 октября у меня заболел ребенок, а 16 октября на меня возбудили уголовное дело. 30 октября в 10 часов утра я должна была прийти на допрос к следователю по повестке. Сейчас сезон гриппа, ОРВИ, у меня заболел ребенок. Вместе с ним в это же утро я поехала к педиатру, записалась на 9 утра. А в 9.40 в поликлинику приехали полицейские и меня с больным ребенком забрали оттуда к следователю, то есть был осуществлен незаконный принудительный привод. При этом следователь знал, что на это время мой адвокат занят, что он находился на судебном процессе по другому делу, но, несмотря на это, был осуществлен привод. Кроме этого, следователь пригласил сотрудника ПДН.

 — Зачем?

— Мне говорили, мол, отдай ребенка сотруднику ПДН, будем допрашивать. Если я не соглашусь, то грозили привлечь опеку. Все эти действия происходили без присутствия адвоката.

— А почему спустя год возбудили дело? Почему не сразу в сентябре прошлого года?

Егор ИННОКЕНТЬЕВ:

— А здесь у меня одно объяснение: чтобы узаконить незаконные действия сотрудников полиции, теперь к ответственности привлекли мою супругу. Если бы мы считали себя виноватыми, то не обратились бы к вам в газету.

«ЛЮДИ ЗАЩИЩАЮТСЯ, А НА НИХ ВОЗБУЖДАЮТ ДЕЛА»

Дмитрий АНТИПЬЕВ, адвокат Виктории:

— Обвинение предъявлено 8 ноября текущего года. В отношении нее возбуждено уголовное дело, она допрошена в качестве обвиняемой.

— Виктория рассказала нам про случай в педиатрии, куда она приезжала с больным ребенком.

— Считаю, что привод осуществлен незаконно, так как у Слепцовой на день оформления привода была повестка о прибытии к следователю к 10 часам. Однако сотрудники полиции приехали за Слепцовой в больницу, где она находилась с ребенком на приеме у врача, и забрали ее из медицинского учреждения в 09.30, то есть до времени, указанного в повестке следователем. По данному факту в адрес руководителя СУ СК России по Якутии, а также в республиканскую прокуратуру мною направлена жалоба, которая находится на рассмотрении. О результатах рассмотрения мне уведомление не поступало.

— А какие травмы получили полицейские?

 — С назначением судебно-медицинской экспертизы до настоящего времени нас не знакомили, в связи с чем я не владею информацией об имеющихся травмах у сотрудников полиции.

— Как вы считаете, дело вообще дойдет до суда?

— Дойдет ли дело до суда, сказать в настоящее время не могу. Мое мнение: в действиях Слепцовой отсутствует состав преступления, в котором следственные органы ее подозревают. По судебной практике следует, что обычные граждане России не застрахованы от нападения сотрудников полиции, а в случае самозащиты на них возбуждают уголовное дело. Суды не рассматривают по существу обстоятельства произошедшего и выносят обвинительный приговор. Однако необходимо заметить, когда сотрудники причиняют гражданам России телесные повреждения, что подтверждается заключением эксперта (об имеющихся телесных повреждениях), а также очевидцами произошедшего, Следственный комитет отказывает в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции. То есть силовые структуры, надзорные органы в виде прокуратуры, а также судебная система больше защищает самих себя, чем обычных граждан, однако все эти структуры создавались именно для защиты прав граждан.

Александр ВАСИЛЬЕВ, адвокат Егора Иннокентьева:

— По какой причине органы следствия не принимают решение о возбуждении уголовного дела на протяжении года, мне непонятно. Согласно постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела, сотрудники полиции вправе применять физическую силу в отношении Иннокентьева в соответствии с Законом «О полиции», но к показаниям потерпевшего следователь отнесся критически в связи с тем, что он якобы преследует какие-то свои интересы. Привод осуществляется в том случае, если свидетель уклоняется от явки по ранее врученной повестке. В данном случае Иннокентьев повестку не получал, повестку о вызове на допрос к дознавателю, выписанную на вчерашнее число, ему привезли сотрудники полиции и пытались получить подпись в её получении. На отказ в получении просроченной повестки и наличие договоренности с дознавателем подойти на допрос вечером сотрудники начали применять физическую силу, то есть фактически проводить задержание Иннокентьева. В результате моему доверителю были причинены телесные повреждения средней степени тяжести. При этом постановление о принудительном приводе Иннокентьеву не предъявлялось для ознакомления, соответствующие права не разъяснялись.

Незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела были отменены в связи с неполнотой проверки. В последующем в соответствии с требованиями УПК РФ основания для возбуждения уголовного дела имелись. В связи с тем, что процессуальные решения по заявлению Иннокентьева принимаются в нарушение сроков его рассмотрения и без достаточного обоснования, указанные бездействия обжалуются в порядке ст. 124 УПК РФ. В данном случае должно быть принято законное решение о возбуждении уголовного дела, а виновные лица привлечены к ответственности. Незнание закона и ведомственных приказов не освобождает от ответственности.

****

Но это версия супругов Иннокентьевых.

****

«ПОЛИЦЕЙСКИЕ ДЕЙСТВОВАЛИ В РАМКАХ ЗАКОНА»

Для объективности мы направили запрос в Следком республики, а также запросили информацию в МВД Якутии.

В МВД «ЯВ» вкратце сообщили, что полицейские действовали в рамках законодательства. А в СК Якутии сообщили следующее: «Информация по данному уголовному делу не может быть предана гласности в интересах предварительного расследования и участников уголовного судопроизводства. Следственным управлением проводится доследственная проверка по заявлению Иннокентьева Е.П. о неправомерных действиях сотрудников УЭБиПК МВД по Республике Саха (Якутия). По окончанию проверки будет принято процессуальное решение».

ЕСЛИ ВАС ЗАДЕРЖАЛИ

Если вас задержали сотрудники правоохранительных органов, они обязаны показать вам свое служебное удостоверение в развернутом виде, попросить у вас ваш документ, удостоверяющий личность.

У сотрудников правоохранительных органов в обязательном порядке при себе должно быть постановление о принудительном приводе. При задержании вы должны сразу настоять на присутствии адвоката. Говорить можно только при нем. Это правило нельзя игнорировать, даже когда хочется поскорее попасть домой.

Силовики будут проверять, не причастны ли вы к совершению преступления или правонарушению.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников. Статья 22 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Статья 14 Закона «О полиции» гласит, что граждане не могут быть задержаны на срок более двух суток (в некоторых случаях до 3 часов). После этого задержанный отпускается на свободу или суд выносит постановление о мере пресечения.

 

Екатерина ЧЕМЕЗОВА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb